Решение №04-16/18-06-21 РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, т... от 30 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Б. А.Р.

                  

                                   

РЕШЕНИЕ

по делу №04-16/18-06-21

30 августа 2021 года                                                                           г. Владикавказ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 

Председатель:                                          <…>  –  руководитель

                                                                  Северо – Осетинского УФАС России;

                                                                                                                                                                        

Члены комиссии:                                    <…>  –  начальник отдела контроля                            

                                                                  органов власти, рекламы  и финансовых

                                                                рынков Северо – Осетинского УФАС России;

 

<….>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского  УФАС России,

рассмотрев дело 04-16/18-06-21 в отношении Б.А.Р.по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, на рекламных баннерах на фасаде здания и на окнах магазина, следующего содержания: «BLACK SMOKE. Кальяны и аксессуары. Табак на кальяны. Электронные сигареты. Сигареты», сопровождаемая изображением табачных листьев, кальяна, сигарет и сигаретной упаковки, а также «Прокат кальянов» с изображением кальяна, содержащей признаки нарушения требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), 

  в отсутствие Б.А.Р. (почтовый конверт с почтовым идентификатором №80090362180317 вернулся в Северо-Осетинское УФАС России 25 августа 2021 года, согласно пункту 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» - риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской  Федерации  о рекламе, 13 мая 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, расположенная  по адресу: г. Владикавказ, ул.Х.Мамсурова, д.8«а», следующего содержания: «BLACK SMOKE. Кальяны и аксессуары. Табак на кальяны. Электронные сигареты. Сигареты», сопровождаемая изображением табачных листьев, кальяна, сигарет и сигаретной упаковки, а также «Прокат кальянов» с изображением кальяна.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

 

Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам:

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о   рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).

Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).

Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Информация, размещенная на рекламных баннерах следующего содержания: «BLACK SMOKE. Кальяны и аксессуары. Табак на кальяны. Электронные сигареты. Сигареты», сопровождаемая изображением табачных листьев, кальяна, сигарет и сигаретной упаковки, а также «Прокат кальянов» с изображением кальяна, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации. Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.

Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В данном случае несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе побуждает к отказу от здорового образа жизни.

Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 №1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке.

Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.

Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде и на окнах магазина, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Х.Мамсурова, д.8 «а» нарушающая требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой.

Кроме того, согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Так, информация, размещенная на рекламном баннере, на английском языке следующего содержания: «BLACK SMOKE. Кальяны и аксессуары. Табак на кальяны. Электронные сигареты. Сигареты», сопровождаемая изображением табачных листьев, кальяна, сигарет и сигаретной упаковки без перевода на русский язык, не соответствует требованиям части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Также, согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции..

В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Между тем, Б.А.Р. в Северо-Осетинское УФАС России не были представлены доказательства наличия разрешения Администрации местного самоуправления г.Владикавказа на установку рекламных конструкции по адресу г.Владикавказ.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Согласно собственноручному объяснению Б.А.Р., данному ОЭБ и ПК УМВД России по г.Владикавказу от 31.05.2021г., собственником магазина «BLACK SMOKE», расположенного по адресу г.Владикавказ, ул.Х.Мамсурова, д. 8«а», является – Битиев А.Р.

Таким образом, рекламодателем указанной рекламной информации является Б.А.Р.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия рекламодателя – Б.А.Р., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «BLACK SMOKE. Кальяны и аксессуары. Табак на кальяны. Электронные сигареты. Сигареты», сопровождаемая изображением табачных листьев, кальяна, сигарет и сигаретной упаковки, а также «Прокат кальянов» с изображением кальяна, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, г.Владикавказ,    нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  2.  Признать Б.А.Р.  нарушившим требования пункта пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  3. Б.А.Р. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Передать материалы дела №04-16/18-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков   Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б. А.Р.

 

В полном объеме решение изготовлено 30 августа 2021 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                    

 

Члены Комиссии                                                                

                                                                                                    

                                                                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны