Решение №2851 от 09.09.2016 г.; №2852 от 09.09.2016 г. Решение и Предписание Северо-Осетинского УФАС России по делу... от 27 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
 решение.pdf (2875.32 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация местного самоуправления

г. Владикавказа

 

 

ВМУП  «Владикавказгорсвет»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №04-08/01-04-16

 

 

05 сентября 2016 г.                                                                                                                               г.Владикавказ

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 сентября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 сентября 2016 года.

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)  в составе:

 

Председатель:                                                                                                             Р.Р. Плиев - руководитель

                                                                                                                                     Северо – Осетинского УФАС России;

                                                                                                                                                  

 Члены Комиссии:                                                                                                        М.Э. Бидихова - начальник отдела

                                                                           контроля   органов власти,

                                                                           рекламы и финансовых рынков

                                                                           Северо – Осетинского УФАС России;

 

                                                                         Л.С. Нарикаева - главный специалист -  

                                                                         эксперт отдела  контроля  органов власти,

                                                                                                                                    рекламы и     финансовых  рынков

                                                                                                                                    Северо – Осетинского УФАС России;

 

         

рассмотрев дело №04-08/01-04-16 по признакам нарушения Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа (далее – АМС г. Владикавказа, Администрация, место нахождения: 362040, г. Владикавказ,  пл. Штыба, 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие представителя ответчика – Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, (адрес местонахождения: РСО – Алания, г.Владикавказ, пл. Штыба, 2), надлежащим образом уведомленной о месте  и времени рассмотрения дела;

в отсутствие представителя заинтересованного лица – Владикавказского муниципального унитарного предприятия «Владикавказгорсвет», адрес местонахождения: РСО – Алания, г.Владикавказ, проспект Доватора, 12, надлежащим образом уведомленного о   месте и времени рассмотрения дела,

У С Т А Н О В И Л А:

 

Распоряжением Администрации местного самоуправления  г.Владикавказа от 08.02.2016г. №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа», опубликованным в газете «Владикавказ №17 (2049) от 18 февраля 2016 года, утвержден Порядок предоставления Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию «Владикавказгорсвет» в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что право на получение субсидии имеет Владикавказское муниципальное унитарное предприятие «Владикавказгорсвет», осуществляющее содержание, эксплуатацию и ремонт сетей уличного освещения г. Владикавказа.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулируя отношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Пунктом 3 данной статьи закреплено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, размещение муниципального заказа на оказание услуги по эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения г. Владикавказа могло осуществляться только на основании положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Установленный Распоряжением АМС г. Владикавказа от 08.02.2016  №28 порядок  определения подрядчика путем предоставления субсидии из бюджета муниципального образования г. Владикавказ на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа, не содержит категорий и критериев отбора претендентов на получение субсидии.

В таких обстоятельствах у  муниципального заказчика – АМС г. Владикавказа, отсутствовали законные основания для  непроведения закупки для обеспечения муниципальной нужды - осуществления эксплуатации и ремонта сетей уличного освещения   г. Владикавказа в 2016 году, в соответствии с Законом о контрактной системе.                    Неустановление Администрацией категорий (или) критериев отбора  юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на  получение субсидий,  а также наделение правом на получение соответствующей субсидии одного хозяйствующего субъекта - ВМУП «Владикавказгорсвет», нарушает требования части  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части  1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 54 Федерального закона №131-Ф3 и  статьи 24 Закона о контрактной системе.

В связи с наличием в действиях Администрации местного самоуправления г.Владикавказа, выразившихся в принятии распоряжения от 08.02.2016г. №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа», признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Северо - Осетинским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации местного самоуправления г. Владикавказа было выдано предупреждение (исх. №489 от 25.02.2016г.) о необходимости прекращения указанных действий в срок до 21 марта 2016 года, а именно - о необходимости отмены распоряжения АМС г. Владикавказа от 08.02.2016г. №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа».

Однако, письмом №1134 от 24.03.2016г. (вх. №1010(п) от 29.03.2016г.) АМС г. Владикавказа уведомила Северо - Осетинское УФАС России о том, что Администрация не усматривает в принятии распоряжения АМС г. Владикавказа от 08.02.2016г. №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа» признаков нарушения антимонопольного законодательства, распоряжение №28 не отменено, соответственно, предупреждение не выполнено.

В указанном отзыве Администрация указала, что распоряжение АМС г.Владикавказа от 08.02.2016 № 28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г.Владикавказа» принято в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ на основании решения Собрания представителей г.Владикавказ от 29.12.2015 №19/105 «О бюджете муниципального образования г.Владикавказ на 2016 год». Субсидирование из бюджета муниципального образования г.Владикавказ осуществляется с целью возмещения затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г.Владикавказа Владикавказским муниципальным унитарным предприятием «Владикавказгорсвет» в 2016 году. АМС г. Владикавказа также указала, что поскольку в хозяйственном ведении Владикавказского муниципального                унитарного предприятия «Владикавказгорсвет» находятся объекты уличного освещения г.Владикавказа, их содержание, эксплуатацию и ремонт осуществляет указанное предприятие. В ходе выполнения своих уставных видов деятельности у ВМУП «Владикавказгорсвет» возникают финансовые затраты, связанные с выполнением указанных работ.

Администрация указала также, что с учетом положений части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» АМС г.Владикавказа для финансового обеспечения исполнения своей публичной обязанности по благоустройству территории г.Владикавказа была вправе наделить соответствующими функциями созданное ею муниципальное предприятие, профинансировав данную деятельность предприятия в рамках главы 10 Бюджетного кодекса РФ, содержащей правовые инструменты, позволяющие выделять бюджетные ассигнования муниципальным предприятиям.

В этой связи, АМС г.Владикавказа с целью обеспечения бесперебойного функционирования сетей уличного освещения г.Владикавказа в 2016 году было принято решение о предоставлении субсидии ВМУП «Владикавказгорсвет» для финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением указанным предприятием своих уставных видов деятельности. С точки зрения Администрации, сложившиеся отношения между АМС г.Владикавказа и ВМУП «Владикавказгорсвет» регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ, а не Законом о контрактной системе. Предметом контрактов по Закону о контрактной системе являются поставка товара, выполнение работ или оказание услуг. Предметом же договора о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования г.Владикавказ является предоставление субсидии из бюджета муниципального образования г.Владикавказ на возмещение затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г.Владикавказа. Следовательно, предоставление субсидии не может являться предметом муниципального заказа на оказание соответствующих услуг.

По мнению Администрации, распоряжение АМС г.Владикавказа от 08.02.2016 №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г.Владикавказа» соответствует действующему законодательству, не содержит норм, нарушающих права и интересы граждан и юридических лиц.

На основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Северо-Осетинского УФАС России №23 от 01.04.2016г. возбуждено настоящее дело в отношении Администрации местного самоуправления г. Владикавказа по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В письменном отзыве от 14.04.2016г. №68 (вх. №1291 (н) от 14.14.2016г.)  АМС г. Владикавказа привела доводы, повторяющие доводы отзыва Администрации от 24.03.2016г. №1134п (вх. №1010(п) от 29.03.2016г.), указанные выше.

В свою очередь, из письменных пояснений ВМУП «Владикавказгорсвет» от 13.04.2016г. следует,  что с доводами изложенными в определении о возбуждении дела №04-08/01-04-16 от 01.04.2016г., исх. №1467, в отношении АМС г. Владикавказа ВМУП «Владикавказгорсвет» не согласно в виду того, что, согласно части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно п. 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них и организации благоустройства территории городского округа включая освещение улиц.

В целях обеспечения надежного функционирования уличного освещения в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на основании распоряжения главы АМС г.Владикавказа №1437 от 13.09.2005г. «О создании Владикавказского муниципального унитарного предприятия «Владикавказгорсвет», создано Владикавказское муниципальное унитарное предприятие «Владикавказгорсвет» предметом деятельности которого, в числе прочего, является производство работ и выполнение услуг, связанных с обслуживанием и содержанием технических средств уличного освещения, совершение иных действий, направленных на удовлетворение потребностей жителей города и организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения. Предприятие создано для реализации мероприятий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа муниципального унитарного предприятия с передачей ему на праве хозяйственного ведения необходимого для осуществления уставной деятельности муниципального имущества.

По мнению ВМУП «Владикавказгорсвет», распоряжение АМС г. Владикавказа №28 от 08.02.2016 г. соответствует требованием статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 18 июля 2016 года Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела №04-08/01-04-16 (исх. №2351 от 18.07.2016г.), копия  которого была вручена  18 июля 2016 года представителям АМС г. Владикавказа и ВМУП «Владикавказгорсвет», о чем имеется соответствующие отметки в заключении. На основании части 3 статьи 481 Закона о защите конкуренции определением Комиссии рассмотрение дела №04-08/01-04-16 было отложено на 15 августа 2016 года, время рассмотрения – 15ч. 00 минут.

15 августа 2016 года  при рассмотрении дела  №04-08/01-04-16 представителем АМС г. Владикавказа в материалы дела были представлены  письменные возражения Администрации (исх. №174 от 08.08.2016г.) на заключение Комиссии об обстоятельствах дела №04-08/01-04-16, из которых следует, что Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не расшифровывает понятия «муниципальная нужда». Определение данного термина содержалось в Федеральном законе от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ныне утратившем силу. По мнению Администрации, антимонопольный орган ошибочно пришел к выводу о том, что эксплуатация и ремонт сетей уличного освещения является в данном случае муниципальной нуждой.

Администрация в возражениях также указывает, что распоряжение АМС г. Владикавказа №28 от 08.02.2016г. направлено, в том числе, и на экономию бюджетных средств, поскольку ВМУП «Владикавказгорсвет», согласно Распоряжению №28, получает  субсидии только на возмещение произведенных расходов. По мнению Администрации, в данном случае ВМУП «Владикавказгорсвет»  не наживается за средств местного бюджета, в то время как в случае проведения закупок, любой поставщик будет оказывать свои услуги  не на добровольных началах, а, в первую очередь, с целью получения дохода.

В связи с поступившим ходатайством ВМУП «Владикавказгорсвет»  об отложении  рассмотрения дела в связи с необходимостью ознакомиться с возражениями АМС г. Владикавказа Комиссией рассмотрение дела №04-08/01-04-16 было отложено на 24 августа 2016 года на 11ч.00 минут.

ВМУП «Владикавказгорсвет» представило  письменные возражения на заключение по делу (исх. №01/220 от 24.08.2016г.), повторяющие доводы Администрации, изложенные в возражениях на заключение Комиссии. В дополнение к указанным доводам, ВМУП «Владикавказгорсвет» указало, что согласно межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00,  допуск к проведению  работ на территории г. Владикавказа имеет только специально обученный персонал ВМУП «Владикавказгорсвет», за которым данные электроустановки  закреплены.

23 августа 2016 года в Северо – Осетинское УФАС России поступило ходатайство ВМУП «Владикавказгорсвет» об отложении рассмотрения дела (вх. №2898 (н) от 23.08.2016г.). От АМС г. Владикавказа  также поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела (вх. №2906 (н) от 24.08.2016г.).

Определением Комиссии Северо – Осетинского УФАС России от 24.08.2016г. (исх. №2302 от 25.08.2016г.), в  отсутствие представителей АМС г. Владикавказа и ВМУП «Владикавказгорсвет» ходатайства ответчика по делу и заинтересованного лица были удовлетворены, рассмотрение дела было отложено на 05 сентября 2016 года в 16 часов 00 минут.

Дело №04-08/01-04-16 рассмотрено 05 сентября 2016 года в 16:00 в отсутствие представителей АМС г. Владикавказа и ВМУП «Владикавказгорсвет», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения  дела  (о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении от 29.08.2016г.).

Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Решением Собрания представителей г. Владикавказ от 29.12.2015г. №19/105 (далее - Решение Собрания представителей, Решение о бюджете на 2016 год) утвержден бюджет муниципального образования г. Владикавказ на 2016 год.

Согласно статье 9 Решения о бюджете на 2016 год предусмотрено выделение бюджетных ассигнований бюджета МО г. Владикавказ на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями на 2016 год, в частности - предусмотрены бюджетные ассигнования ВМУП «Владикавказгорсвет» на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения (подраздел «Благоустройство раздела «Жилищно - коммунальное хозяйство» функциональной классификации расходов бюджета). Субсидии, предусмотренные статьей 9 Решения Собрания представителей, предоставляются в порядке и на условиях, установленных администрацией местного самоуправления г. Владикавказа. При этом Приложение №4 к решению Собрания представителей г. Владикавказа от 29.12.2015г. №19/105 «Ведомственная структура расходов бюджета МО г. Владикавказ на 2016 год» в разделе «Жилищно - коммунальное хозяйство» содержит подраздел «Мероприятие уличное освещение», предусматривающее закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, планируемая сумма расходов бюджета - 49 500 000 руб., иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) - 49 500 000 руб.

Далее следует строка: «Мероприятие «Субсидии юридическим лицам (кроме коммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам» - планируемая сумма расходов бюджета по указанной статье, согласно Приложению №4, - 9 миллионов рублей. То есть - указана лишь общая сумма расходов бюджета по данному виду бюджетных ассигнований. Однако случаи и порядок предоставления такой субсидии, а также категории и (или) критерии отбора получателей субсидии, цели ее получения, порядок возврата, конкретные получатели субсидии в Приложении №4 к Решению о бюджете на 2016 год не предусмотрены.

Таким образом, Решение о бюджете не содержит конкретной суммы, планируемой в качестве выделения бюджетных ассигнований для ВМУП «Владикавказгорсвет». Кроме того, в Решении о бюджете на 2016 год не указаны критерии, по которым субсидии предоставляются хозяйствующим субъектам.

Распоряжением АМС г.Владикавказа от 08.02.2016г. №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа», опубликованным в газете «Владикавказ №17 (2049) от 18 февраля 2016 года, утвержден Порядок предоставления Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию «Владикавказгорсвет» в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что право на получение субсидии имеет Владикавказское муниципальное унитарное предприятие «Владикавказгорсвет», осуществляющее содержание, эксплуатацию и ремонт сетей уличного освещения г. Владикавказа.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).

В этой связи, эксплуатация и ремонт сетей уличного освещения г. Владикавказа является муниципальной нуждой.

Частью 1 статьи 54 Закона №131-Ф3 установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета (часть 2 статьи 54 Закона №131-ФЗ).

На основании части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

То есть, размещение муниципального заказа на оказание услуги по эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения г. Владикавказа могло осуществляться только на основании положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Иной порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд федеральным законодательством не предусмотрен.

Согласно частям 1-2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Поскольку работы по содержанию, эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения г. Владикавказа осуществляются за счет бюджетных средств, выполнение данных работ является потребностью города Владикавказа, а также необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных видов работ относится к муниципальным нуждам. Расходные обязательства по решению данных вопросов должны предусматриваться в бюджете на соответствующий финансовый год в качестве самостоятельных расходных обязательств, следовательно, расходы на них не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

Так как работы по содержанию, эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения г. Владикавказа относятся к муниципальным нуждам, реализация Администрацией предоставленных ей полномочий в этой сфере должна осуществляться посредством проведения процедуры торгов, регламентированной нормами Закона о контрактной системе.

Разделами 1, 2 Порядка предоставления субсидий ВМУП «Владикавказгорсвет», утвержденного Распоряжением АМС г. Владикавказа №28 от 08.02.2016г., утверждено следующее: субсидии Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию «Владикавказгорсвет» предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г.Владикавказа в 2016 году из бюджета АМС г.Владикавказа 2016 года, предусмотренных решением Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказ от 29.12.2015г. №19/105 «О бюджете муниципального образования г.Владикавказ на 2016 год» и в соответствии с указанным Порядком.

Положение о предоставлении субсидии определяет: категорию юридического лица (ВМУП «Владикавказгорсвет»), имеющего право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных договорам о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете АМС г.Владикавказа на предоставление субсидии, является Комитет жилищно- коммунального хозяйства и энергетики АМС г.Владикавказа (далее - Комитет ЖКХЭ АМС г.Владикавказа). Право на получение субсидии имеет ВМУП «Владикавказгорсвет», осуществляющее содержание, эксплуатацию и ремонт сетей уличного освещения г.Владикавказа.

Согласно разделу 5 Порядка, получатель субсидии (ВМУП «Владикавказгорсвет»), представляет в Комитет ЖКХЭ АМС г.Владикавказа следующие документы:

- устав;

- свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по итогам отчетного финансового года;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц; реестр основных средств, находящихся в хозяйственном ведении; справка с налоговой инспекции об отсутствие просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов;

- договора по аналогичным видам деятельности за предыдущие года;

- свидетельства СРО;

- сведения о квалификации работников из формы Т-2.

Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на основании договора о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования г.Владикавказ на возмещение затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения города Владикавказа на 2016 год. Договор о предоставлении субсидии должен содержать: предмет договора; порядок использования и размер субсидии; права, обязанности сторон; ответственность сторон; порядок возврата субсидии; срок действия и иные условия договора; адреса, банковские реквизиты и подписи сторон (приложение к Порядку).

Субсидия предоставляется ежемесячно и подтверждается актами о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат.

В соответствии с указанным Порядком, утвержденным Распоряжением АМС г. Владикавказа №28 от 08 февраля 2016г., между ВМУП «Владикавказгорсвет» и структурным подразделением АМС г. Владикавказа - Комитетом ЖКХ и энергетики АМС г. Владикавказа 09 февраля 2016г. (то есть - на следующий день после принятия указанного Распоряжения Администрации №28 от 08.02.2016г.) заключен договор №1 о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования г.Владикавказ на возмещение затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения города Владикавказа на 2016 год. Согласно пункту 2.2 Договора №1 от 09.02.2016г., размер субсидии на возмещение затрат из бюджета муниципального образования г.Владикавказ, связанных с эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г.Владикавказа составляет 36 миллионов рублей.

Из представленных Комиссии документов следует, что со стороны Администрации фактически выполняется заказ на определенный вид работ по эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения города Владикавказа, а ВМУП «Владикавказгорсвет» выполняет работы в соответствии с этим заказом и предъявляет их стоимость к оплате за счет субсидий.

То есть, в рассматриваемом случае фактически осуществляются закупки для муниципальных нужд города Владикавказа без проведения торгов путем предоставления субсидий ВМУП «Владикавказгорсвет».

Указание в п. 2.1 распоряжения АМС г. Владикавказа от 08.02.2016 № 28 наименования хозяйствующего субъекта - ВМУП «Владикавказгорсвет»  в разделе «Категории лиц, имеющих право на получение субсидии» в качестве такой категории исключает конкуренцию при предоставлении субсидии, не согласуется с буквальным содержанием ч. 3 статьи 78 БК РФ, а также с принципом эффективности  использования бюджетных средств, установленным статьей 28 БК РФ.

Работы по содержанию, эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения являются конкурентным видом деятельности и могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от формы собственности, а не только подведомственным Администрации ВМУП «Владикавказгорсвет».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ВМУП «Владикавказгорсвет», основным видом деятельности предприятия является обеспечение работоспособности электрических сетей (ОКВЭД 40.10.5).

Как следует из справки Управления ФНС России по РСО - Алания от 27.04.2016г. №03-12/03494а, только на территории Республики Северная Осетия - Алания зарегистрирован 61 хозяйствующий субъект, в качестве одного из вида деятельности которого заявлено обеспечение работоспособности электрических сетей - ОКВЭД 40.10.5.

Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО - Алания (Северная Осетиястат) от 26.04.2016г. №EJI-15-03/418-ИС, при     государственной регистрации на территории РСО - Алания в качестве основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 40.10.5 заявило 14 хозяйствующих субъектов, в качестве дополнительного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 40.10.5 заявило 49 хозяйствующих субъектов.

Кроме того, поскольку в силу статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Законом о контрактной системе), следовательно, круг потенциальных участников закупки не может быть ограничен только хозяйствующими субъектами, действующими на территории Республики Северная Осетия - Алания, так в торгах на право заключения договора на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения г. Владикавказа могли бы участвовать и хозяйствующие субъекты из других регионов Российской Федерации.

Вышеуказанное свидетельствует о негативном влиянии действий Администрации местного самоуправления г. Владикавказа на конкуренцию, поскольку принятием распоряжения №28 от 08 февраля 2016 года, на основании которого 09 февраля 2016 года был заключен соответствующий договор №1 между КЖКХЭ АМС г. Владикавказа и ВМУП «Владикавказгорсвет», АМС г. Владикавказа исключила возможность для иных потенциальных участников товарного рынка по содержанию, эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения претендовать на выполнение указанных работ, и ограничила доступ к данному муниципальному ресурсу.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе - запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Под дискриминационными условиями названным законом понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

По своей правовой природе субсидии относятся к бюджетным ассигнованиям, которые в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетных правоотношений, осуществляемое с учетом природы бюджетных ассигнований как необходимой экономической основы существования и деятельности государства, основано на принципе равенства, который исключает придание бюджетным ассигнованиям дискриминационного характера. Данное правовое регулирование направлено на создание надлежащих условий для развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности.

Закрепленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения Администрацией бюджетных средств путем предоставления субсидии отдельному, подведомственному АМС г. Владикавказа  предприятию - ВМУП «Владикавказгорсвет» без установления категории и (или) критериев отбора  юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на  получение субсидий,  без осуществления процедуры проведения закупки для муниципальных нужд путем проведения торгов для муниципальных нужд, нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в том числе - пункта 8 указанной нормы), поскольку в данном случае создаются преимущества одному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует о создании Администрацией дискриминационных условий и недопущении конкуренции.

Довод АМС г. Владикавказа о том, что распоряжение АМС г. Владикавказа №28 от 08.02.2016г. направлено, в том числе, и на экономию бюджетных средств, поскольку ВМУП «Владикавказгорсвет», согласно Распоряжению №28, получает  субсидии только на возмещение произведенных расходов, и в данном случае ВМУП «Владикавказгорсвет»  не наживается за средств местного бюджета, в то время как в случае проведения закупок, любой поставщик будет оказывать свои услуги  не  на добровольных началах, а, в первую очередь, с целью получения дохода, не состоятелен в связи со следующим.

Согласно  пунктам  2.2, 2.4 Устава ВМУП «Владикавказгорсвет», утвержденному  Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа 14.06.2011 года по согласованию с Комитетом ЖКХ и энергетики АМС г. Владикавказа,   предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. 

Проведение работ по эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения г. Владикавказа в 2016 году ВМУП «Владикавказгорсвет» осуществляет не на добровольных началах, как указывают Администрация и ВМУП «Владикавказгорсвет» в возражениях по делу, а с целью извлечения дохода, как коммерческое предприятие. В свою очередь, обеспечение уставных задач коммерческого предприятия - ВМУП «Владикавказгорсвет» не может обеспечиваться за счет бюджетных средств.

Довод ВМУП «Владикавказгорсвет» о том, что проведение закупки на право заключения договора на эксплуатацию  и ремонт сетей, находящихся в хозяйственном ведении ВМУП «Владикавказгорсвет», противоречило бы межотраслевым правилам  по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00), также несостоятелен, поскольку указанные Правила ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00 утратили силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, утвердившего новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее – Правила). Разделом 2 Правил установлены требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в электроустановках, согласно которым работники обязаны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в электроустановках.

В случае проведения АМС г. Владикавказа закупки на  право заключения договора на проведение работ по эксплуатации и ремонту сетей уличного освещения г. Владикавказа, Администрация, как муниципальный заказчик,  в соответствии с положениями статьи 31 Закона о контактной системе, имеет возможность установить, в том числе, требования к участникам закупки на соответствие работников, допускаемым к выполнению указанных работ, требованиям Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, и обеспечить победителю закупки доступ к муниципальной собственности – сетям уличного освещения г. Владикавказа.

