Решение №АП/3564/22 Признать ПАО «РС СК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерально... от 17 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответчики:

ПАО «РСК»

 

Заявитель:

Филиал ФГУП РТРС «РТПЦ Республики Северная Осетия-Алания»

363000, г. Владикавказ, ул. Леонова, д. 11 «А»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 по делу №02-08/01-06-22

 

17 октября 2022 г.                                                                          г. Владикавказ

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.10.2022 г.

В полном объёме решение изготовлено 25.10.2022 г.

 

             Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-08/01-06-22 в составе:

Председатель Комиссии:       А

Члены Комиссии:                   Г.

                                               А.

                                               А.

        

рассмотрев дело №02-08/01-06-22 по признакам нарушения ПАО «РС СК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии на заседании:

от ответчика:

 - ПАО «Р СК»

 от заявителя:

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Филиал «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания» (далее- ФГУП РТРС «РТПЦ РСО-Алания»);

- Д;

- Г,

        

УСТАНОВИЛА:

 

12 апреля 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступило заявление от Филиала «Радиотелевизионной передающий центр Республики Северная Осетия-Алания» (далее по тексту- филиал РТРС «РТПЦ РСО-Алания») в ПАО «РС СК»  (далее по тексту- Общество), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из заявления и приложенных документов, в период с 01.01.2021 года по  15.10.2021 год  на четырех объектах филиала РТРС «РТПЦ РСО-Алания», производилось отключение электроэнергии с общей продолжительностью 227 часов.

Общество в письменных пояснениях указало, что ограничение поставки электрической энергии на объектах филиала РТРС «РТПЦ РСО-Алания» с 01.01.2021 по 15.10.2021 не производилось, заявки на ограничение электрической энергии не направлялись, акты об ограничении не составлялись.

Приказом Северо-Осетинского УФАС России от 17.06.2022 года г. №49 в отношении  ПАО «РС СК»» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела представитель заявителя пояснил, что в 2021 году, за период  с 01.01.2021 года по  15.10.2021 год  на четырех объектах филиала РТРС «РТПЦ РСО-Алания» количество отключений электроэнергии превысили разрешенное количество часов отключений в год (72 часа) на 227часов 20 минут. Время отключений по каждому объекту подтверждено актами об отключении электроэнергии подписанными  представителями филиала РТРС «РТПЦ РСО-Алания» и представителем филиала ПАО «РС СК» начальником диспетчерской службы Центра управления сетями филиала ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго».

По мнению заявителя действия сетевой компании привели к  причинению вреда потребителю РТРС и ущемлению прав фактических получателей его услуг- телезрителей, поскольку в связи с  прекращением электроснабжения объектов  Филиала  была прекращена трансляция  телерадиоканалов в зоне  обслуживания объектов Филиала.

Представитель ответчика указал на то, что в отношении  объектов  Потребителя были произведены отключения продолжительностью 33 часа 51 минута, из которых 9 часов 44 минуты  были плановыми отключениями, а 24 часа 07минут  аварийными. Иные внерегламентные  отключения  были связаны со сползанием опор на оползневом участке в течение года, а также с нарушениями охранных зон при строительстве автодороги  Мацута-Стур Дигора. Таким образом, превышение допустимого числа отключений Общество не признает, не считает, что нарушено антимонопольное законодательство.

Также представитель ПАО «РС СК» отметил, что начальник диспетчерской службы Центра управления сетями филиала ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго» П  не имеет полномочий для подписания актов об отключении электроэнергии.

Для участия в деле в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела определением от 21.07.2022 года привлечен представитель начальник диспетчерской службы Центра управления сетями филиала ПАО «РС СК» П. Так как в назначенную дату П не явился рассмотрение дела неоднократно откладывалось. На рассмотрении дела 19.09.2022 года явился начальник диспетчерской службы Центра управления сетями филиала ПАО «РС СК» П, который пояснил, что подписывая акты об отключении электроэнергии он не  подтверждал причины и время отключения электроэнергии, а  лишь сам факт отсутствия электроэнергии. Также П пояснил, что не является лицом уполномоченным на подписание актов об отключении электроэнергии, указанные акты  он подписал по  личной просьбе представителя  филиала ФГУП РТРС «РТПЦ РСО-Алания».

         Комиссия Северо-Осетинского УФАС России, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

         Между ФГУП РТРС «РТПЦ РСО-Алания» и ПАО «РС СК» заключен договор энергоснабжения от 30.03.2018 № 1507001001400, с учетом дополнительного соглашения   от 01.04.2020    о замене стороны в договоре энергоснабжения.

         Согласно п.8.1. договора № 1507001001400, исходя из  фактической   схемы

 электроснабжения Потребителя, категория надежности снабжения Потребителя соответствует на день подписания настоящего Договора 3 категории надежности

электроснабжения.

         Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Законом об электроэнергетике, Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года №442, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861.

Согласно  пункту 31(5) Правил недискриминационного доступа, в договор включаются условия, соответствующие установленной документами о технологическом присоединении категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, в том числе о допустимом числе часов ограничения режима потребления в год, не связанного с неисполнением потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающим ответственность сетевых организаций, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Принадлежность объекта ФГУП РТРС «РТПЦ РСО-Алания»  к 3 категории энергоснабжения подтверждается Договором энергоснабжения №1507001001400 от 30.03.2018 г.

Таким образом, установлено, что законодательством определено предельное количество часов отключения без разграничения на аварийные и плановые отключения. Между тем, допускается превышение допустимого количества отключения, если соответствующие отключения были согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

        Согласно пункту 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние   энергопринимающего устройства    потребителя

 услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

         Письмом от 27.01.2022  исх. № 413-192   Кавказское  управление Ростехнадозора сообщило, что сетевая компания АО «С» за согласованием более длительных сроков допустимого числа часов отключения для третьей категории надежности, установленных 31.5, 31-6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 в Кавказское управление Ростехнадзора (РСО-Алания) в 2020-2021 гг. не обращалось.

Как следует из материалов дела №02-08/01-06-22, в 2021 году, за период с 01.01.2021 по 15.10.2021, на четырех объектах филиала ФГУП РТРС «РТПЦ Республики Северная Осетия — Алания» было превышено разрешенное количество часов отключений в год (72 часа). Общая продолжительность превышения времени допустимого отключения электроэнергии по всем четырем объектам суммарно составила 227 часов 20 минут. В качестве доказательства, допущенного нарушения со стороны ПАО «РС СК» Заявителем представлены акты об отключении электроэнергии, подписанные представителями ФГУП РТРС «РТПЦ Республики Северная Осетия-Алания» и филиала ПАО «РС СК»

В письменных пояснениях ПАО «РС СК» не согласилось с доводами Заявителя, указав, что в отношении  объектов Заявителя произведены отключения общей  продолжительностью  33 часа 51 минута, а иные отключения были связаны  со сползанием опор на оползневом участке в течение года, а также с нарушениями охранных  зон при строительстве  автодороги Мацута-Стур Дигора.

Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства ПАО «РС СК» факта обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, ПАО «Россети   Северный Кавказ» в своих пояснениях ссылается на аварийную причину отключений, связанную с монтажными   демонтажными работами, вырубкой деревьев, перетяжкой проводов, которые в свою очередь не являются   мероприятиями по устранению обстоятельств непреодолимой силы и стихийных бедствий. Допустимое число часов отключения в год (72 часа) для объектов третьей категории надежности, установленное пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа, не поставлено в зависимость от причины отключений (плановое, внеплановое, аварийное), поскольку временной лимит на отключение установлен вне зависимости причин.

Следовательно, при определении факта превышения допустимого числа часов отключения электроэнергии в год (72 часа) на объектах ФГУП «РТРС» не имеют значения ни локализация места аварии, повлекшей ограничение электроэнергии, ни ее  причина, ни принадлежность электросети, на которой произошло отключение электроэнергии, конкретной энергосетевой организации.        

 Нарушение договорных обязательств  гарантирующим поставщиком перед потребителем может являться основанием для вынесения решения о признании его нарушившим антимонопольное законодательство.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и  розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) определены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ  442 от 04.05.2012, далее - Правила).

Пунктом 1 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено, что к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи.

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Республики Северная Осетия-Алания за 2021 год, ПАО «РС СК» в соответствии с пунктом 1 части 1статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии в административных границах Республики Северная Осетия-Алания и на него
распространяются запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите
конкуренции.
        Антимонопольный орган пришёл к выводу, что
ПАО «РС СК» ограничив режим потребления электрической энергии на объектах ФГУП «РТРС», злоупотребило своим доминирующим положением на розничном рынке поставки электрической энергии, чем ущемило интересы ФГУП «РТРС» в сфере предпринимательской деятельности.

 ФГУП «РТРС» является государственным оператором связи, внесенным Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2018 г. №336 в перечень стратегических предприятии. Система государственного цифрового телевидения и радиовещания - критически важный элемент инфраструктуры государства.

Действия сетевой компании привели к причинению вреда потребителю ущемлению прав фактических получателей его услуг - телезрителей, поскольку в связи с прекращением электроснабжения объектов Филиала была прекращена трансляция телерадиоканалов в зоне обслуживания указанных объектов Филиала.

 В пункте 7 Основных положений № 442 предусмотрено, что субъекты
электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией
потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые
(энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор
и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически-изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

На основании пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской
Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать
требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской
Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным
договором энергоснабжения.

Из условий договора энергоснабжения, именно гарантирующий
поставщик ПАО «РС СК» несёт ответственность перед
потребителем за надлежащее оказание услуг по передаче электрической
энергии потребителю, в том числе, гарантирующий поставщик несёт
ответственность за действия лиц, привлечённых им для исполнения своих
обязанностей по договору.

          Указанное свидетельствует о том, что ПАО «РС СК»» как гарантирующий поставщик должен был принять надлежащие меры реагирования на обращения ФГУП «РТРС» на некачественное электроснабжение, а также обеспечить подачу электроснабжения на объекты ФГУП «РТРС» в установленном режиме и качестве.

          Исходя    из условий заключенного договора между ПАО «Россети Северный Кавказ» и ФГУП «РТРС» прекращение, ограничение или перерыв в подаче электроснабжения (допустимое число часов отключения) составляет не более 72 часа в год. Превышение установленных отключений не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, ПАО «РС СК» должен был принять все зависящие от него меры по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества в отношении объектов ФГУП «РТРС», а также осуществить действия направленные на осуществление надлежащего контроля за качеством электрической энергии, в соответствии с условиями договора.

При указанных обстоятельствах, действия ПАО «РС СК» привели к причинению вреда потребителю ФГУП «РТРС», а также ущемлению прав его жителей региона -телезрителей, поскольку в связи с прекращением электроснабжения объектов ФГУП «РТРС» прекращается трансляция телевизионных программ в зоне охвата вещания указанных объектов.

Гарантирующий поставщик не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере энергоснабжения в целях недопущения совершения правонарушения.

  Довод ПАО «РС СК» о возможной квалификации   действий сетевой организации, связанных с превышением допустимого числа часов

ограничений электроэнергии (более 72 часов год) по статье 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган считает несостоятельным исходя из следующего.

           Объективную сторону административного правонарушения,
предусмотренного статьёй 9.21 КоАП РФ, составляет нарушение субъектом
естественной монополии, осуществляющим свою деятельность в сфере
транспортировки электрической энергии правил (порядка обеспечения)
недискриминационного доступа или установленного порядка подключения
(технологического присоединения) к электрическим сетям.
            В настоящее время в указанной сфере утверждены и действуют
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической
энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее- Правила № 861).
Вышеуказанными Правилами установлен как порядок обеспечения
недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии,
так и собственно правила оказания услуг по передаче электрической энергии,
при этом диспозицией статьи 9.21 КоАП РФ охватывается нарушение лишь
первой группы правил, содержащихся в утверждённом постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 нормативном
правовом акте.

         ПАО «Россети Северный Кавказ» в силу положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является хозяйствующем субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ПАО «РС СК» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

Таким образом, вменяемое в настоящем случае ПАО «РС СК» нарушение антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не может быть квалифицировано как нарушение статьи 9.21 КоАП РФ,  поскольку   последнее  как  по   элементам   своей   объективной стороны не соответствует содержанию тех действий, которые признаны нарушением по делу (наличие последствий, указанных в статье 10 Закона о защите конкуренции, действующих, в том числе и в отношениях с третьими лицами; отсутствие установленного факта дискриминации потребителя при обеспечении доступа к услугам ПАО «Россети Северный Кавказ»; отсутствие фактов вмененного нарушения Правил № 861; подтверждённый факт нарушения антимонопольного законодательства), так и недопустимо в силу того обстоятельства, что ПАО «Россети Северный Кавказ» не может являться субъектом административного правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня,  в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

При таких обстоятельствах, превышение допустимого количества времени ограничения электроэнергии, без согласования с Кавказским Управлением Ростехнадзора, нарушает права заявителя на бесперебойное и качественное предоставление электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, фактические обстоятельства дела Комиссия приходит к выводу, что превысив допустимое число часов отключения электроэнергии для потребителей с третьей категорией надежности, ПАО «РС СК»   злоупотребило доминирующим положением. Тем самым, ПАО «РС СК» ущемило интересы заявителя на надежное и бесперебойное потребление электрической энергии

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать ПАО «РС СК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части отключению электроэнергии с общей продолжительностью 227 часов в 2021 году в отношении объектов ФГУП РТРС «РТПЦ Республики Северная Осетия — Алания».

2. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства ПАО «РС СК»  не выдавать.

3. Передать материалы дела №04-06-08/01-10-17 уполномоченному должностному лицу Северо-Осетинского УФАС  России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                                                        

 

Члены Комиссии:       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны