Решение №067/10/18.1-533/2021 Решение по жалобе "Стандарт Эко" от 15 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 067/10/18.1-533/2021

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

15 декабря 2021 года                                                                                                  г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

<…>

<…>

<…>

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

- заказчика – <…>;

- заявителя - <…>, <…>, <…>,  

в целях осуществления возложенных на Комиссию полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «С» на действия закупочной комиссии заказчика – ОГУП «Э» (далее также заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку и пересыпку песка на полигоне ТБО в Дорогобужском районе (извещение № 32110846840 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Смоленское УФАС России 06.12.2021 поступила жалоба ООО «С»  (далее также заявитель, общество) на действия заказчика при проведении вышеуказанного запроса предложений в электронной форме.

По мнению заявителя, решение закупочной комиссии об отказе данному обществу в допуске к участию в процедуре является неправомерным.

Заказчиком обжалуемой закупки является ОГУП «Э».

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу общества необоснованной, представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.

 

В ходе рассмотрения жалобы заявителя по существу Комиссией установлено следующее.

22.11.2021 заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110846840 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку и пересыпку песка на полигоне ТБО в Дорогобужском районе и документация по запросу предложений; начальная (максимальная) цена договора – 1 112 000,00 руб.

Данная закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного унитарного предприятия «Э» (редакция 2021), утвержденным приказом директора ОГУП «Э» № 346 от 07.07.2021 (далее – Положение), документацией о проведении запроса предложений на поставку и пересыпку песка на полигон ТБО в Дорогобужском районе для нужд ОГУП «Э» (далее – документация о закупке).

Дата начала подачи заявок: 22.11.2021.

Дата и время окончания подачи заявок: 30.11.2021 в 09:00 (время московское).

Дата и время рассмотрения заявок: 30.11.2021 в 11:00 по (время московское).

Начальная (максимальная) цена договора: 1 112 000 рублей 00 копеек.

Согласно протоколу подведения итогов от 02.12.2021 на участие в запросе предложений было подано 2 заявки. Заявке участника ООО «С»  присвоен порядковый номер 2.

Согласно данному протоколу ООО «С»  отказано в допуске к участию в процедуре в связи с несоответствием заявки общества по «составу, содержанию и оформлению. Неверно указан ИНН».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности заказчика установлен абзацем 2 подпункта 1.2.3 пункта 1.2 Положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Требования к участникам закупки установлены пунктом 1.9 Положения.      

Согласно подпункту 1.9.1 Положения в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок) устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки:

1) участник закупки: должен соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;

2) участник закупки должен отвечать требованиям документации о закупке;

3) участник закупки не находится в процессе ликвидации (для участника - юридического лица), не признан по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) (для участника - как юридического, так и физического лица);

4) на день подачи заявки деятельность участника закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;

5) у участника закупки отсутствует недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов от балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

6) сведения об участнике закупки отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом о закупках и Законом о контрактной системе;

7) участник закупки обладает исключительными правами на интеллектуальную собственность либо правами на использование интеллектуальной собственности в объеме, достаточном для исполнения договора. Данное требование предъявляется, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на интеллектуальную собственность либо исполнение договора предполагает ее использование.

Подпунктом 1.9.2 Положения установлено, что к участникам закупки не допускается устанавливать требования дискриминационного характера.

На основании подпункта 1.9.3 Положения не допускается предъявлять к участникам закупки, товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, не предусмотренные документацией о закупке, а также оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В силу подпункта 1.9.4 Положения      требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени в отношении всех участников закупки.

Условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках установлены пунктом 1.10 Положения.

Подпунктом 1.10.1 Положения определено, что Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:     

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в подпункте 1.9.1 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 извещения при подаче заявки участники закупки указывают, в том числе, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.

Пунктом 14 извещения установлено, что заявка на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать следующие сведения:

1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона заинтересованного лица;

2) копии документов, подтверждающих соответствие заинтересованного лица требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений;

3) согласие заинтересованного лица на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с проектом договора, являющимся неотъемлемой частью извещения и документации о проведении запроса предложений;

4) предложение о цене договора;

5) письменное согласие заинтересованного лица (для физических лиц) на обработку персональных данных;

6) копию документа, подтверждающего наличие соглашения между всеми заинтересованными лицами, действующими на стороне одного заинтересованного лица, подавшего котировочную заявку, заверенную подписью уполномоченного представителя заинтересованного лица, подавшего котировочную заявку и печатью такого заинтересованного лица (при наличии);

7) декларирование участником закупки наименования страны происхождения поставляемых товаров

8) положение от ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.

Форма заявки на участие в запросе предложений в электронной форме указана в приложении к документации.

Как следует из представленной формы заявки на участие в запросе предложений участникам – юридическим лицам, предлагается представить, в том числе, сведения об ИНН.

Комиссией установлено, что в заявке на участие в запросе предложений в электронной форме участником  ООО «С» в строке 7 «ИНН/КПП» указаны следующие реквизиты «67……./67…….». Согласно сведениям, опубликованным на сайте https://egrul.nalog.ru/index.html, обществу с ограниченной ответственностью «С» присвоен ИНН: «67…1…..». То есть при заполнении формы заявки обществом в номере своего ИНН пропущена цифра «1».

Заявитель факт указания неполного ИНН не отрицал, при этом пояснил, что требования к содержанию и составу заявки им выполнены; заполняя заявку, обществом была допущена техническая ошибка, а именно при указании сведений об ИНН пропущена одна цифра. Заявитель пояснил, что при этом на заявке стоит печать общества, на оттиске которой виден ИНН организации, также к заявке приложены отпечатанные на фирменном бланке ООО «С» документы, где также содержатся сведения об ИНН данного общества.

Комиссией выявлено, что для участия в оспариваемой процедуре заявителем в составе заявки представлены следующие документы:

- заявка на участие в запросе предложений в электронной форме;

- письмо о соответствии участника - ООО «С» требованиям к участникам закупки в соответствии с законодательством РФ, а также о соответствии предлагаемого данным обществом к поставке товара требованиям, установленным законодательством РФ (на фирменном бланке организации с указанием ИНН общества);

- согласие участника закупки;

- декларация о стране происхождения товара;

- декларация об ответственности участника закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

- копия договора купли-продажи № 4 от 11.01.2021, заключенного между ООО «С» и ООО «К» (с указанием реквизитов ООО «С», в том числе ИНН);

- декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (на фирменном бланке организации с указанием ИНН общества);

- решение единственного участника ООО «С» по вопросу об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок.

Кроме того, представленные в составе заявки документы скреплены печатью ООО «С», на оттиске которой имеются сведения об ИНН данного общества.

Представитель заказчика пояснил, что соответствии с пунктом 1.9 Положения участник закупки должен соответствовать, в том числе, требованиям действующего законодательства к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки, и отвечать требованиям документации о закупке. Статьей 84 Налогового кодекса РФ установлен порядок постановки на учет организаций и физических лиц. ИНН организации должен соответствовать наименованию организации. В пункте 13 извещения установлено требование об указании наименования участника и его ИНН. Предполагается, что ИНН должен соответствовать наименованию предприятия. В заявке на участие, поступившей от ООО «С» ИНН не соответствовал наименованию предприятия. Это обнаружилось при проверке сведений, указанных в заявке через сайт https://egrul.nalog.ru/index.html. По мнению заказчика, такое несоответствие является основанием для признания заявки несоответствующей по составу и содержанию оформления.

При принятии решения Комиссия исходит из того, что содержание заявки общества с учетом приложенных документов, изготовленных на фирменном бланке  ООО «С», а также наличие копии договора купли-продажи, в котором указан ИНН данного общества, позволяло закупочной комиссии, заказчику установить действительный ИНН, а также определить, что указание заявителем  не всего ИНН носит элемент явной технической ошибки.

При этом комиссия установлено, что в протоколе подведения итогов от 02.12.2021 информация об ИНН общества указана верно, что свидетельствует об осведомленности членов комиссии об ИНН ООО «С».

В связи с вышеизложенным, закупочная комиссия, отказав данному обществу в допуске к участию в запросе предложений, нарушила требования пункта 1.10 Положения.

При таких обстоятельствах, жалоба признана обоснованной.

 

Также заказчик указал, что условием возможности заключения договора с участником закупки является наличие у него лицензии на пользование недрами. Данная лицензия является прямым подтверждением законности добычи песка как полезного ископаемого, являющего предметом договора поставки. У заявителя такая лицензия отсутствует. Таким образом, по мнению заказчика, решение закупочной комиссии  об отказе в допуске  заявителя к участию в процедуре является правомерным.

Рассмотрев данное пояснение заказчика, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 5 извещения о проведении запроса предложений установлено, что объект и наименование закупки указаны в техническом задании (часть II документации о запросе предложений).

Согласно пункту 1 технического задания предметом закупки является поставка и пересыпка природного песка на полигон ТБО, расположенный по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Михайловское с/п.

В соответствии с пунктом 1.1 проекта договора на поставку и пересыпку песка на полигон ТБО в Дорогобужском районе, для нужд ОГУП «Э» поставщик обязуется поставить и передать заказчику песок природный по наименованиям, в количестве, ассортименте и качества согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью договора, в срок согласно п. 4.1 договора, а заказчик обязуется принять песок природный и обеспечить его оплату.

Между тем, заказчиком в пункте 1.2 Технического задания установлено следующее: «Поставка и пересыпка по указанным местам на карте на полигоне ТБО не менее 1000м3 песка в день, наличие лицензии на пользование недрами и иные требования к поставляемому товару: требования, предусмотренные договором».

Исходя из совокупности условий данной закупки, предметом закупки является поставка и пересыпка природного песка, а не его добыча. Предмет закупки – песок – находится в свободном торговом обороте на рынке и его поставка может осуществляться неограниченным кругом поставщиков. Участником закупки может стать любое юридическое или физическое лицо, поставляющее данную продукцию, технические и функциональные характеристики которой соответствуют документации о запросе предложений.

Таким образом, наличие у участника закупки разрешительных документов (а именно, лицензии на пользование недрами) для исполнения обязательств по предмету закупки не требуется. Утверждение заказчика об обратном не нашло своего подтверждения.

При таких обстоятельствах, заказчик, установив в документации о запросе предложений требование к участникам о наличии лицензии на пользование недрами, тем самым нарушил требования части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «С» на действия закупочной комиссии заказчика – областного государственного унитарного предприятия «Э» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку и пересыпку песка на полигоне ТБО в Дорогобужском районе (извещение № 32110846840) обоснованной.

2. Признать в действиях закупочной комиссии заказчика -  ОГУП «Э»  нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта 1.10.1 пункта 1.10 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного унитарного предприятия «Э».

3. Признать в действиях заказчика -  ОГУП «Э»  нарушения части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 1.9.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного унитарного предприятия «Э».

4. Выдать закупочной комиссии, заказчику - ОГУП «Э», оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.

5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны