Решение б/н Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жало... от 15 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №АМЗ12-03/19

15 марта  2019 года                                                                                    г.Владикавказ

 

Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Заместителя председателя комиссии: Кудзиевой А.С. – заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, членов комиссии:  Джиоевой В.В. – главного специалиста – эксперта отдела  контроля закупок, Сугаровой Ж.Г. - ведущего специалиста – эксперта отдела  контроля закупок (далее – Комиссия),

с участием директора ООО «ИнжСтройКонтроль» К.В.Х., в отсутствии представителя Филиала ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал», надлежащим образом уведомленного о времени и о месте рассмотрения жалобы,

 

рассмотрев  в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу  ООО «ИнжСтройКонтроль» на действия заказчика  ПАО «РусГидро» - Северо-Осетинский филиалпри проведении Конкурса в электронный форме № 31807262399 на право заключения договора на реконструкцию гидротехнических сооружений и производственных зданий Эзминской ГЭС (2-ТПИР-2018-СОФ)  (далее - Конкурс),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07 марта  2019 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба   ООО «ИнжСтройКонтроль» (далее – Заявитель) на действия заказчика ПАО «РусГидро» - Северо-Осетинский филиал» (далее – Заказчик) при  проведении  Конкурса. В  жалобе Заявитель указал, что 06 декабря 2018 г. Заказчик  разместил в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru информационное сообщение (извещение) о проведении закупок работ по реконструкции гидротехнических сооружений и производственных зданий Эзминской ГЭС. 15 февраля 2019 г. в информационное сообщение (извещение) были внесены изменения. Протоколом №3 заседания закупочной комиссии от 21.02.2019 г. (размещен на сайте 25.02.2019 г.) заявка Заявителя под номером 5 была отклонена. Заявитель не согласен с данным решением комиссии и полагает, что в его обоснование положены выводы, не соответствующие требованиям закупочной документации и фактическому содержанию представленной им заявки (включая приложения). А именно:

1.Комиссия указала, что в составе заявки  отсутствуют копии удостоверений по электробезопасности на весь персонал, указанный в Приложении 4 к Техническим требованиям (Приложение 1 к Документации о закупке), что не соответствует пункту 3 таблицы 3 раздела 7 Технических требований (Приложение 1 к Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «Участник закупки должен располагать персоналом в соответствии с Приложением №4 к данным ТТ. Соответствие Участника закупки данному требованию подтверждается путем предоставления Справка о кадровых ресурсах (форма 1) (Приложение 1 к письму о подаче оферты) с приложением скан копии удостоверений».

Заявитель считает, что данный вывод является незаконным, поскольку из содержания пункту 3 таблицы 3 раздела 7 Технических требований (Приложение к Документации о закупке) и Приложения 4 к Техническим требованиям (Требования к количественному составу и квалификации персонала) не следует, что персонал Участника должен обладать какой-либо группой (допуском) по электробезопасности. Кроме того, сам вид закупаемых работ не подразумевает проведение работ или эксплуатацию энергоустановок. То есть, в закупочной документации и приложениям к ней отсутствует требование к Участникам о наличии у их персонала группы по электробезопасности, и как следствие, о необходимости представлять соответствующие удостоверения.

2. В обоснование отклонения заявки  Комиссия указала, что в Техническом предложении  отсутствует описание по позициям пунктов 6.1 «Сдача объекта в эксплуатацию» и «6.2 Особые условия выполнения работ» раздела 6 Технических требований (Приложение 1 к Документации о закупке), что не соответствует пункту 7.4.2.3 раздела 7 Документации о закупке, в котором установлено следующее требование:    «В техническом предложении описываются все позиции Технических требований (Приложение №1 – Технические требования) (с учетом предлагаемых условий Договора (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 - ПРОЕКТ ДОГОВОРА)».

Заявитель в составе заявки предоставил техническое предложение в соответствии с пунктом 7.4.2.3 раздела 7 Документации о закупки. Необходимо отметить, что Заявитель в составе заявки приложил техническое предложение с указанием: «Декларация соответствия. Настоящим мы подтверждаем, что изучили Технические требования к продукции и согласны поставить товар / выполнить работы / оказать услуги, полностью соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в Технических требованиях (Приложение № 1 к Документации о закупке)».

На основании вышеизложенного, Заявитель подтвердил согласие выполнить работы в соответствии с Приложение № 1 к Документации о закупке.

3. Комиссия указала, что в составе прилагаемых документов к Коммерческому предложению Заявителя  отсутствуют локальные сметные расчеты (выполненные в соответствии с Приложением 2 к Техническим требованиям (Приложение 1 к Документации о закупке) и являющиеся неотъемлемой частью сметной документации. Объектовые сметные расчеты к рассмотрению не принимаются, так как не содержат информации о выполняемых работах и применяемом оборудовании, а только определяют сметный лимит. Выявлено несоответствие пункту 7.3.1 раздела 7 Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Здесь Участник приводит свое Коммерческое предложение вместе с приложением в обязательном порядке подтверждающей / сметной документации, составленной в соответствии с Техническими требованиями Заказчика (при наличии в составе Технических требований Заказчика подраздела «Требования к документации по ценообразованию» либо аналогичного по смыслу)».

Заказчиком установлено в Документации о закупке, о необходимости участникам закупки предоставить сметные расчеты по предмету закупки, что по мнению Заявителя  нарушает  пп. 1 п. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками торгов, если такие соглашения имеют своей  целью либо приводят ими могут привести к ограничению конкуренции и (или)созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В связи с ограниченным временем на подготовку сметных расчетов, а также отсутствием возможности присутствия на объекте Заказчика для формирования своего предложения по сметному расчету, Заявителем закупки в составе заявки предоставлен сводный сметный расчет, тем самым  Заявитель не нарушил требования пункта 7.3.1 раздела 7 Документации о закупки.

4. Комиссия указала, что в ходе проверки было установлено, что в представленном Заявителем бухгалтерском балансе за 2017 г. имеются расхождения со сведениями, представленными Федеральной службой государственной статистики, в частности, в разделах: Актив, Пассив и в Отчёте о прибылях и убытках за 2016 г. - 2017 г., что не соответствует п.4.5.1.3. Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки».

 Также вышеуказанное не соответствует Декларации о соответствии Участника данному требованию в составе письма о подаче оферты (подраздел 7.2 Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «...Настоящим гарантируем достоверность представленной нами в заявке информации и подтверждаем право Заказчика, не противоречащее требованию формирования равных для всех участников закупки условий, запрашивать у нас, в уполномоченных органах власти и у упомянутых в нашей заявке юридических и физических лиц информацию, уточняющую представленные нами в ней сведения. Мы согласны с тем, что в случае предоставления нами в заявке недостоверных сведений, мы можем быть отклонены от участия в закупке, а в случае, если недостоверность предоставленных нами сведений будет выявлена после заключения с нами договора, такой договор может быть расторгнут...».

 Также, вышеуказанное не соответствует п.п 3 а) подраздела 10.1 Приложения № 3 к Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «участником в составе заявки должна быть представлена «копия составленных в соответствии с действующим законодательством РФ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год)* , с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом...» *Сведения, указанные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставленной в составе заявки, должны соответствовать сведениям, предоставляемым Федеральной службой государственной статистики.

По мнению Заявителя, он в составе заявки предоставил достоверную информацию о бухгалтерском балансе за 2017г. Заявитель указывает, что  Заказчиком в протоколе № 3 от 21.02.2019г. не указан источник получения информации о расхождении Активов, Пассивов и Отчёта о прибыли и убытках за 2016 г. - 2017 г. с представленными данными в Федеральную службу государственной статистики.

Заявитель считает, что проверка Закупочной комиссией информации о бухгалтерском балансе за 2017г. без подтверждающих документов о расхождении представленных данных в Федеральную службу государственной статистики, не может являться причиной отклонения заявки Участника закупки. Вывод об искажении отчетности является голословным и не подтвержден документально.

5.      Комиссия указала, что Заявителем изменена некорректируемая часть формы письма о подаче оферты (форма 2 Документации о закупке). В письме о подаче оферты Заявителя текст формы «Мы подтверждаем свое обязательство, в случае признания нас Победителем, раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с пунктом 7.14 Документации о закупке и с приложением подтверждающих документов, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения итогового протокола по результатам закупки. В противном случае мы согласны с тем, что будем признаны уклонившимися от заключения Договора и утратим статус Победителя» изложен как «Мы подтверждаем свое обязательство, в случае признания нас Победителем, раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с пунктом Ошибка! Источник ссылки не найден Документации о закупке и с приложением подтверждающих документов, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения итогового протокола по результатам закупки. В противном случае мы согласны с тем, что будем признаны уклонившимися от заключения Договора и утратим статус Победителя», что не соответствует п.7.2.1 Документации о закупке.

Заявитель считает, что он в «Письме о подаче оферты» (далее - Письмо) указал все основные позиции в соответствии с пунктом 7.2 Документации о закупке. Данная техническая ошибка допущенная Заявителем не является основанием для отклонения заявки, в связи с тем, что не повлекла к искажению данных о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных). Сведения о цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) уже предоставлены в составе заявки Заявителя.

Заявитель отмечает, что  представление информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), до заключения договора по итогам проведения конкурса не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

По мнению Заявителя, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат  п.2 ч. 1 ст.3 Федерального закона №223-ФЗ «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).Вышеуказанная позиция была поддержана Московским УФАС по делу  №223ФЗ-153/19 от 15.02.2019г.

В  возражениях на жалобу ООО «ИнжСтройКонтроль», направленных Филиалом ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» письмом б/н от 14.03.2019 года указано, что последний считает приведенные в жалобе доводы необоснованными, так как:

В жалобе Заявитель утверждает, что заказчиком в документации о закупке к участникам предъявлены неправомерные требования и просит признать незаконным решение Заказчика об отклонении его заявки.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее - Положение о закупке), которое размещено в ЕИС.

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках,  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках,  целями регулирования данного закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Приведенные правовые нормы предоставляют заказчику право самостоятельно определить процесс закупки товаров, работ, услуг, который направлен на обеспечение потребности заказчика, исходя из названных целей и принципов правового регулирования Закона о закупках.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках,  для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

В силу пункта 2 статьи 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) извещение о торгах должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В своей системной взаимосвязи положения Закона о закупках и статьи 448 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Следует отметить, что преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016, Закон  о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с чем заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления закупок. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

При этом включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Однако такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона  о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 приведена правовая позиция, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В пункте 8 письма от 24.12.2012 № ИА/44025/12 ФАС России также разъяснила, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, необходимых для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с приведенной правовой нормой в приложении 1 к документации о закупке установлены технические требования заказчика к подлежащим выполнению работам, содержащие виды работ, этапы работ, требования к работам, условия выполнения работ и иные положения, описывающие предмет закупки.

В составе технических требований документации о закупке в единой информационной системе и на сайте электронной торговой площадки размещены рабочая документация, рабочие чертежи, ведомости объемов работ, сметные расчеты, конкретизирующие описание подлежащих выполнению работ, объемы работ, технические и иные характеристики объектов и оборудования, требования к применяемым материалам, исходя из которых участники закупки должны подготовить свое техническое предложение и, исходя из которых, будет проводиться проверка соответствия технико-коммерческого предложения потребностям заказчика.

Указанные документы позволяют определить потребность заказчика в ремонтных работах и надлежащим образом подготовить заявку на участие в закупке с предложением по исполнению договора.

В связи с этим утверждение Заявителя  об отсутствии в составе документации о закупке в полном объеме проектно-сметной документации противоречит действительному содержанию документации о закупке.

Подразделом 6.3 раздела 6 Положения о закупке к участникам закупок установлены единые требования.

Поскольку в Положении о закупке невозможно предусмотреть абсолютно все требования к участникам закупочных процедур, исходя из специфики закупаемых товаров, работ, услуг, пункт 6.3.7 содержит отсылочную норму, в соответствии с которой иные требования к участникам устанавливаются документацией о закупке. При этом требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Исходя из имеющейся у заказчика потребности в работах по реконструкции гидротехнических сооружений и производственных зданий Эзминской ГЭС, в документации о закупке установлены требования к порядку отбора контрагента, специфика которого обусловлена характером подлежащих выполнению работ на опасном производственном объекте, необходимостью обеспечения безопасных условий выполнения работ, безопасного функционирования опасного производственного объекта гидроэнергетики, перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки в целях подтверждения соответствия участников закупки установленным требованиям, а также иные требования, направленные на сокращение издержек заказчика, связанных с выполнением договора и предотвращением рисков неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств, рисков повреждения объектов заказчика в результате неквалифицированных действий подрядчика, рисков причинения заказчику ущерба.

В соответствии с пунктом 3.1.1 документации о закупке участвовать в закупке может юридическое/физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько юридических/физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые соответствуют требованиям пунктов 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5 документации о закупке, раздела 10 документации о закупке, с приложением к заявке документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, перечень которых установлен разделами 10, 11 документации о закупке.

Согласно подразделу 10.3 раздела 10 документации о закупке участник закупки должен соответствовать установленным в технических требованиях документации о закупке требованиям к кадровым ресурсам, для чего включить в состав заявки справку о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения договора, по форме 11, заполненную в соответствии с подразделом 7.11 раздела 7 документации о закупке.

Пунктом 3 таблицы 3 раздела 7 технических требований установлено, что участник закупки должен располагать персоналом в соответствии с приложением 4 к техническим требованиям документации о закупке, в котором перечислены квалификация, количество персонала, группа допуска для электротехнического персонала, подтверждающие квалификацию документы.

Форма и порядок предоставления поименованной информации в заявке определены в документации о закупке и заранее раскрыты всем заинтересованным лицам путем размещения в единой информационной системе и на сайте электронной торговой площадки в составе документации о закупке, установленные требования в равной мере распространяются на всех участников закупки.

Требуемые сотрудники могут состоять как в штате участника закупки, так и быть привлечены на иных предусмотренных законом основаниях (к примеру, по договору гражданско-правового характера), в связи с чем установленное требование не препятствует подаче заявок.

Исключение из документации о закупке требования к кадровым ресурсам приведет к невозможности проверки соответствия участников требованиям документации о закупке, нарушению права заказчика на проверку участников закупки с позиции наличия ресурсов для должного выполнения обязательств по договору, что создает для заказчика риск ненадлежащего исполнения договора, поскольку отсутствует возможность проверить добросовестность участника в данном вопросе. В свою очередь, привлечение к выполнению работ неквалифицированного персонала, ставит под угрозу безопасность работ и функционирование объекта гидроэнергетики.

Следует отметить, что Верховным Судом Российской Федерации в определении от 21.08.2014 № 307-ЭС14-210 по делу А05-10778/2013 изложена позиция, согласно которой, субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Следовательно, проверка лишь правоспособности контрагентов не свидетельствует о должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Из писем ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, от 23.03.2017 № ЕД- 5-9/547@ следует, что при выборе контрагента по договору заказчику необходимо проявлять должную осмотрительность, любыми легитимными способами проверять надежность такого контрагента в целях исключения заключения договора с фирмой однодневкой, которое может повлечь негативные финансовые, в том числе налоговые, последствия для заказчика.

Включение в документацию о закупке положений, направленных на проверку наличия у участника закупки кадровых ресурсов, учитывает рекомендации налогового органа, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, по своему содержанию имеет общую направленность с данными позициями на исключение случаев заключения договоров с проблемными, недобросовестными контрагентами.

При таком положении довод жалобы о необоснованности требования документации о закупке к кадровым ресурсам подлежит отклонению как необоснованный.

Подавая заявку на участие в закупке, участник несет риск отклонения его заявки либо наступления иных неблагоприятных для участника последствий, связанных с несоблюдением требований документации о закупке к участникам, а также к порядку оформления включаемых в заявку документов и сведений.

В соответствии с подпунктом 4.6.1.2 пункта 4.6.1 документации о закупке подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и настоящей документацию о закупке (включая все приложения к ней).

В отношении заявленного требования о неправомерном отклонении заявки Участника по основанию «несоответствие заявки п. 6.1. и. п.6.2, раздела 6 Технических требований, поясняем следующее: в пункте 7.4 Документации о закупке «Техническое предложение (форма 4)» указано, что «Форма Технического предложения зависит от требований к описанию продукции, установленных в пункте 1.2.15. В случае, если в пункте 1.2.15 установлена необходимость предоставления описания продукции в виде согласия (декларации), то используется следующий текст «Декларация соответствия. Настоящим мы подтверждаем, что изучили Технические требования к продукции и согласны поставить товар / выполнить работы / оказать услуги, полностью соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в Технических требованиях (Приложение № 1 к Документации о закупке)». В случае, если в пункте 1.2.15 установлена необходимость предоставления описания продукции в виде подробного предложения, то Участник обязан указать параметры поставляемой продукции, в соответствии с формой и содержанием Технических требований Заказчика, а также с учетом требований разделов 4 и 6 настоящей Документации о закупке...» и далее приводится форма таблицы «Функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции», предназначенная для заполнения участником, при подготовке им его технического предложения. В соответствии с п. 1.2.15 Документации о закупке «Требования к описанию продукции» от участника закупки требовалось «подробное предложение Участника в отношении поставляемой продукции, включая функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции по параметрам эквивалентности, указанным в Технических требованиях Заказчика - по форме Технического предложения, установленной в Документации о закупке (подраздел 7.4)». Таким образом в данном случае, от участника требовалось не согласие выполнить работы в декларативной форме, а подробное предложение, включающее в себя в том числе позиции пунктов 6.1 «Сдача объекта в эксплуатацию» и 6.2 «Особые условия выполнения работ» раздела 6 технических требований документации о закупке.

В отношении заявленного требования о неправомерном отклонении заявки Участника по основанию «несоответствие письма о подаче оферты» поясняем следующее:

Отсутствие согласия участника на предоставление информации о цепочке собственников по форме в соответствии с Документацией о закупке несет риски для Заказчика, которые заключаются в возможности отказа участника при заключении договора от предоставления информации по требуемой форме, и как следствие в невозможности проверки представленной информации. Отмечаем, что на этапе подачи заявки от участника требуется только согласие в форме корректно заполненного Письма о подаче оферты (форма 2 Документации о закупке), предоставление информации о цепочке собственников по форме 7.14 Документации о закупке на этапе подачи заявок не требуется.

В соответствии с пунктом 5.1.2. Документации о закупке «В целях заключения Договора Участник, признанный Победителем, обязан в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения Организатором итогового протокола, составленного по результатам закупки, направить по адресу, указанному в пункте 1.2.26, Справку о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с подразделом 7.14, с приложением подтверждающих документов согласно перечню, установленному в Приложении 1 к указанной справке (подраздел 7.14). Данные документы должны быть предоставлены в бумажном виде и на электронном носителе в отдельном запечатанном конверте с надписью: «Документы Победителя о цепочке собственников». Таким образом, утверждение Заявителя о том, что Заказчиком требовалось предоставление «информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), до заключения договора» несостоятельно. Участником при подаче заявки была нарушена форма предоставления Письма о подаче оферты (Форма 2 Документации о закупке), в связи с чем закупочной комиссией было принято решение об отклонении заявки на основании пп. а) п.4.9.6 Документации о закупке за «несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке по существу, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения заявки Заявителя установлено ее несоответствие обязательным требованиям документации о закупке. Так:

- в составе заявки общества отсутствуют копии удостоверений по электробезопасности на весь персонал, предоставление которых предусмотрено приложением 4 к техническим требованиям документации о закупке, что не соответствует пункту 3 таблицы 3 раздела 7 технических требований;

 - в техническом предложении общества отсутствует описание позиций 6.1 «Сдача объекта в эксплуатацию» и 6.2 «Особые условия выполнения работ» раздела 6 технических требований документации о закупке, что не соответствует подпунктам 7.4.2.3, 7.4.2.4 пункта 7.4.2 документации о закупке, которыми установлено, что в техническом предложении описываются все позиции технических требований, не допускается в предложении ограничиваться типовыми фразами («готовы выполнить все в соответствии с техническими требованиями», «со всем согласны» и т.д.), или копированием конкретных требований из технических требований, необходимо самостоятельно заполнить все ячейки/значения/разделы с описанием предлагаемых характеристик оборудования, технологий выполнения работ, значений, величин, сроков и т.д.;

-          в составе прилагаемых документов к коммерческому предложению общества отсутствуют локальные сметные расчеты, которые выполнены в соответствии с приложением 2 к техническим требованиям документации о закупке. Приложенные к заявке объектовые сметные расчеты не содержат информации о выполняемых работах и применяемом оборудовании, а только определяют сметный лимит, что не соответствует пункту 7.3.1 документации о закупке, в соответствии с которым коммерческое предложение участника должно сопровождаться подтверждающей/сметной документацией, составленной в соответствии с техническими требованиями документации о закупке. Требования к составлению сметной документации приведены в приложении 2 к техническим требованиям документации о закупке;

-        в ходе проверки прилагаемых документов к коммерческому предложению общества было установлено, что в представленном Заявителем бухгалтерском балансе за 2017 г. имеются расхождения со сведениями, представленными Федеральной службой государственной статистики, в частности, в разделах: Актив, Пассив и в Отчёте о прибылях и убытках за 2016 г. - 2017 г., что не соответствует п.4.5.1.3. Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки»

Также вышеуказанное не соответствует Декларации о соответствии Участника данному требованию в составе Письма о подаче оферты (подраздел 7.2 Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «...Настоящим гарантируем достоверность представленной нами в заявке информации и подтверждаем право Заказчика, не противоречащее требованию формирования равных для всех участников закупки условий, запрашивать у нас, в уполномоченных органах власти и у упомянутых в нашей заявке юридических и физических лиц информацию, уточняющую представленные нами в ней сведения. Мы согласны с тем, что в случае предоставления нами в заявке недостоверных сведений, мы можем быть отклонены от участия в закупке, а в случае, если недостоверность предоставленных нами сведений будет выявлена после заключения с нами договора, такой договор может быть расторгнут...»

Также вышеуказанное не соответствует п.п 3 а) подраздела 10.1 Приложения № 3 к Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: Участником в составе заявки должна быть представлена «Копия составленных в соответствии с действующим законодательством РФ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год) * , с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом...»

*Сведения, указанные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставленной в составе заявки, должны соответствовать сведениям, предоставляемым Федеральной службой государственной статистики. Данные статистики -это публичная информация, опубликованная на сайте Федеральной службы государственной статистике: www.gks.ru.

В силу части 6 статьи 3 Закона о контрактной системе,  заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При рассмотрении заявок участников на предмет их соответствия документации о закупке заказчик обязан в равной мере применять установленные документацией о закупке требования ко всем участникам закупки, иное свидетельствовало бы о нарушении равного подхода к оценке заявок, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, содержится правовая позиция, согласно которой Закон закупках  не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 4.9.2 документации о закупке в рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в приложении 5 к документации о закупке.

К числу отборочных критериев согласно пунктам 1, 4, 6, 8, 12, 17 приложения 5 к документации о закупке относятся:

- наличие в составе представленной заявки всех обязательных к предоставлению (для целей рассмотрения заявок в рамках отборочной стадии) документов в соответствии с требованиями приложения 4 к документации о закупке, а также правильность их оформления (в т.ч. наличие должных печатей, подписей, формы заверения);

- отсутствие в материалах заявки недостоверных сведений или намеренно искаженной информации и/или документов;

- соответствие участника закупки обязательным требованиям пунктов 2-7 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке, в числе которых требование о соответствии сведений, указанных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной в составе заявки, сведениям, предоставляемым Федеральной службой государственной статистики;

 - соответствие участника закупки квалификационным требованиям подраздела 10.3 раздела 10 документации о закупке;

-  соответствие объемов и состава работ/услуг, технологии производства работ, предложенных участником в техническом предложении/сметной документации, обязательным требованиям, указанным в технических требованиях заказчика;

-        соответствие коммерческого предложения, а также сметной документации установленной форме и иным требованиям документации о закупке.

Подпунктами «а», «б», «г» пункта 4.9.6 документации о закупке установлено, что по результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия отклоняет заявки, которые:

-        не соответствуют по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о закупке по существу, в том числе содержат недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию или документы;

- представлены участниками, не соответствующими требованиям документации о закупке;

-        содержат предложение о продукции, не соответствующей требованиям документации о закупке, в том числе к порядку описания такой продукции.

Учитывая, что в ходе рассмотрения заявки Заявителя установлены существенные несоответствия требованиям документации о закупке, закупочной комиссией обоснованно принято решение об отклонении заявки общества от участия в закупке (протокол от 21.02.2019 № 3).

Ссылка Заявителя на необходимость направления ему запроса о разъяснении заявки на участие в закупке не может быть принята, исходя из следующего.

Согласно пунктам 4.10.1,4.10.3 документации о закупке в рамках процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок организатор закупки вправе направить в адрес участника дополнительный запрос разъяснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки.

Дополнительные запросы направляются одновременно (в один день) всем участникам, у которых был выявлен факт несоответствий, в случаях, установленных в пункте 4.10.1, за исключением участников, в отношении которых соответствии с пунктом 4.9.6 документации о закупке имеются прямые основания для отклонения заявки такого участника, не относящиеся к случаям, перечисленным в пункте 4.10.1.

Порядок и условия направления запросов, ответов на такие запросы регламентированы подразделом 4.10 раздела 4 документации о закупке.

Из приведенных положений документации о закупке следует, что направление запроса о разъяснении заявки является правом, а не обязанностью организатора закупки. В том случае, если предоставленное организатору закупки право будет реализовано, соответствующие запросы должны направляться всем участникам закупки.

Поскольку в рамках проводимой закупки подобные запросы иным участникам закупки не направлялись, направление индивидуального запроса Заявителю  будет свидетельствовать об избирательном подходе при применении условий документации о закупке, о создании обществу преимущественных условий участия в закупке, что недопустимо с позиции части 6 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с подпунктом 7.2.15.2 пункта 7.2.15 Положения о закупке конкурс признается несостоявшимся, если поступило менее двух заявок, соответствующих требованиям документации о закупке, либо если по результатам рассмотрения заявок, постквалификации принято решение о признании менее двух заявок, соответствующих требованиям документации о закупке.

Аналогичные условия признания закупки несостоявшейся предусмотрены пунктом 4.15.1 документации о закупке.

Учитывая, что в результате рассмотрения поступивших на участие в конкурсе заявок закупочной комиссией принято решение об отклонении всех заявок, конкурс признан несостоявшимся, принятое закупочное комиссией решение отражено в протоколе рассмотрения заявок от 21.02.2019 № 3. Объем отраженной в данном протоколе информации соответствует частям 13, 14 статьи 3.2         Закона о закупках, подпункту 7.2.10.14 пункта 7.2.10 Положения о закупке, пункту 4.9.7 документации о закупке, в связи с чем утверждение Заявителя о необоснованности принятого закупочной комиссией решения и о несоответствии содержания протокола рассмотрения заявок требованиям законодательства и документации о закупке является несостоятельным.

Поскольку при рассмотрении заявок участников закупки установленные в документации о закупке требования и порядок рассмотрения заявок в равной мере применены ко всем участникам закупки, заранее раскрыты участникам закупки, подаче заявок на участие в закупке не препятствуют, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика, установлены заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, являются оправданными, обеспечивают баланс интересов заказчика и участников закупки при конкурентном отборе контрагента, заявка Заявителя обоснованно отклонена от участия в закупке, а приведенные в жалобе доводы не могут быть признаны обоснованными.

 

Выслушав доводы стороны, изучив представленные материалы, Комиссия  Северо-Осетинского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. 06 декабря 2018 г. в сети Интерент на сайте www.zakupki.gov.ru ПАО «РусГидро» в лице Северо-Осетинского филиала разместило информационное сообщение (извещение) № 31807262399  о проведении конкурса в электронной форме на  реконструкцию гидротехнических сооружений и производственных зданий Эзминской ГЭС (далее – Конкурс) и Документацию о проведении Конкурса (далее – Документация о закупке).

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-Закон о закупках), общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов,  регулируется Законом о закупках.

 Согласно части 1 статьи 2  Закона о закупках,  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее -  Положение о закупке).

   Конкурс проводился в соответствии с Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным заседанием Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 года №277 и размещенном на официальном сайте  ПАО «РусГидро» (далее - Положение о закупках)   на основании Документации о закупке.

Согласно Протоколу №3 заседания закупочной комиссии  по Конкурсу от 21.02.2019 г. (размещен на сайте 25.02.2019 г.) заявка Заявителя под номером 5 была отклонена в связи с тем, что:

  1. В составе заявки Участника отсутствуют копии удостоверений по электробезопасности на весь персонал, указанный в Приложении 4 к Техническим требованиям (Приложение 1 к Документации о закупке), что не соответствует пункту 3 таблицы 3 раздела 7 Технических требований (Приложение 1 к Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «Участник закупки должен располагать персоналом в соответствии с Приложением №4к данным ТТ. Соответствие Участника закупки данному требованию подтверждается путем предоставления Справка о кадровых ресурсах (форма 1) (Приложение 1 к письму о подаче оферты) с приложением скан копии удостоверений»;
  2. В Техническом предложении Участника, отсутствует описание по позициям пунктов 6.1«Сдача объекта в эксплуатацию» и «6.2 Особые условия выполнения работ» раздела 6 Технических требований (Приложение 1 к Документации о закупке), что не соответствует пункту 7.4.2.3 раздела 7 Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «В техническом предложении описываются все позиции Технических требований (Приложение № 1 – Технические требования) (с учетом предлагаемых условий Договора (Приложение № 2 – Проект договора)»;

3) В составе прилагаемых документов к Коммерческому предложению  частника отсутствуют локальные сметные расчеты (выполненные в соответствии   Приложением 2 к Техническим требованиям (Приложение 1 к Документации о закупке) и являющиеся неотъемлемой частью сметной документации. Объектовые сметные расчеты к рассмотрению не принимаются, так как не содержат информации о выполняемых работах и применяемом оборудовании, а только определяют сметный лимит. Выявлено несоответствие пункту 7.3.1 раздела 7 Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Здесь Участник приводит свое Коммерческое предложение вместе с приложением в обязательном порядке подтверждающей / сметной документации, составленной в соответствии с Техническими требованиями Заказчика (при наличии в составе
Технических требований Заказчика подраздела «Требования к документации по
ценообразованию» либо аналогичного по смыслу);

4) В ходе проверки было установлено, что в представленном Участником бухгалтерском балансе за 2017 г. имеются расхождения со сведениями,  представленными Федеральной службой государственной статистики, в частности, в разделах: Актив, Пассив и в Отчёте о прибылях и убытках за 2016 г. – 2017 г., что не соответствует п.4.5.1.3. Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки» Также вышеуказанное не соответствует Декларации о соответствии Участника данному требованию в составе Письма о подаче оферты (подраздел 7.2 Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «...Настоящим гарантируем достоверность представленной нами в заявке информации и подтверждаем право Заказчика, не противоречащее требованию формирования равных для всех участников закупки условий, запрашивать у нас, в уполномоченных органах власти и у упомянутых в нашей заявке юридических и физических лиц информацию, уточняющую представленные нами в ней сведения. Мы согласны с тем, что в случае предоставления нами в заявке недостоверных сведений, мы можем быть отклонены от участия в закупке, а в случае, если недостоверность предоставленных нами сведений будет выявлена после заключения с нами договора, такой договор может быть расторгнут...». Также вышеуказанное не соответствует п.п 3 а) подраздела 10.1 Приложения № 3 к Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: Участником в составе заявки должна быть представлена «Копия составленных в соответствии с действующим законодательством РФ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год)* , с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом…».

*Сведения, указанные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставленной в составе заявки, должны соответствовать сведениям, предоставляемым Федеральной службой государственной статистики;

5) Участником изменена некорректируемая часть формы письма о подаче оферты (форма 2 Документации о закупке). В письме о подаче оферты участника текст формы «Мы подтверждаем свое обязательство, в случае признания нас Победителем, раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с пунктом 7.14 Документации о закупке и с приложением подтверждающих документов, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения итогового протокола по результатам закупки. В противном случае мы согласны с тем, что будем признаны уклонившимися от заключения Договора и утратим статус Победителя» изложен как «Мы подтверждаем свое обязательство, в случае признания нас Победителем, раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с пунктом Ошибка! Источник ссылки не найден Документации о закупке и с приложением подтверждающих документов, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения итогового протокола по результатам закупки. В противном случае мы согласны с тем, что будем признаны уклонившимися от заключения Договора и утратим статус Победителя», что не соответствует п.7.2.1 Документации о закупке.

В соответствии с пунктом 4.6.9. Документации о закупке, по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

- несоответствие заявки по составу[1], содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке по существу, в том числе наличие недостоверных сведений[2] или намеренно искаженной информации или документов;

- несоответствие Участников требованиям Документации о закупке;

- несоответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей товара требованиям Документации о закупке (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке);

- несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции;

- несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации о закупке, в том числе превышение цены заявки установленного размера НМЦ;

- несоответствие размера, формы, условий и порядка предоставления обеспечения заявки (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке).

При этом отклонение заявки за отсутствие в ней документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок (подраздел Ошибка! Источник ссылки не найден.), не допускается.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Однако,:

1) Согласно пункту 3 таблицы 3 раздела 7 Технических требований (Приложение 1) Документации о закупке, участник закупки должен располагать персоналом в соответствии с Приложением №4 к данным Техническим требованиям. Соответствие Участника закупки данному требованию подтверждается путем предоставления Справка о кадровых ресурсах (форма 1) (Приложение 1 к письму о подаче оферты) с приложением скан копии удостоверений.

Вместе с тем, из содержания пункту 3 таблицы 3 раздела 7 Технических требований  Документации о закупке  и Приложения 4 к Техническим требованиям (Требования к количественному составу и квалификации персонала) Документации о закупке не следует, что персонал Участника должен обладать какой-либо группой (допуском) по электробезопасности. Кроме того, сам вид закупаемых работ не подразумевает проведение работ или эксплуатацию энергоустановок. То есть, в закупочной документации и приложениям к ней отсутствует требование к Участникам о наличии у их персонала группы по электробезопасности, и как следствие, о необходимости представлять соответствующие удостоверения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом
равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных
ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен подпунктом «г» пункта 1.3.2.2
Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается
предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а
также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и
сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые
не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к
участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к
условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления
заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной
степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам,
услугам, к условиям исполнения договора.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных в Приложении № 1 Документации специалистов в штате
организации, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность
надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору,
заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие специалисты могут
быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в
случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают
дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника
закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное
требование в Документации, ограничивают количество участников закупки,
противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту «г»
пункта 1.3.2.2 Положения о закупках, и нарушают положения
пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава
административного правонарушения, ответственность за совершение которого
предусмотрена часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.

2) Согласно  пункту 7.4.2.3 раздела 7 Документации о закупке, в техническом предложении описываются все позиции Технических требований (Приложение №1 – Технические требования) (с учетом предлагаемых условий Договора (Приложение №2 – Проект договора)».

Заявитель в составе заявки предоставил техническое предложение в соответствии с пунктом 7.4.2.3 раздела 7 Документации о закупки и продекларировал при этом, что  подтверждает, что изучил Технические требования к продукции и согласен поставить товар / выполнить работы / оказать услуги, полностью соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в Технических требованиях (Приложение № 1 к Документации о закупке)».

То есть, тем самым  Заявитель подтвердил согласие выполнить работы в соответствии с Приложением № 1 к Документации о закупке.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего
заявку Заявителя по вышеуказанному основанию нарушают требования пункта 4.6.9 Документации о закупке и части 6 статьи 3 Закона о закупках,  что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский
Федерации об административных правонарушениях.

3)  Согласно Приложению № 2 Технических требований
Документации Заказчиком установлено требование, согласно которому
участник должен в составе заявки представить локальные сметные расчеты в
соответствии с требованиями, установленными Приложением № 1
Документации.

При этом участником закупки при составлении сметных расчетов
необходимо отразить величину накладных расходов по видам строительных,
ремонтно-строительных, монтажных работ и пусконаладочных работ, а также
указать величину сметной прибыли по всем видам работ.
Указанные расчеты оформляются в соответствии с Приложением 1.1
Требований к оформлению и составлению сметных расчетов Документации.
Кроме того, согласно пункту 3.3.1 Технических требований
Документации участником в составе заявки должно быть представлено краткое
описание части разделов проектной документации, а именно: разделы
«Инженерно-геодезические,инженерно-геологические, инженерноэкологические, инженерно-гидрометеорологические изыскания», «Техническое
обследование сооружений».

При этом проектная документация в ЕИС Заказчиком не размещена в
полном объеме, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет участнику надлежащим образом сформировать техническое предложение.
Кроме того, отсутствие у участника Конкурса локальных сметных
расчетов в составе заявки по выполнению работ по реконструкции
гидротехнических сооружений не является подтверждением невозможности
надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по
результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения
таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам
Конкурса.

Кроме того, Заявителем  в составе заявки предоставлен сводный сметный расчет, тем самым  Заявитель не нарушил требования пункта 7.3.1 раздела 7 Документации о закупки. 

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего
заявку Заявителя на участие в Конкурсе, ввиду несоответствия
неправомерному требованию Документации, нарушают требования части 6
статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки
составов административных правонарушений, ответственность за совершение
которых предусмотрена частями 7 и 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский
Федерации об административных правонарушениях

4) Согласно пункту 4.5.1.3. Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки».

Также в  п.п 3 а) подраздела 10.1 Приложения № 3 к Документации о закупке, установлено, что участником в составе заявки должна быть представлена «копия составленных в соответствии с действующим законодательством РФ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год)* , с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом, при этом сведения, указанные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставленной в составе заявки, должны соответствовать сведениям, предоставляемым Федеральной службой государственной статистики.

Вместе с тем,  Протокол №3 заседания закупочной комиссии  по Конкурсу от 21.02.2019 г., не содержит сведений о том, какие именно показатели бухгалтерского баланса Заявителя  за 2017 год не соответствуют показателям Федеральной службы государственной статистики, кроме того,  материалы проведения Конкурса, представленные в Северо-Осетинское УФАС России не содержат доказательств вывода о том, что такие расхождения имеют место быть фактически в заявке Заявителя. 

При этом,  в  Декларации о соответствии Участника  Заявитель указал, что гарантирует достоверность представленной  в заявке информации и подтверждает право Заказчика, не противоречащее требованию формирования равных для всех участников закупки условий, запрашивать  в уполномоченных органах власти и у упомянутых в заявке юридических и физических лиц информацию, уточняющую представленные  в ней сведения, что согласен с тем, что в случае предоставления  в заявке недостоверных сведений, может быть отклонен от участия в закупке, а в случае, если недостоверность предоставленных сведений будет выявлена после заключения с  договора, такой договор может быть расторгнут. То есть вывод об искажении отчетности Заявителем является голословным и не подтвержден документально.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего
заявку Заявителя по вышеуказанному основанию нарушают требования пункта 4.6.9 Документации о закупке и части 6 статьи 3 Закона о закупках,  что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский
Федерации об административных правонарушениях.

5)  Согласно письму о подаче оферты (форма 2, пункт 7.2.1  Документации о закупке), заявитель должен указать, что: «Мы подтверждаем свое обязательство, в случае признания нас Победителем, раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с пунктом 7.14 Документации о закупке и с приложением подтверждающих документов, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения итогового протокола по результатам закупки. В противном случае мы согласны с тем, что будем признаны уклонившимися от заключения Договора и утратим статус Победителя».

Из письма о подачи оферты, приложенного Заявителем в заявке на участие в Конкурсе следует, что  он: «подтверждает свое обязательство, в случае признания нас Победителем, раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с пунктом Ошибка! Источник ссылки не найден Документации о закупке и с приложением подтверждающих документов, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения итогового протокола по результатам закупки. В противном случае мы согласны с тем, что будем признаны уклонившимися от заключения Договора и утратим статус Победителя».

Вместе с тем, Заявитель в указанном  письме указал все основные позиции в соответствии с пунктом 7.2 Документации о закупке. Указанная техническая ошибка не может являться основанием для отклонения заявки, в связи с тем, что не повлекла к искажению данных о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), так как сведения о цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) уже предоставлены в составе заявки Заявителя.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего
заявку Заявителя по вышеуказанному основанию нарушают требования пункта 4.6.9 Документации о закупке и части 6 статьи 3 Закона о закупках,  что содержит признаки состава административного правонарушениия, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский
Федерации об административных правонарушениях.

2. Подпунктом 3 пункта 7 Технических требований Документации
установлено, что участник закупки должен представить справку о наличии
материально-технического оснащения в соответствии с Приложением № 5 к
Техническим требованиям.

Соответствие указанному требованию подтверждается путем
представления участником закупки в составе заявки соответствующих сведений
по форме- «Справка о материально-технических ресурсах» Документации.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных в приложении № 5 Технических требований Документации, а также
подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего
исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по
результатам Конкурса, поскольку такие производственные мощности могут
быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в
случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают
дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника
закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное
требование в Документации, ограничивают количество участников закупки,
противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, подпункту «г» пункта 1.3.2.2
Положения о закупках, Закона о закупках и нарушают положения
пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава
административного правонарушения, ответственность за совершение которого
предусмотрена часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 5.2.1 Документации проведение преддоговорных
переговоров между Заказчиком и Победителем допускается только в отношении
следующих вопросов:

а) снижение цены Договора (при этом объем закупаемой продукции, а
также технические характеристики продукции, определенные в настоящей
Документации о закупке и заявке Победителя, остаются неизменными);

б) увеличение объема закупаемой продукции (при этом цена Договора
и технические характеристики продукции, определенные в настоящей
Документации о закупке и заявке Победителя, остаются неизменными);

в) уточнение сроков исполнения обязательств по Договору (в случае,
если заключение Договора и исполнение обязательств по нему не могут быть
проведены в установленные сроки в связи с обжалованием результатов закупки
в адрес Заказчика или антимонопольного органа, в связи с административным
производством, судебным разбирательством, принятием органами управления
Заказчика решения об одобрении Договора по основаниям, предусмотренным
законодательством РФ, Уставом и/или локальными нормативными актами
Заказчика);

г) изменение условий Договора в связи с изменениями
законодательства РФ или предписаниями органов государственной власти,
органов местного самоуправления;

д) уточнение условий исполнения договора в лучшую для Заказчика
сторону, в том числе: сокращение сроков исполнения Договора; отказ
Победителя от аванса или уменьшение его величины; предоставление отсрочки
или рассрочки при оплате; улучшение характеристик продукции; увеличение
сроков и объема гарантии.

То есть, возможность Заказчика проводить преддоговорные переговоры может
применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете
может повлечь ограничение количества участников Конкурса.
Кроме того, право Заказчика проводить преддоговорные переговоры не
способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения
договора при проведении Конкурса.

Таким образом, установление вышеуказанного положения в Документации противоречит пункту 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в
извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием
количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых
услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о
закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке,
установленные заказчиком требования к качеству, техническим
характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным
характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке,
отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с
определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы,
оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с Техническим заданием Документации работы
выполняются на объекте сооружений Гизельдонской, Дзауджикаунской,
Эзминской, Беканской ГЭС. При этом, согласно Приложению № 2 Технических
требований к Документации, подрядчик (лицо, с которым по итогам Аукциона
принято решение о заключении договора в установленном Документацией
порядке) обязан обеспечить качественное выполнение комплекса работ в
полном соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией,
действующими строительными нормами, правилами, техническими условиями.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного
кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее
строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том
числе, с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация
представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функциональные, технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для
обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального
строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении
затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и
безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем, проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, а именно отсутствует часть проектной документации в составе
Документации, в том числе отсутствуют локальные сметы.

Отсутствие в полном объеме проектной документации в составе
Документации на выполнение работ по строительству объектов капитального
строительства означает, что Заказчик не установил требования к объему работ,
подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает
участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Таким образом, Заказчиком не размещена в полном объеме проектная документация в ЕИС, что нарушает пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10  статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

5. Согласно подпункту 2 пункта 7 Технических требований
Документации установлено, что участнику необходимо являться членом
саморегулируемой организации (далее — СРО), основанной на членстве лиц,
осуществляющих строительство и зарегистрированной в установленном
порядке на территории РФ.

При этом, согласно пункту 10.2 Документации участнику в составе
заявки необходимо представить выписку из реестра членов СРО.

Вместе с тем, Заказчиком не установлен в Документации вид профессиональной деятельности в СРО, который необходим Заказчику для подтверждения соответствия участников требованиям Документации, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего требование о
членстве участника в определенной СРО ограничивают количество участников
закупки, противоречат пункту 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают
положения пункта 9 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава
административного правонарушения, ответственность за совершение которого
предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 7 Технических требований
Документации участнику в составе заявки необходимо представить: заверенную
участником копию действующей выписки из реестра членов СРО, выданную не
ранее чем за один месяц до срока окончания приема заявок.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса
Российской Федерации предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам
заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три
рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из
реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее
выдачи.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации вышеуказанное условие о сроке действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации на момент окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.1 Положения о закупке, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают положения пункта 2 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

6. В соответствии с подпунктом 1 пункта 10.5 Документации, заявка
генерального подрядчика дополнительно должна включать сведения в виде
плана распределения объемов поставки продукции между Генеральным
подрядчиком и субподрядчиками по установленной форме 13 подраздела 7.13
Документации о распределении объемов поставки продукции между
Генеральным подрядчиком и субподрядчиками.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона о закупках,
заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Таким образом, требования к субподрядным организациям устанавливаются
исполнителем по договору самостоятельно в соответствующем договоре,
заключаемом между исполнителем и соисполнителем, и не могут быть
установлены Заказчиком в Документации.

Также, ограничение возможности привлечения субподрядных
организаций/соисполнителей по договору, заключаемому по результатам
закупки, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя
по договору, что ограничивает количество участников закупки.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации требований к субподрядным организациям противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает положение пункта 9 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

7. Согласно подпункту 3 пункта 10.1 Документации участник закупки не
должен находиться в кризисном финансовом состоянии.

При этом приложение № 7 не содержит порядка оценки и критериев
оценки финансового состояния участника, что вводит участников закупки в
заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать пакет
документов для подачи заявки на участие в Конкурсе

То есть, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации
методики проверки финансовой устойчивости организации противоречат пункту
2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что
нарушает положение пункта 9 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава
административного правонарушения, ответственность за совершение которого
предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать  обоснованной жалобу ООО «ИнжСтройКонтроль» на действия заказчика -  ПАО «РусГидро» - Северо-Осетинский филиал» при проведении Конкурса в электронный форме № 31807262399 на право заключения договора на реконструкцию гидротехнических сооружений и производственных зданий Эзминской ГЭС (2-ТПИР-2018-СОФ).

2. Признать  Заказчика  нарушившим требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пунктов 2, 9, 13, 14 статьи 4 Закона о закупках и пункта 4.6.9 Документации о закупке при проведении Конкурса.

3.  Выдать Заказчику ПАО «РусГидро» - Северо-Осетинский филиал» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать материалы дела №АМЗ12-03/19  в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении  лиц, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.

 

Согласно пункту 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение комиссии антимонопольного органа, принятое по результатам рассмотрения  жалобы,  может быть обжаловано в судебном порядке в течение  трех месяцев со дня принятия решения.

 

Заместитель председателя комиссии                                                     А.С. Кудзиева

Члены комиссии                                                                                          В.В. Джиоева

                                                                                                                 Ж.Г. Сугарова

 


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны