Решение №№04-16/17-06-21 1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной п... от 8 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Б. В.В.

 

 

(Магазин «Т»)

                                                       

РЕШЕНИЕ

по делу №04-16/17-06-21

 

08 июля 2021 года                                                                         г. Владикавказ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 

Председатель:                                          <…> –  руководитель

                                                                  Северо – Осетинского УФАС России;

                                                                                                                                                                        

Члены комиссии:                                    <…>  –  начальник отдела контроля                            

                                                                  органов власти, рекламы  и финансовых

                                                                рынков Северо – Осетинского УФАС России;

 

<…>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского  УФАС России,

рассмотрев дело 04-16/17-06-21 в отношении Б.В.В. (362031, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Леонова, д.5, корп.1, кв.17), по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул.Горького, д.52 на рекламных баннерах на фасаде здания магазина, а также на рекламном штендере у входа в магазин следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемой изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP»  с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), 

  в отсутствие Б.В.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 23.06.2021 с номером почтового идентификатора №80091560295476),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской  Федерации  о рекламе, 17 июня 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки,

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

 

Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам:

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о   рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).

Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).

Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Информация, размещенная на рекламных баннерах и на рекламном штендере следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации. Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.

Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

Информация, размещенная на рекламных баннерах, а также на рекламном штендере на английском языке следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, без перевода на русский язык, способна ввести в заблуждение потребителей рекламы, не владеющих английским языком, относительно объекта рекламирования и общего содержания рекламной информации.

Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие такими знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной.

Кроме того, реклама курительных принадлежностей, в том числе – кальянов, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и пункта 1 части 1 статьи 16 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» недопустима.

Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д.

В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.

Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина, а также на рекламном штендере расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Горького, д.52, нарушающая требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Б.В.В.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия рекламодателя и рекламораспространителя – Бекоева Вадима Вячеславовича, выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, г.Владикавказ , нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  2.  Признать Б.В.В.  нарушившим требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
  3. Бекоеву В.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Передать материалы дела №04-16/17-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков   Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б.В.В.

 

В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                     

 

Члены Комиссии                                                               

                                                                                                    

                                                                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны