Решение №04-16/05-04-21 РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, т... от 30 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Г.С.Ч.

                                                                         

              

                                                        

РЕШЕНИЕ

по делу №04-16/05-04-21

 

30 апреля 2021 года                                                                    г. Владикавказ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 

Председатель:                                         <…> –  и.о. руководителя

                                                                 Северо – Осетинского УФАС России;

                                                                                                                                                                        

Члены комиссии:                                   <…>  –  начальник отдела контроля                            

                                                                 органов власти, рекламы  и финансовых

                                                                 рынков Северо – Осетинского УФАС России;

 

<….>  – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского  УФАС России;

 

<…>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского  УФАС России;

 

<…> – старший специалист 1-го разряда отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского  УФАС России,

 

рассмотрев дело №04-16/05-04-21 в отношении Г.С. Ч. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  распространения наружной рекламы магазина «T»  на рекламном баннере, размещенном на фасаде здания следующего содержания: «ТАБАК ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ», сопровождаемая изображениями табака и курительных принадлежностей, таких как зажигалки, спички, табачные трубки, сигареты, кальяны, содержащей признаки нарушения требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), 

  в отсутствие Г.С.Ч., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении с почтовым идентификатором №80080959915842),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской  Федерации  о рекламе, 14 апреля 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, расположенная  по адресу: г. Владикавказ, ул. Маркова, д.50 следующего содержания:

    «ТАБАК ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ», сопровождаемая изображениями табака и курительных принадлежностей, таких как зажигалки, спички, табачные трубки, сигареты, кальяны».

 

      Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

 

Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам:

 

1.  В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о   рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).

Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности.

          Информация, размещенная на рекламном баннере следующего содержания: «ТАБАК ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ», сопровождаемая изображениями табака и курительных принадлежностей, таких как зажигалки, спички, табачные трубки, сигареты, кальяны», адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации. Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции «Т».

Указание в рекламе на то, что товар реализуется по оптовым ценам (то есть, ценам более низким, по сравнению с розничной ценой), также привлекает потенциальных покупателей в табачный магазин.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

  Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.

  Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи). Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

Никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл.

Данная информация не может быть квалифицирована в качестве информационной, размещение которой обязательно в силу Закона о защите прав потребителей, статьи 495 Гражданского Кодекса Российской Федерации либо в силу обычаев делового оборота.

Информация, размещенная на рекламном баннере, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации. Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции «Табак».

Между тем, реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д.

В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.

Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина «ТАБАК» расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Маркова, д.50, нарушающая требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Г.С.В.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия рекламодателя – Г.С.В., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. Пунктом 4 определения о возбуждении дела №04-16/05-04-21 (исх.№1843 от 14.04.2021) Г. С.В. предписывалось в срок до 27 апреля 2021 года представить в Северо-Осетинское УФАС России следующие документы и сведения:

- письменное объяснение по доводам, изложенным в определении о возбуждении дела №04-16/05-04-21;

- копию паспорта Г.С.В;

- копию договора с приложениями, заключённого с рекламоизготовителем (изготовителем рекламного баннера) с приложением  утверждённого макета рекламы;

- копии документов, подтверждающих оплату рекламных услуг, согласно договорам, заключённого с рекламоизготовителем (изготовителем рекламного баннера);

-  сведения об адресной программе распространения  рекламы товаров, реализуемых Г.С.В. (все адреса распространения рекламы никотинсоержащей продукции на территории РСО – Алания);

- копию свидетельства о регистрации Г.С.В. в качестве индивидуального предпринимателя (при наличии).

Указанное определение было направлено Г.С.В.по адресу РСО – Алания,.

Определение получено Г. С.В. 16 апреля 2021, о чем свидетельствует подпись на почтовом уведомлении о вручении.

На момент вынесения решения по делу, а именно – 30.04.2021 Г. С.В. запрошенные сведения в Северо-Осетинское УФАС России не представил.

  Согласно  статье 34 Закона о рекламе, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

 Неисполнение требований указанной статьи влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Бездействие Г.С.В., выразившееся в непредставлении в Северо-Осетинское УФАС России сведений и документов, запрошенных определением по делу №04-16/05-04-21 от 13.04.2021 (исх.№1843), содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей магазина «Т», распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания,                      нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  2.  Признать Г. С.В. нарушившим требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  3. Г.С.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4.    Передать материалы дела №04-16/05-04-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков   Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении Г. С.В.

 

 

В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                    

 

Члены Комиссии       

Связанные организации

Связанные организации не указаны