Таким образом, установленный Распоряжением АМС г. Владикавказа №28 от 08.02.2016 г. порядок способа определения подрядчика путем предоставления субсидии из бюджета муниципального образования г. Владикавказ на возмещение затрат, а не путем проведения закупки для обеспечения муниципальной нужды - осуществления эксплуатации и ремонта сетей уличного освещения г. Владикавказа в 2016 году, в соответствии с Законом о контрактной системе, неустановление Администрацией категорий и (или) критериев отбора хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий,     и  наделение  правом на получение соответствующей субсидии одного хозяйствующего субъекта - ВМУП «Владикавказгорсвет», а также последующее заключение соответствующего договора №1 от 09 февраля 2016 года между структурным подразделением Администрации - КЖКХЭ АМС г. Владикавказа и ВМУП «Владикавказгорсвет» о предоставлении указанной субсидии, нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в том числе - пункта 8 указанной нормы), а также части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 54 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 24 Закона о контрактной системе.

Указанные действия и бездействие АМС г. Владикавказа привели к недопущению конкуренции на товарном рынке услуг по содержанию, ремонту и эксплуатации сетей уличного освещения  на территории г. Владикавказа.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию местного самоуправления г. Владикавказа нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушения выразились в принятии распоряжения от 08.02.2016г. №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г.Владикавказа», которым утверждается Порядок предоставления субсидий ВМУП «Владикавказгорсвет».

2. Выдать АМС г.Владикавказа предписание о прекращении нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела №04-08/01-04-16  в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц Администрации местного самоуправления г. Владикавказа.

 

В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                   Р.Р. Плиев

 

Члены Комиссии                                                                М.Э.  Бидихова                                                                                                                                                        

                                                                                

                                                                                               Л.С.  Нарикаева

 

                                                                                               

 

 

Администрация местного самоуправления

г. Владикавказа

                                                                      

                                         

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

05  сентября 2016 г.                                                                                                                          г.Владикавказ

 

    Комиссия Северо- Осетинского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в  составе:

 

 Председатель:                                                                                               Р.Р. Плиев  - руководитель

                                                                                                                      Северо – Осетинского УФАС России;

                                                                                                                                                        

 Члены Комиссии:                                                                                         М.Э. Бидихова   - начальник отдела

                                                                                                                    контроля   органов власти,

                                                                                                                    рекламы и финансовых рынков

                                                                                                                    Северо – Осетинского УФАС России;

                                   

                               Л.С. Нарикаева - главный специалист – эксперт

                                      отдела контроля органов власти,  рекламы и 

                                      финансовых  рынков Северо – Осетинского УФАС России;

 

на основании своего решения от 05 сентября 2016 г. по делу №04-08/01-04-16 о признании Администрации местного самоуправления г. Владикавказа (362040, г. Владикавказ,  пл. Штыба, 2) нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в соответствии о статьей 23 Закона о защите конкуренции,

                                                                                     ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации местного самоуправления г. Владикавказ в срок до 10 октября  2016г. прекратить нарушения требований  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем отмены распоряжения Администрации местного самоуправления  г.Владикавказа от 08.02.2016г. №28 «О предоставлении в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа», опубликованным в газете «Владикавказ №17 (2049) от 18 февраля 2016 года, которым утвержден Порядок предоставления Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию «Владикавказгорсвет» в 2016 году субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием, эксплуатацией и ремонтом сетей уличного освещения г. Владикавказа.
  2. Администрации местного самоуправления г. Владикавказ представить в Северо – Осетинское УФАС России в срок до 13 октября 2016г. письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Предписание может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                

  Председатель                                                                                  Р.Р. Плиев 

                                                                                                                                                    

 Члены Комиссии                                                                             М.Э. Бидихова                                            

                                                                                             Л.С. Нарикаева                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны