Решение ТУ ФАС России №02-08/09-12-18 В Северо-Осетинское УФАС России 05.09.2018г. вх.№3607 поступ... от 4 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                РЕШЕНИЕ

                                                                                                             г.Владикавказ

Резолютивная часть решения оглашена "21" марта 2019г.

В полном объеме решение изготовлено "04" апреля 2019г.

         Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии   Р.Р.Плиева – руководителя

Членов Комиссии              Г.Б.Кайтукова – заместителя руководителя

                                            А.Б.Дзарахохова – начальника отдела                                         

рассмотрев дело №02-08/09-12-18 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» (РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Горького,6) части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ"О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), с участием заявителя – Х.Л.В., и ее представителя – П.И.Л., в отсутствие представителей ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ»                                                                            
                                          

                                               УСТАНОВИЛА:

 

         В Северо-Осетинское УФАС России 05.09.2018г. вх.№3607 поступило заявление ИП Х.Л.В. (далее - заявитель) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» (далее - ответчик).

         Согласно заявлению, между заявителем и ООО «Газпром межрегингаз Владикавказ» заключен договор поставки газа №39-2-2096/18-22 от 20.10.2017г. В соответствии с условиями договора ООО «Газпром межрегингаз Владикавказ»  обязуется поставлять с 01.01.2018г. по 31.12.2022г. газ горючий природный, а покупатель – получать и своевременно оплачивать потребленный объем.

        23 октября 2008г. представителями поставщика газа был составлен акт об установке прибора учета газа BK-G6T №25416463, установлена пломба №390005474.

         Согласно паспорта прибора учета газа, датой изготовления и первичной поверки является 15 августа 2008г. В соответствии с  пунктом 9.1 паспорта, межповерочный интервал составляет 10лет. Таким образом, дата очередной поверки - не позднее 15 августа 2018г.

       16 июля 2018г. заявителем в адрес ответчика было направлено письмо о необходимости замены газового счетчика. Поставщиком газа письмо получено 16 июля 2018г. вх.№5335.

         Представителями ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» 21.07.2018г. проведена проверка газопотребляющего оборудования заявителя, составлен акт №10-180721-02.

        Согласно акту выявлено не сертифицированное газовое оборудование,

нарушение межповерочного интервала узла учета газа,  прибор  признан не

расчетным. В связи с изложенным, согласно расчету №114  от 22.07.2018г., объем поставляемого газа определен по мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.

         В соответствии с актом поданного-принятого газа №37989/07 от 31.07.2018г. за июль 2018г. начисление по мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования. составило 13 206 куб.м. Согласно выставленного счета-фактуры №30728 от 31.07.2018г. стоимость поставленного в июле газа составила 98 578,93руб. 

         01 августа 2018г. поставщиком газа прибор учета был заменен. Согласно акту установки узла учета от 01.08.2018г. установлен новый прибор учета BK-G6T №05744494, пломба №48111932.

        Таким образом, по мнению заявителя, в действиях поставщика газа усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в ущемлении интересов индивидуального предпринимателя путем необоснованного начисления оплаты по мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.

Частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения   (статьи  539 - 547  ГК  РФ),    если  иное  не  установлено

законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы в силу требований части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Отношения в сфере газоснабжения регулируются законодательством о газоснабжении, в частности Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении).

В соответствии с положениями статьи 2 Закона о газоснабжении, поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или

уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.12.2013 N 961. (далее - Правила учета газа).

Пунктом 5 Правил поставки газа определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 32 Правил поставки газа, стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с ГК РФ, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

Согласно пункту 21 Правил поставки газа,  поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. В соответствии с пунктом 25 Правил, ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.

Кроме того, согласно пункту 4.8 договора поставки газа №39-2-2096/18-22 от 20.10.2017г., ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений несет владелец узла учета газа.

Таким образом, ИП Х.Л.В. в силу действующего законодательства ответственна за надлежащее техническое состояние и своевременную поверку прибора учета газа BK-G6T №25416463.

        Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений), поверка средств измерений (далее - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 1 Закона об обеспечении единства измерений предусмотрено, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования, подлежащие выполнению, в том числе при осуществлении энергосбережения.

Учитывая положения части 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений,  средства измерений, предназначенные для применения в сфере

государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 №1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки  средств  измерений,  требования  к  знаку  поверки  и содержанию

свидетельства о поверке" утвержден Порядок проведения поверки средств измерений (далее - Порядок №1815).

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. В соответствии с пунктом 13 Порядка №1815, результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.

        Обязанность по надлежащему техническому состоянию и поверке, предусмотренную пунктом 25 Правил, заявитель исполнил, направив 16 июля 2018г. письмо поставщику газа о необходимости замены прибора учета газа. Письмо получено ответчиком 16 июля 2018г. вх. №5335.

 В соответствии с пунктом 26 Правил поставки газа каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время    работоспособности   средств   измерений,   наличия   действующих

свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.

         Аналогичные обязательства содержатся в пункте  4.8 договора поставки газа №39-2-2096/18-22 от 20.10.2017г.

         В рамках проведенной проверки поставщиком газа согласно акту №10-180721-02 от 21.07.2018г. выявлено несертифицированное газопотребляющее оборудование и нарушение срока межповерочного интервала узла учета газа.

        В связи с изложенным, согласно расчету №114 от 22.07.2018г. объем поставленного газа определен по проектной мощности газопотребляющего оборудования.

        Согласно расчету за период с 01.07.2018г. по 22.07.2018г. общий объем потребленного газа составил 13206 куб.м.

        В материалы дела представлен акт №37989/07 от 31.07.2018г. поданного-принятого газа за июль 2018г. в объеме 13206 куб.м., заявителю выставлена счет-фактура №30728 от 31.07.2018 на сумму  98578,93руб.

       В акте поданного - принятого газа отсутствует подпись заявителя, что свидетельствует о несогласии последнего с выставленной к оплате суммой задолженности за июль 2018г.

        Письмом № 72-15-1384-АП от 09.08.2018г. направленного в адрес заявителя, поставщик газа указал на соответствие проведенного расчета по проектной мощности газопотребляющих установок действующему законодательству. 

        Между  тем, из представленных письменных пояснений заявителя следует, что в помещении, расположенном по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Гизельское шоссе,5 имеются два водонагревателя (Комфорт К06В и Оазис OR-12W) газопотреблением 1,2 куб.м./час (согласно приложенных паспортов), газовая плита (Грета) газопотреблением 1,4 куб.м./час (согласно паспорту), печь (торне) газопотреблением 2,67 куб.м./час (согласно расчету горелки от 2017г., произведенному ООО «Юст»), имеющим свидетельство о допуске на данные виды работ №СРОСП-П-05529.1-05032013 от 05.03.2013г.

         Заявитель пояснил, что получение вышеуказанного расчета горелки именно в ООО «Юст» было обязательным условием со стороны поставщика газа при установке печи торне.

        Учитывая вышеизложенное общее газопотребление всех приборов составляет 6,47 куб.м./час. Между тем, согласно произведенному ответчиком расчету общее газопотребление всех приборов составляет 17,75 куб.м./час.

        Довод ответчика о том, что установленное газоиспользующее оборудование превышает диапазон счетчика, в связи с чем, показания узла учета не достоверны, комиссией антимонопольного органа не принимается во внимание в связи с наличием согласованного проекта газификации объекта заявителя с газоснабжающей организацией при наличии принятого

актом от 01.08.2018г. узла учета газа BK-G6T №05744494 аналогичному ранее установленному узлу учета  BK-G6T №25416463.

         Кроме того, согласно  представленному  паспорту  прибора учета газа, на момент проведения проверки срок очередной поверки прибора учета газа BK-G6T №25416463 ИП Х.Л.В. нарушен не был, так как данный прибор являлся расчетным до 15.08.2018г.

        Ответчиком в материалы дела представлены копии фотоснимков предполагаемого   прибора  учета  газа  заявителя,  пояснив,  что нарушение

межповерочного интервала связано с оттиском клейма на пломбе, в связи  с чем, срок межповерочного интервала – 2 квартал 2018года.

        Заявитель указал, что данный прибор учета при замене его на новый, был передан представителям ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ», в связи с чем, представить его на обозрение комиссии антимонопольного органа не представляется возможным.

        Таким образом, довод ответчика о несоответствии оттиска клейма на пломбе паспорту узла учета, комиссией не принят во внимание.

        У комиссии отсутствуют сведения о каких-либо выявленных нарушениях целостности замененного узла учета, пломб - не установлено, доказательств обратного ответчиком не представлено. Установленная согласно акту от 23.10.2008г. пломба №390032831, присутствовала при проведении проверки согласно акту проверки узла учета газа от 21.07.2018г.

        Таким образом, установлено, что на момент проведения проверки 21.07.2018г. срок межповерочного интервала прибора учета газа  BK-G6T №25416463 не истек, в связи  с чем, комиссия приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания по начислению заявителю по мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования.

В соответствии с Правила учета газа, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу пунктов 1.6 и 1.7 Правил учета газа, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

  Согласно пункту 2 названной статьи, поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии (пункт 3 статьи 13 Закона N 102-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о соответствии узла учета газа требованиям действующего законодательства на момент проведения проверки 21 июля 2018г.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, у поставщика газа не имелось законных оснований в проведении расчетов за газ с 01.07.2018 г. по 22.07.2018г. исходя из проектной мощности газопотребляющих установок заявителя, при наличии исправного узла учета газа.

        Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность  оказывать  решающее  влияние на общие условия обращения
товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В целях установления доли, занимаемой указанным Обществом на рынке реализации природного газа  в границах РСО-Алания, Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке поставки природного газа в границах РСО-Алания.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» с долей превышающей 50%. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ», занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, доминирующему на рынке субъекту запрещены действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение  хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или

могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление     интересов   других лиц.   Исходя  из  системного  толкования

положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» своими действиями ущемило установленные законом права и интересы заявителя, поскольку при наличии исправного узла учета газа без оснований и незаконно применило
расчетный метод за поставленный газ по мощности газопотребляющего оборудования.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия поставщика газа нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

     

         Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

                                                 РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем начисления  за поставленный в период с 01.07.2018г. по 22.07.2018г. объем газа по мощности газопотребляющих установок заявителя при наличии исправного узла учета газа BK-G6T №25416463, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу отдела защиты конкуренции на товарных рынках Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                         Р.Р.Плиев

Члены Комиссии:                                                                    Г.Б.Кайтуков

                                                                                                 А.Б.Дзарахохов    

                                                      

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

         Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушения установлена административная ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны