Решение №04-16/20-07-21 РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, т... от 27 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Г.А.А.
(магазин «T»)
РЕШЕНИЕ
по делу №04-16/20-07-21
27 июля 2021 года г. Владикавказ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:
Председатель: – руководитель
Северо – Осетинского УФАС России;
Члены комиссии: – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;
– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,
рассмотрев дело №04-16/20-07-21 в отношении Г.А.А. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы магазина «T», на рекламных баннерах, размещенных на фасаде здания следующего содержания: «HOOKAN.КАЛЬЯН», сопровождаемой изображением кальяна, «TOBACCO.ТАБАК» с изображением дымящейся курительной трубки и «TOBACCO SHOP» с изображением профиля мужчины (индейца), содержащей признаки нарушения требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие Г. А.А., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении копии определения о возбуждении дела №04-16/20-07-21 Г.А.А. от 12.07.2021, с почтовым идентификатором №80080862255578),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 02 июля 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, расположенная по адресу: г. Владикавказ, ул.Бородинская, 36, следующего содержания:
«HOOKAN.КАЛЬЯН», сопровождаемая изображением кальяна, «TOBACCO.ТАБАК» с изображением дымящейся курительной трубки и «TOBACCO SHOP» с изображением профиля мужчины (индейца).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.
Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).
Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности.
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи). Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
Информация, размещенная на рекламных баннерах следующего содержания: «HOOKAN.КАЛЬЯН», сопровождаемая изображением кальяна, «TOBACCO.ТАБАК» с изображением дымящейся курительной трубки и «TOBACCO SHOP» с изображением профиля мужчины (индейца), адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации. Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции «T».
Между тем, реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д.
В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.
Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина «T» расположенного по адресу:, нарушающая требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Г.А.А.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия рекламодателя – Г.А.А., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей магазина «T» следующего содержания: «HOOKAN.КАЛЬЯН», сопровождаемую изображением кальяна, «TOBACCO.ТАБАК» с изображением дымящейся курительной трубки и «TOBACCO SHOP» с изображением профиля мужчины (индейца), распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, , нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
- Признать Г.А.С. (паспорт 9013 082625 выдан отделением УФМС по РСО-Алания в Затеречном МО г.Владикавказа от 15.05.2013 года, зарегистрирован по адресу: 362021, г.Владикавказ, ул.Гадиева, д.62, корп.2, кв.38) нарушившим требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
- Г.А.А. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Передать материалы дела №04-16/20-07-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении Г. А.А.
В полном объеме решение изготовлено 27 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии