Решение №01/19-18.1/Ж РЕШЕНИЕ № 01/19-18.1/Ж по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 9 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 01/19-18.1/Ж

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместитель

председателя Комиссии:         <…>, заместитель руководителя Смоленского   УФАС России;

 

Члены Комиссии:                  <…>, начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России,

 

при участии представителей от:

- организатора закупки - АО «Авангард»: <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт);

- заявителя - ООО «Фторэластомеры»: <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт),

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу «Фторэластомеры» на действия конкурсной комиссии организатора закупки  -  АО «Авангард» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку гидравлического пресса усилием 2000 тн по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей по изготовлению изделий 3С-44 на АО «Авангард» (извещение № 31807234966 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В жалобе ООО «Фторэластомеры» (далее также – Заявитель, Общество) указывает, что конкурсной комиссией нарушен порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников, что повлекло неверное определение победителя закупки. Заявитель указал, что, невзирая на наличие документов, подтверждающих наличие опыта, все они не были учтены при оценке заявки Общества при определении итогового рейтинга заявки, Обществу неправомерно присвоено «0» (ноль) баллов по критерию «Опыт работы по профилю закупки.

По мнению Заявителя, данная закупка проведена с нарушением норм действующей редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Нарушения выразились в следующем. Согласно документации данный открытый конкурс проводился среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральным законом  от 31.12.2017 № 505-ФЗ были внесены изменения в Закон о закупках, в частности, введена статья 3.4, которая предусматривает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Положения данной статьи применяются только к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ в соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона о закупках (т.е. с 01.10.2018). Заявитель указал, что поскольку извещение о проведении рассматриваемой закупки размещено 30.11.2018, следовательно, действие новой редакции Закона распространяется на данную закупку.

В жалобе Общество отметило, что согласно новому порядку, заявка на участие в открытом конкурсе должна состоять из двух частей и ценового предложения. В случае содержания в первой части заявки сведений об участнике и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Между тем, в документации о закупке указанные изменения не учтены.

В этой связи заявитель просит признать незаконными действия конкурсной комиссии организатора закупки, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок участников по критерию «Опыт работы по профилю закупки», признать действия заказчика, выразившиеся в проведении закупки с нарушением порядка, предусмотренного статьей 3.4 Закона о закупках и выдать  предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу ООО «Фторэластомеры» необоснованной, представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

В ходе рассмотрения жалобы заявителя по существу Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zаkuрki.gоv.гu) (далее - официальный сайт) 30.11.2018 опубликовано извещение № 31807234966 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку гидравлического пресса усилием 2000 тн по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей по изготовлению изделий 3С-44 на АО «Авангард».

Начальная (максимальная) цена договора - 98 390 971.00 рублей.

Данная закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика по оспариваемой закупке регламентируется Положением о закупках АО «Авангард», утвержденным Советом директоров АО «Авангард» (протокол № 7 от 14.09.2016), Документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку гидравлического пресса усилием 2000 тн по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей по изготовлению изделий 3С-44 на АО «Авангард» (далее – Документация о закупке).

Согласно Извещению дата и время начала срока подачи заявок на участие – 03.12.2018 в 00 часов 00 минут.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие – 21.12.2018 до 17 часов 00 минут.

Дата и время рассмотрения заявок – 24.12.2018 в 10 часов 00 минут.

Дата и время подведения итогов – 28.12.2018 в 17 часов 00 минут.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по вскрытию конвертов от 24.12.2018 № 931 на участие в конкурсе были поданы заявки от следующих участников: ООО «Аксиома» (идентификационный номер участника 8818), ЗАО «Гигант» (идентификационный номер участника 2888), ООО «Фторэластомеры» (идентификационный номер участника 4072), ООО ТД «Полимермаш» (идентификационный номер участника 4771), ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» (идентификационный номер участника 6577), ООО «Инжиниринговая компания «Интермашстрой» (идентификационный номер участника 7942).

Согласно протоколу от 28.12.2018 № 950 закупочной комиссией принято решение о допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме всех участников, подавших заявки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 13 Документации о закупке установлены требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупочной процедуры для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 18 Документации о закупке установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичные требования установлены и пунктами 17, 18 части 3 статьи 17 Положения о закупках.

