Решение б/н Дело №04-01/03-2015 по признакам нарушения ООО «Коммунальные... от 18 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 5 июня 2015 года.

В полном объёме решение изготовлено 16 июня 2015 года.

 

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

в присутствии представителя Ответчика (ООО «Коммунальные системы «Жуково», далее также Общество) – <…> (доверенность б/н от 24.04.2015, паспорт),

и в отсутствии Заявителя <…>, извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело №04-01/03-2015 по признакам нарушения ООО «Коммунальные системы «Жуково» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России из Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области поступило заявление <…>, проживающей по адресу: <…> (далее – Заявитель), касающееся взимания Обществом с Заявителя платы за выдачу технических условий на подключение указанного жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения.

Из заявления и представленных материалов следует, что Заявитель 07.08.2014 (вх. №180 от 11.08.2014) обратился в адрес Общества с запросом о предоставлении технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения жилого дома №11 по ул. Школьная д. Дивасы Смоленского района Смоленской области, за выдачу которых с него взяли плату в размере 697, 34 руб.

Общество письмом от 12.03.2015 №36 сообщило Смоленскому УФАС России, что не взимает плату за выдачу технических условий на подключение жилых домом к сетям водоснабжения, а взимает плату за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов, необходимых для выдачи технических условий, представив в подтверждение приказ от 01.07.2013 №149 «Об установлении платы за услуги по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий на присоединение абонента к сетям водоснабжения водоотведения» (далее – Приказ от 01.07.2013 №149), и калькуляцию платы за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий.

На заседаниях комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/03-2015 (проходили 28.04.2015, 19.05.2015, 02.06.205 и 05.06.2015) Заявитель сообщил, что с целью подключения, принадлежащего ему объекта капитального строительства, к централизованным сетям водоснабжения обратился в Общество с запросом от 07.08.2014 о получении технических условий. В кассе Общества за выдачу технических условий с него взяли плату в размере 697 рубля 34 копейки, что подтверждено выданной квитанцией.

Заявитель считает, что действия Общества по взиманию с него платы за выдачу технических условий на подключение, принадлежащего ему объекта капитального строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения, неправомерными, так как технические условия должны предоставляться без взимания платы.

Представитель Ответчика сообщил, что Общество не взимало плату за выдачу технических условий. Плата в размере 697, 34 руб. установлена за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий, и взималась именно за данную услугу.

Пояснил, что в квитанции, выданной Обществом Заявителю, ошибочно вместо платы за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий было указано, что сумма в размере 697,34 руб. взята за выдачу технических условий.

Представитель Общества также указал, что в 2013-2014 гг. Общество не эксплуатировало сети водоснабжения на территории д. Дивасы Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в указанный период времени в аренде у Общества находились только артезианские скважины и водонапорные башни. Централизованные сети холодного водоснабжения были переданы в аренду Обществу только с 01.12.2014, до этого времени указанные сети никем не обслуживались.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, для того, чтобы подключить объект капитального строительства к сетям водоснабжения Обществу необходимо произвести ряд мероприятий, а именно, определить точку подключения, для чего на место должен был выехать главный инженер, необходимо было также рассчитать объём водопотребления. По итогам такой работы Общество выдаёт правообладателям земельных участков технические условия.

Представитель Ответчика также сообщил, что Общество не будет в дальнейшем взимать с правообладателей земельных участков плату за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий. Общество в настоящее время устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия, а именно, направило правообладателям земельных участков письма с информацией о возврате им денежных средств, уплаченных за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий, представив Комиссии такие письма и почтовые квитанции.

 

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статьёй 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены, в том числе, следующие основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

- централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Выдача технических условий на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения, как и само технологическое присоединение, не образует отдельного вида экономической деятельности и является нераздельной частью рынка услуг водоснабжения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии и не подлежит доказыванию антимонопольным органом.

В соответствии с договором аренды от 30.04.2013 №2, заключённым между Администрацией Дивасовского сельского поселения Смоленской района Смоленской области и ООО «Коммунальные системы «Жуково», Обществу передано в аренду муниципальное имущество в сфере водоснабжения на территории д. Дивасы Смоленского района Смоленской области.

Постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.11.2011 №458 (в ред. от 28.11.2012), от 19.06.2013 №252, от 09.12.2013 №517 и от 19.12.2014 №401 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение ООО «Коммунальные системы «Жуково» (дер. Покорное, Смоленский район)» для Общества были утверждены тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для расчетов с потребителями в 2013-2015 гг.

07.08.2014 (вх. №180 от 11.08.2014) Заявитель обратился в адрес Общества с просьбой выдать ему технические условия на подключение, принадлежащего ему объекта капитального строительства, к централизованным сетям водоснабжения д. Дивасы Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

В ответ на указанную заявку Общество выдало Заявителю технические условия от 12.08.2014 на водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: Смоленский район, Дивасовское сельское поселение, д. Дивасы, ул. Школьная, д. 11.

При этом за выдачу технических условий Заявитель внес в кассу Общества денежные средства в размере 697 рублей 34 копейки, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 20.10.2014 №718 и кассовым чеком (л. д. 44).

Общество письмом от 12.03.2015 №36 сообщило Смоленскому УФАС России, что не взимает плату за выдачу технических условий на подключение жилых домов к сетям водоснабжения, а оказывает возмездную услугу по сбору, оформлению и подготовке документов, необходимых для выдачи технических условий, плата за которую установлена приказом от 01.07.2013 №149 (далее – Приказ от 01.07.2013 №149).

Пунктом 1 Приказа от 01.07.2013 №149 установлено, что с 01.07.2013 плата за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий составляет 697 рублей 34 копейки согласно прилагаемой калькуляции.

Пунктом 3 Приказа от 01.07.2013 №149 признан утратившим силу Приказ №10 от 11 января 2011 г.

Согласно калькуляции (приложение к приказу от 01.07.2013 №149) услуга по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий включает в себя:

1) изучение и анализ схем водоснабжения, сбор, копирование, оформление и подготовку необходимых документов;

2) выезд на место для осмотра и определения возможности и точки подключения абонента.

Согласно пункту 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила №83).

Пунктом 1 Правил №83 определено, что данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Согласно пункту 10 Правил №83 (в редакции, действовавшей на момент выдачи технических условий) технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальную нагрузку в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.

По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Точка подключения является существенным условием технических условий на подключение.

Пунктом 12 Правил №83 установлено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:

- на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;

- с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

- с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учетом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 9 Правил №83 установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Из вышеуказанных норм следует, что для организаций эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения определена процедура для определения и выдачи технических условий (информации о плате за подключение) и установлена бесплатность для запросившего лица выполнение таких процедур.

Довод Ответчика о том, что Общество не эксплуатировало в 2013-2014 гг. сети водоснабжения не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела и отклоняется комиссией, так как Общество фактически вступало в правоотношения с правообладателями земельных участков в качестве хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего централизованные сети холодного водоснабжения, а именно, принимало от правообладателей земельных участков заявки на выдачу технических условий и осуществляло по таким заявкам выдачу технических условий.

Так, в период с 01.07.2012 по 05.06.2015 в адрес Общества с запросами о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным сетям водоснабжения, помимо Заявителя, обратились двенадцать правообладателей земельных участков, что подтверждается их личными заявлениями, направленными в адрес Общества (л.д. 129-140). Указанные правообладатели земельных участков производили в кассе Общества оплату за технические условия, но приходные кассовые ордера и чеки оформлялись по услуге по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий (л.д. 96-108).

Например, 19.08.2013 в адрес Общества обратилась <…> с заявлением исключительно на выдачу технических условий для подключения к централизованной системе холодного водоснабжения строящегося жилого дома №4-а, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Дивасовское сельское поселения, д. Дивасы, ул. Заозёрная.

Вышеуказанный правообладатель земельного участка произвёл в кассе Общества оплату в размере 697, 34 руб., приходный кассовый ордер был оформлен за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий.

В соответствии с запросом <…> от 19.08.2013 Общество выдало ей технические условия на водоснабжение строящегося жилого дома по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Дивасовское сельское поселение, д. Дивасы, ул. Заозёрная, д.4-а, что, как было установлено Комиссией, является конечным результатом оказания Обществом возмездной услуги, за которую <…> внесла в кассу Общества денежные средства.

При этом, Комиссия отмечает, что правообладатели земельных участков не обращались в Общество за возмездной услугой по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условии (документы в материалы дела не представлены), и Общество не передавало таким правообладателям результаты такой работы. Такая работа необходима, прежде всего, для Общества, в обязанность которого входит выдача технических условий.

 

Данные обстоятельства были подтверждены представителем Ответчика при рассмотрении настоящего дела, документов, подтверждающих иное, материалы дела не содержат.

Таким образом, взимаемая Обществом плата за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий, фактически, является ничем иным, как платой за выдачу технических условий.

Между тем, для Заявителей, направивших запрос о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно технического обеспечения холодного водоснабжения, технические условия должны быть выданы безвозмездно, вне зависимости от того, какие действия при этом совершает Общество.

Учитывая вышеизложенное, Общество в нарушение запрета, установленного пунктом 9 Правил №83, неправомерно взимало с правообладателей земельных участков плату за выдачу технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям водоснабжения, тем самым ущемляя их права.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В ходе рассмотрения настоящего дела Общество в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия и направило правообладателям земельных участков письма с информацией о возврате им денежных средств, уплаченных за услугу по сбору, оформлению и подготовке документов для выдачи технических условий.

В качестве документального подтверждения в материалы дела были представлены копии вышеуказанных писем, а также копии почтовых квитанций, подтверждающих их направление адресатам (л.д. 116-128, 153-155).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Коммунальные системы «Жуково» по взиманию с правообладателей земельных участков платы за выдачу технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №04-01/03-2015 прекратить в связи с добровольным устранением ООО «Коммунальные системы «Жуково» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Коммунальные системы «Жуково» не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны