Предупреждение №б/н Правительству Республики Северная Осетия – Алания необходим... от 9 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Правительство Республики Северная Осетия - Алания

362038, г. Владикавказ,

площадь Свободы,1

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Северо – Осетинским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «П» (далее – клиника «…», Общество, заявитель жалобы) от 09.09.2021г., вх. № 4644(н), содержащая доводы о незаконном исключении клиники «Прозрение» из Перечня медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Северная Осетия - Алания документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции) постановлением Правительства РСО – Алания от 11 августа 2021г. № 253.

Заявитель жалобы указывает, что для реализации вышеуказанной деятельности клиникой «Прозрение» был привлечен медицинский персонал, создано более двенадцати рабочих мест; были заключены договоры с ГБУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Министерства здравоохранения РСО - Алания, ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения РСО-Алания для проведения лабораторных исследований. За период с 01.05.2021 по 01.08.2021 года проведено 800 обследований с последующей выдачей медицинского заключения, на счета бюджетных организаций перечислено 1 093 200 (один миллион девяносто три тысячи двести) рублей.

Общество также указывает, что в адрес ГБУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер Министерства здравоохранения  РСО-Алания, ГБУЗ «Республиканский клинический центр фтизиопульмонологии» Министерства здравоохранения РСО-Алания клиникой «Прозрение» направлены письма с предложением о заключении договора на оказание платных услуг, однако, по настоящее время договоры не заключены.

ООО «П» является субъектом малого и среднего предпринимательства и состоит в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако, как указывает заявитель жалобы, без объяснения причин и  предварительного уведомления постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 августа 2021 года за № 253 в постановление Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 08 декабря 2020 года за № 421 были внесены изменения в части исключения ООО «П» из этого перечня медицинских организаций.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно статье 1 Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.1998 № 6-З «О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Закон о Правительстве РСО – Алания) Правительство Республики Северная Осетия-Алания является органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.

Правительство Республики Северная Осетия-Алания осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Северная Осетия-Алания, конституционных законов и законов Республики Северная Осетия-Алания, указов и распоряжений Главы Республики Северная Осетия-Алания (статья 2 Закона о Правительстве РСО – Алания).

В соответствии со статьёй 24 Закона о Правительстве РСО – Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Конституции Республики Северная Осетия-Алания, республиканских конституционных законов, законов Республики Северная Осетия-Алания, нормативных указов Главы Республики Северная Осетия-Алания издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

Постановления и распоряжения Правительства Республики Северная Осетия-Алания обязательны к исполнению в Республике Северная Осетия-Алания.

В целях реализации Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о положении иностранных граждан) постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 26 декабря 2014г. № 466 утверждён Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Северная Осетия-Алания документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее – Перечень), в который вошли следующие организации:

  1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Республиканский кожно – венерологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания.
  2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания.
  3. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Республиканский противотуберкулёзный диспансер» Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания.
  4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Моздокская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания.

 

Постановлением Правительства РСО – Алания от 17 апреля 2015г. №101 в указанный Перечень были внесены изменения путём включения в Перечень Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания.

Постановлением Правительства РСО – Алания от 08 декабря 2020г. №421 указанный Перечень было дополнен обществом с ограниченной ответственностью «Глазная клиника «Прозрение».

Постановлением Правительства РСО – Алания от 11.08.2021г. № 253 из Перечня ООО «Глазная клиника «П» было исключено.

Свобода предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации. 

Согласно статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Императивно установленный статьей 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Под конкуренцией в соответствии с Законом о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под  дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Признаки ограничения конкуренции определены пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.  К признакам ограничения конкуренции относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что Закон о защите конкуренции устанавливает обязательные требования к актам и действиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 2 и пунктом 6 части 9 статьи 13.3 Закона о положении иностранных граждан на территории РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу документов, подтверждающих отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданных по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), необходимых иностранным гражданам в целях получения или переоформления патента.

Частью 2 статьи  7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» определено, что выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Следовательно, круг субъектов, уполномоченных на выдачу иностранному гражданину сертификата об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), необходимого для получения или переоформления патента, ограничен федеральным законом и может состоять только из медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения. При этом, указанная норма распространяется исключительно на проведение обследований, связанных с диагностикой наличия либо отсутствия у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья), постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»  медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с Законом об основах охраны здоровья под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения Закона об основах охраны здоровья, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях Закона об основах охраны здоровья к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (пункт 11 части 1 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья).

Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также в соответствии с приказом Минздрава России от 29.06.2015 № 384 н «Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний» следует, что подтверждение наличия или отсутствия инфекционных заболеваний осуществляется в рамках медицинского освидетельствования, проводимого в медицинской организации либо иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, независимо от организационно-правовой формы, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей соответствующие работы (услуги).

Таким образом, медицинская услуга по проведению освидетельствования иностранного гражданина на наличие или отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, в целях получения либо переоформления иностранным гражданином патента, может быть оказана медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, независимо от организационно - правовой формы.

Вместе с тем, Правительство РСО – Алания уже изначально (постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 26 декабря 2014г. № 466) включило в Перечень всего 4 медицинские организации, входящих только в государственную систему здравоохранения.

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006) определен порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

Под платными медицинскими услугами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Деятельность по медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Прохождение медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации является обязательным условием для получения или переоформления иностранным гражданином патента.

Данная услуга по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам не имеет заменителей.

Учитывая изложенное, продуктовые границы товарного рынка определены как медицинские услуги по проведению освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний иностранных граждан, в целях получения и переоформления иностранным гражданином патента.

В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»  медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Согласно Закону об основах охраны здоровья под медицинской организацией, понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг на рассматриваемом товарном рынке, на территории Республики Северная Осетия - Алания может осуществляться медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, независимо от организационно - правовой формы.

Медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность по проведению освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний иностранных граждан в целях получения или переоформления патента, на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации являются субъектами-конкурентами, осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке.

Определение географических границ товарного рынка - границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, производится в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Границы выявленной территории признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

Исходя из изложенного, географическими границами товарного рынка  «медицинские услуги по проведению освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний иностранных граждан, в целях получения и переоформления иностранным гражданином патента» является территория Республики Северная Осетия – Алания.

 Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» установлено, что лицензирование медицинской деятельности медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Выданная Министерством здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания лицензия от 13.05.2020г. № ЛО-15-01-000985 позволяет  ООО «Глазная клиника «Прозрение» осуществлять медицинскую деятельность, в том числе проводить медицинские осмотры, медицинские освидетельствования и медицинские экспертизы на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Как следует из системного толкования положений пункта 5 части 2 и пункта 6 части 9 статьи 13.3 Закона о положении иностранных граждан, для предоставления платных медицинских услуг по освидетельствованию иностранных граждан на наличие/отсутствие инфекционных заболеваний, и выдаче документов, необходимых иностранным гражданам в целях получения/переоформления патента медицинские организации должны быть включены в Перечень, утверждаемый Правительством Республики Северная Осетия – Алания.

Согласно сведениям, указанным в Едином реестре субъектов среднего и малого предпринимательства, ООО «П» (является микропредприятием.

Установлено, что постановлением Правительства РСО – Алания от 08 декабря 2020г. № 421 в Перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Северная Осетия - Алания документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)  было включено общество с ограниченной ответственностью «П».

Однако постановлением Правительства РСО – Алания от 11 августа 2021г. № 253 из Перечня ООО «П» было исключено. Пояснения Правительства РСО – Алания от 21.09.2021г. № 03-15-ВО/5289 (вх. № 4838(п) от 24.09.2021г.), представленные по запросу Северо – Осетинского УФАС России, не содержат нормативно – правового обоснования исключения клиники «Прозрение» из соответствующего Перечня.

Согласно вышеизложенному, Северо – Осетинское УФАС России приходит к выводу о том, что действия Правительства РСО - Алания, выразившиеся в исключении ООО ««П» из Перечня постановлением от 11.08.2021г. № 253, привели к необоснованному препятствованию осуществления деятельности указанным хозяйствующим субъектом, создают дискриминационные условия, а также приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по  проведению освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний иностранных граждан, в целях получения и переоформления иностранным гражданином патента, что является одним из признаков ограничения конкуренции, указанных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 2 и пунктом 6 части 9 статьи 13.3 Закона о положении иностранных граждан для получения патента иностранный гражданин лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документ, подтверждающий отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

При этом, указанные выше документы должны быть выданы медицинской организацией, включенной в перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории данного субъекта Российской Федерации документов, утверждение которого возложено на высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», возложено на Федеральную миграционную службу

Приказом МВД России от 05.10.2020 № 695 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации (далее – Регламент МВД России).

Указанным регламентом предусмотрено, что для получения патента иностранный гражданин представляет в территориальный орган ФМС России определенный перечень документов, в том числе документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным приказом Минздрава России от 29 июня 2015 г. № 384н, а также сертификат об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (пункт 27.1.4 Регламента МВД России).

Одним из оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие документов, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом.

Из изложенного следует, что в случае предоставления иностранным гражданином в целях получения/переоформления патента в УФМС России по РСО - Алания документов, выданных медицинской организацией, не включенной в Перечень, УФМС России по РСО - Алания имеет основание для отказа иностранному гражданину в предоставлении государственной услуги.

Отсутствие законодательно закрепленных критериев (параметров) формирования Перечня медицинских организаций не предполагает права органа государственной власти субъекта формировать данный перечень, в нарушение требований Закона о защите конкуренции.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Свобода предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации. 

Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет адресованный органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из изложенного следует, что деятельность органов государственной власти не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Одной из форм устранения конкуренции является принятие актов и (или) совершение действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов власти, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, необходимо учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Правительством РСО - Алания не представлены доказательства, а также не приведены ссылки на нормативно-правовые акты, позволяющие осуществлять рассматриваемые Северо – Осетинским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы ООО «П» действия (бездействие), в результате которых создаются препятствия  осуществлению деятельности, о также дискриминационные условия для деятельности ООО «П» на рынке оказания услуг по проведению освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний иностранных граждан, в целях получения и переоформления иностранным гражданином патента.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции);

-  создание дискриминационных условий (пункт 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, действия Правительства РСО – Алания, выразившиеся в принятии постановления от 11.08.2021г. № 253 и исключении ООО «Прозрение» из Перечня медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Северная Осетия-Алания документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), содержат признаки нарушения запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе – пунктами 2, 5, 8 указанной нормы.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая изложенное,  Северо – Осетинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Правительство Республики Северная Осетия - Алания о необходимости прекращения вышеуказанных действий, для чего:

Правительству Республики Северная Осетия – Алания  необходимо в срок до 08 ноября 2021 года:

 

1. Отменить постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 11 августа 2021г. № 253, которым ООО «П» исключена из Перечня медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Республики Северная Осетия-Алания документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

2. Принять меры по устранению последствий нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём включения ООО «Глазная клиника «Прозрение» в вышеуказанный Перечень.

   

О  выполнении предупреждения необходимо сообщить в Северо-Осетинское УФАС России (адрес: 362019, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 8а, тел/факс (8672) 54-52-52, e-mail: to15@fas.gov.ru) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

 Руководитель                                                                                    Р.Р. Плиев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. М.Э. Бидихова

Тел. (8672) 53-24-99

Связанные организации

Связанные организации не указаны