Пунктом 1 части 5 статьи 22 Положения о закупках установлено, что в рамках оценки и сопоставления заявок участников закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности, если иное не предусмотрено настоящим Положением, применяя критерии, указанные в документации процедуры закупки, формируемые в соответствии с требованиями указанными в Приложении №2 настоящего Положения.

Пунктом 26 Документации о закупках установлены следующие критерии оценки заявок участников:

- цена договора (вес критерия -70%);

- опыт работы по профилю закупки (вес критерия - 30%).

Для оценки по критерию «Цена договора» Заказчик в качестве единого базиса сравнения ценовых предложении использует цены предложений участников без учета НДС.

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Национальность (государственная принадлежность) участника закупки определяется на основании представленных в составе заявки документов (в том числе на основании выписки из ЕГРЮЛ), содержащих информацию о его месте регистрации (для юридических лиц и ИП), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц). 

 Оценка участника по критерию «Цена договора» проводится с использованием следующей формулы:

 

КЦ уч. =

Ц мин  

* КЦ зд.

Ц уч.  

 

где:

КЦ уч. – оценка по критерию «цена» участника закупки (баллы);

Ц мин  – лучшее предложение участника закупки о цене договора, цене единицы продукции, приведенное к единому базису сравнения ценовых предложений.

Ц уч.   – предложение участника закупки о цене договора, цене единицы продукции, приведенное к единому базису сравнения ценовых предложений, оценка которого проводится.

КЦзд.– максимальное значение критерия «цена», предусмотренное документацией процедуры закупки.

При оценке заявок по критерию «Цена договора» лучшим условием исполнения договора по критерию признается предложение участника закупки с наименьшей ценой договора.

Оценка по критерию «Опыт работы по профилю закупки» проводится на основании соответствующего опыта участника, подтвержденного копиями документов за последние 2016-2018 годы, при этом учитываются работы, стоимость которых по одному договору (объекту) составляет не ниже заявленной начальной (максимальной) цены договора, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета:

- копии договоров с приложениями;

- копии документов, подтверждающих выполнение работ, подписанных сторонами договора.

Оценка участника по критерию «Опыт работы по профилю закупки» проводится с использованием следующей формулы:

 

КО уч. = О уч. / О лр * КО зд

 

где:

КО уч. - оценка по критерию «Опыт работы по профилю закупки» участника закупки (баллы);

О лр - лучший результат среди допущенных участников закупочной процедуры к стадии оценки и сопоставления заявок, касающийся стоимости ранее выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, сданных потребителям, которые являются аналогичными предмету закупки Заказчика;

О уч. - суммарная стоимость ранее выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, сданных потребителям, которые являются аналогичными предмету закупки Заказчика, участником которого оценивается;

КО зд - максимальное значение критерия «Опыт работы по профилю закупки», предусмотренное документацией закупочной процедуры.

Согласно Документации аналогичными договорами признаются договоры по изготовлению и поставке прессов.

В случае отсутствия у участника процедуры закупки, подтвержденного документами опыта выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, являющихся предметом закупки, такому участнику по данному критерию присваивается оценка «0».

Согласно данному пункту Документации о закупках члены Закупочной комиссии Заказчика оценивают и сопоставляют заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые соответствуют требованиям настоящей документации, в целях выявления лучших условий исполнения договора. Предложения участников ранжируются по каждому критерию, в частности, и по совокупности с присвоением порядковых номеров. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

Комиссия Смоленского УФАС установила, что в качестве подтверждения наличия опыта поставок ООО «Фторэластомеры» предоставило договор № 17 от 20.04.2015 на поставку оборудования для производства резинотехнических изделий, включающую поставку прессов, а также документы касающиеся исполнения данного договора (дополнительные соглашения, товарные накладные, акты приема-передачи, акты ввода в эксплуатацию оборудования).

Представители Заявителя пояснили, что исполнение данного договора носило длящийся характер и осуществлялось на протяжении 2015-2018 годов, включая обозначенный в документации период. Общая стоимость договора, включая стоимость дополнительного оборудования для прессов, составила 354 813 522,10 рублей, что значительно превышает начальную (максимальную) цену договора. Как указали представители Заявителя, если бы опыт ООО «Фторэластомеры» был учтен при оценке заявок, то Общество было бы признано победителем данной закупки.

Согласно документации в целях определения наличия у участника опыта поставки прессов должны учитываться работы, стоимость которых по одному договору (объекту) составляет не ниже заявленной начальной (максимальной) цены договора. Следовательно, в случае предоставления участником договоров, цена каждого из которых составляет менее 98390971,00 руб., данные договоры не должны учитываться закупочной комиссией при оценке заявок участников по критерию «Опыт работы по профилю закупки». Представитель Заявителя пояснил, что при расчете итогового рейтинга Заказчиком нарушен порядок оценки заявок участников. Представитель Заказчика указал, что согласно Приложению №2 к Протоколу от 28.12.2018  при подсчёте итогового рейтинга опыт участника под идентификационным номером 4771 (ООО ТД «Полимермаш») оценен всеми членами закупочной комиссии в размере 70684567,85 руб. Если бы при оценке заявок Заказчик учитывал только договоры на сумму от 98390971,00 рублей и более, то в этом случае опыт каждого участника в ценовом выражении не должен быть меньше указанной суммы. По мнению заявителя, в отношении ООО ТД «Полимермаш» данный принцип, очевидно, был нарушен, что может указывать на то, что рейтинг иных участников, включая победителя закупки, по критерию «Опыт работы по профилю закупки» мог быть подсчитан неверно, что привело к искажению результатов закупки и неверному определению победителя.

Представители Заявителя также указали, что информация, содержащаяся в открытых источниках (включая сайт Единой информационной системы сведений о закупках www.zakupki.gov.ru) указывает на отсутствие у победителя закупки, компании ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов», заключенных и исполненных в рамках 2016-2018 гг. договоров/контрактов на поставку прессов ценой более 98390971,00 руб. за каждый договор/контракт, на общую сумму 389860423,42 руб. - именно эта сумма была зачтена конкурсной комиссией в качестве опыта работы по профилю закупки аналогичной продукции, согласно Протоколу от 28.12.2018.

Представители Заказчика отметили, что поскольку участником закупки ООО «Фторэластомеры» в подтверждение опыта работы предоставлен договор от 2015 года, поэтому закупочной комиссией данному участнику по критерию «Опыт работы по профилю закупки» присвоено «0» баллов.

Рассмотрев заявки участников закупки, Комиссия Смоленского УФАС России установила следующее.

Предметом закупки является изготовление и поставка гидравлического пресса усилием 2000 тн по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей по изготовлению изделий 3С-44 на АО «Авангард».

Как было указано выше в подтверждение наличия опыта изготовления и поставок оборудования участники закупки должны предоставить копии соответствующих документов за последние 2016-2018 годы, при этом учитываются работы, стоимость которых по одному договору (объекту) составляет не ниже заявленной начальной (максимальной) цены договора.

Установлено, что участниками закупки, указанными выше, в подтверждение опыта работы предоставлены копии договоров, предметом которых является поставка оборудования.

Следовательно, поскольку указанными выше участниками открытого конкурса в качестве документов, подтверждающих опыт работы по профилю закупки, приложены документы, не соответствующие требованиям конкурсной документации, закупочной комиссией дана неверная оценка заявок участников по критерию «Опыт работы по профилю закупки», что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 1 части 5 статьи 22 Положения о закупках.

Как было указано выше, Заявитель ссылается на то, Заказчиком нарушены нормы действующего законодательства при осуществлении закупок, проводимых среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

         Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе и в Закон о закупках.

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Федерального закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках (в редакции Федерального закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения, об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Федерального закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 5 Информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 25.06.2018 № 24-06-08/43650.

Учитывая вышеизложенное, Заказчик – АО «Авангард»  вправе был осуществлять оспариваемую закупку по правилам, установленным в Положении о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фторэластомеры» на действия конкурсной комиссии организатора закупки  -  АО «Авангард» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку гидравлического пресса усилием 2000 тн по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей по изготовлению изделий 3С-44 на АО «Авангард» (извещение № 31807234966) обоснованной в части нарушения порядка оценки заявок участников закупки.

2. Признать в действиях конкурсной комиссии организатора закупки  -  АО «Авангард» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1 части 5 статьи 22 Положения о закупках АО «Авангард».

3. Выдать  конкурсной комиссии организатора закупки  -  АО «Авангард», оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

Кроме того, участником закупки ООО «Фторэластомеры» к заявке на участие в конкурсе приложена копия договора, заключенного в 2015 году.

 

Также установлено, что у участника закупки ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» в составе заявки в качестве документов, подтверждающих опыт работы по профилю закупки, приложена копия договора изготовления и поставки, заключенного в 2015 году.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны