Решение б/н Решение по делу № 04-01/02-2016 в отношении ООО «Газпром меж... от 12 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2016 года.

В полном объёме решение изготовлено 5 декабря 2016 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

в присутствии представителей Ответчиков:

от ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» – <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт);

от ФБУ «Смоленский ЦСМ» – <…> (доверенность, паспорт);

в отсутствии Заявителя (ИП <…>), не явился, извещён надлежащим образом,

рассмотрев материалы дела № 04-01/02-2016 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» и ФБУ «Смоленский ЦСМ» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> (далее – Заявитель), касающееся установления ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» (далее также Общество) необоснованно высокой цены на услуги по периодической поверке электронного корректора объёма газа ТС210.

Из заявления и представленных материалов следует, что между Обществом и Заявителем был заключён договор на выполнение работ по определению и подтверждению соответствия средств измерений установленным техническим требованиям от 21.10.2015 № 48-12-0195/15.

Пунктами 2.2 и 3.1 вышеуказанного договора определено, что Заказчик (Заявитель) обязуется произвести оплату выполненных работ в сумме и в сроки, оговоренные настоящим договором, на основании выставленного Исполнителем (Обществом) счёта. Стоимость работы определяется утверждённым Исполнителем тарифом и отражается в счёте на оплату.

27.10.2015 Общество по окончании работ предъявило Заявителю счёт от 27.10.2015 № 54292, согласно которому стоимость услуг по периодической поверке электронного корректора природного газа ТС210 № 10112214 составила 8920,00 руб. (с учётом НДС).

Письмом от 28.12.2015 №16-12/3134 Общество в подтверждение данной цены представило Смоленскому УФАС России приказ от 17.01.2013 № 9 «Об изменении тарифов на услуги», которым утверждены тарифы на услуги по обслуживанию промышленных приборов учёта количества газа, а именно: на услуги по дефектации, поверке, ремонту и юстировке (приложение №1 к приказу). Также был представлен расчёт затрат на услуги по поверке электронных корректоров газа (калькуляция от 17.01.2013).

Из представленной калькуляции следует, что в цену работ по поверке электронных корректоров газа входят услуги ЦСМ (по видам работ), которые составляют 4791, 60 руб. (без учёта НДС), 53, 7 % от общей стоимости услуги, а также затраты на заработную плату персонала Общества.

Письмами от 25.02.2016 № 01-12/370 и от 09.03.2016 № 16-12/448 Общество сообщило Смоленскому УФАС России, что размер затрат на услуги ФБУ «Смоленский ЦСМ» определён прейскурантом ТМ 130-01.01.2013 ФБУ «Смоленский ЦСМ», введённым в действие с 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии».

Затраты на услуги ФБУ «Смоленский ЦСМ» включены в калькуляцию стоимости затрат на услуги по поверке электронных корректоров газа (позиция 7) на основании соглашения между ФБУ «Смоленский ЦСМ» и Обществом от 29.01.2015 № 5, поскольку ФБУ «Смоленский ЦСМ» аккредитовано на право поверки средств измерений в соответствии с требованиями федерального законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений и непосредственно осуществляет поверку средств измерений. Общество проводит операции, предшествующие поверке, такие как дефектация, техническое обслуживание, юстировка, замена элементов питания и другое.

Общество также указало, что является собственником эталонного оборудования, на котором ФБУ «Смоленский ЦСМ» проводит поверку средств измерений в соответствии с вышеуказанным соглашением.

Определением от 01.04.2016 № 998/04 ФБУ «Смоленский ЦСМ» было привлечено к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

ФБУ «Смоленский ЦСМ» письмами от 05.02.2016 № 117/210/100-15, от 24.02.2016 № 182/210/100-15, от 15.03.2016 № 255/210/100-15 сообщило Смоленскому УФАС России, что учреждение оказывает услуги по поверке средств измерений в соответствии с Аттестатом аккредитации от 25.09.2015 № RA.RU.311305. В соответствии с областью аккредитации ФБУ «Смоленский ЦСМ» может осуществлять поверку средств измерений газа с диапазоном расходов от 16 куб м/час и выше. ФБУ «Смоленский ЦСМ» может осуществлять поверку таких средств измерений только на оборудовании заказчика ввиду отсутствия собственного эталонного оборудования. Работы по поверке корректоров объёма газа проводятся на территории и на оборудовании ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» в соответствии с соглашением об использовании арендованных эталонов.

ФБУ «Смоленский ЦСМ» также сообщило, что не заключает от своего имени договоры с потребителями на поверку электронных корректоров объёма природного газа ТС210.

Как следует из соглашения от 11.01.2016 № 1, заключённого между Ответчиками, ФБУ «Смоленский ЦСМ» обязано высылать своего госповерителя для поверки средств измерений, принадлежащих Обществу.

Между тем, в соответствии с указанным соглашением ФБУ «Смоленский ЦСМ» фактически поверяются средства измерений третьих лиц (потребителей).

Общество и ФБУ «Смоленский ЦСМ» с 03.07.2015 (с даты получения Обществом аккредитации)  в географических границах Смоленской области являются конкурентами на рынке услуг по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа.

Определением от 11.05.2016 № 1438/04 комиссией принято решение о привлечении к рассмотрению дела Общества и ФБУ «Смоленский ЦСМ» в качестве ответчиков, в связи с обнаружением в их действиях признаков нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссией принято решение рассматривать обнаруженные признаки в производстве данного дела, без выделения их в отдельное производство.

Комиссия также определила привлечь к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Федеральную службу по аккредитации (определение от 11.05.2016 № 1460/04) (л.д. 256).

 

На заседаниях комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/02-2016, состоявшихся 30.03.2016, 20.04.2016, 11.05.2016, 08.06.2016, 30.06.2016, 09.08.2016, 06.09.2016, 12.10.2016, 20.10.2016, 16.11.2016, представитель Заявителя в полном объёме поддержал требования, изложенные в заявлении, и сообщил, что считает цену за услугу по периодической поверке электронного корректора объёмов природного газа ТС-210, установленную Обществом, необоснованно высокой.

Представитель Заявителя также сообщил, что в связи с наступлением срока очередной поверки электронного корректора объёмов газа ТС215, установленного на одном из объектов Заявителя, он 22.04.2016 обратился письменно в адрес ФБУ «Смоленский ЦСМ» с заявкой на проведение поверки указанного корректора. ФБУ «Смоленский ЦСМ» отказало в проведении поверки указанного корректора объёма газа по причине отсутствия в учреждении соответствующего эталонного оборудования (письмо от 26.04.2016 № 415/210/100-15).

Представители Общества не согласились с наличием в его действиях выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства и сообщили, что тарифы на услуги по периодической поверке средств измерений являются экономически обоснованными. Указанные тарифы одинаковые для всех лиц, обратившихся в Общество за указанной услугой, и установлены локальным актом Общества. При определении тарифов Общество применило метод экономически обоснованных затрат.

Представители Общества также сообщили, что до июля 2015 года Общество имело эталонное оборудование для поверки средств измерений природного газа, но не имело аккредитации для выполнения таких работ, в связи с чем было принято решение о взаимодействии с ФБУ «Смоленский ЦСМ».

Между сторонами ежегодно заключается соглашение, по условиям которого Общество привлекало специалистов ФБУ «Смоленский ЦСМ» для выполнения работ по поверке средств измерений, а также заключается возмездный договор, по которому Общество оплачивает услуги ФБУ «Смоленский ЦСМ» согласно прейскуранту учреждения.

Общество от своего имени заключало с потребителями договоры на поверку средств измерений природного газа и всегда привлекало сотрудников ФБУ «Смоленский ЦСМ» для оказания таких работ до получения аккредитации. После получения аккредитации Общество по-прежнему привлекает ФБУ «Смоленский ЦСМ» для оказания работ по поверке средств измерений потребителей, существенным условием для которых является постановка в свидетельстве о поверке клейма ФБУ «Смоленский ЦСМ».

Такая схема взаимодействия была взаимовыгодна обеим сторонам.

Общество с 03.07.2015 аккредитовано на право выполнения работ (оказания услуг) по поверке средств измерений. С указанной даты действует новая калькуляция на услугу по поверке электронных корректоров объема газа, в которой посреднические услуги ФБУ «Смоленский ЦСМ» не учтены.

Сообщили, что Заявитель оплачивал услуги по поверке электронного корректора объёма газа ТС210 по тарифам, которые обосновываются калькуляцией затрат на услуги по поверке электронных корректоров от 03.07.2015.

Указали, что калькуляция на услугу по поверке электронных корректоров объёма газа от 17.01.2013 также применяется Обществом, в случае поверки средств измерений, принимаемых от заказчиков, для которых существенным условием является постановка в свидетельстве о поверке клейма ФБУ «Смоленский ЦСМ».

Представители ФБУ «Смоленский ЦСМ» также не согласились с наличием в действиях учреждения и Общества признаков нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», и сообщили, что ежегодно заключаемые с Обществом соглашения об использовании эталонных средств измерений были единственным шансом ФБУ «Смоленский ЦСМ» оказывать потребителям региона услуги по поверке средств измерений природного газа.

Сообщили, что с 01.09.2016 в прейскурант ФБУ «Смоленский ЦСМ» внесены изменения, и из него исключены все позиции, связанные с поверкой электронных корректоров объёма газа и промышленных приборов учёта газа, так как в настоящее время учреждение не располагает необходимым эталонным оборудованием для оказания таких услуг, а цена за аренду эталонного оборудования, предлагаемая Обществом, является для учреждения неприемлемой.

ФБУ «Смоленский ЦСМ» начата работа по приобретению в 2017 году собственного эталонного оборудования для оказания услуг по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона  «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

На рассматриваемом товарном рынке в административных границах Смоленской области аккредитовано в области обеспечения единства измерений для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке соответствующих средств измерений два хозяйствующих субъекта – Общество и ФБУ «Смоленский ЦСМ», которые должны соперничать на указанном товарном рынке.

Так, такую аккредитацию имеют Общество (аттестат от 03.07.2015 № RA.RU.310694 получен впервые) и ФБУ «Смоленский ЦСМ» (аттестат от 25.09.2015 № RA.RU.311305 получен повторно, до указанного времени действовал аттестат от 15.08.2011 № 014). Данные обстоятельства письмом от 17.06.2016 № 18926/02-ЕП подтвердила Федеральная служба по аккредитации (л.д. 256).

Смоленским УФАС России был проведён анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по поверке средств измерения природного газа в период с 01.01.2015 по 31.05.2016 (Аналитический отчёт от 09.08.2016).

По результатам проведенного анализа конкурентной среды были установлены признаки наличия доминирующего положения Общества в географических границах  Смоленской области на следующих рынках услуг по поверке:

- промышленных счетчиков газа Q MAX от 16 м3/ч до 100 м3/ч с долей на рынке 90,3%;

- промышленных счетчиков газа Q MAX от 100 м3/ч до 400 м3/ч с долей на рынке 88,7%;

- промышленных счетчиков газа Q MAX от 400 м3/ч до 800 м3/ч с долей на рынке 91,7%;

- промышленных счетчиков газа Q MAX от 800 м3/ч до 1600 м3/ч с долей на рынке 95,6%;

- корректоров объема природного газа ЕК-230, ЕК-260, ЕК-270 с долей на рынке 72,7%;

- корректоров объема природного газа ТС210, ТС-90/к, ТС215 с долей на рынке 88,4%;

- блоков коррекции объемов газа БК с долей на рынке 98,4%.

Признаки наличия доминирующего положения ФБУ «Смоленский ЦСМ» установлены на рынке услуг по поверке корректоров объема природного газа GVC-2010 с долей на рынке 100%.

Несмотря на то, что на территории Смоленской области два хозяйствующих субъекта имеют аккредитацию на поверку вышеуказанных промышленных счетчиков газа и корректоров объема газа, только Общество имеет в собственности эталонное оборудование для поверки средств измерений, учитывающих объём потребления  газа с диапазоном расходов от 16 куб. м./час и выше.

ФБУ «Смоленский ЦСМ» ввиду отсутствия вышеуказанного эталонного оборудования ежегодно заключает с Обществом соглашения об использовании эталонных средств измерений на безвозмездной основе.

Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее – Приказ № 326) утвердило:

- критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;

- перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации.

Согласно пункту 41 Приказа № 326 критерии аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения единства измерений включают:

- общие критерии аккредитации, представляющие собой совокупность требований, которым должны удовлетворять все заявители и аккредитованные лица;

- дополнительные критерии аккредитации, предусматривающие специальные требования системы менеджмента качества в отдельных областях выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений.

Пунктом 46 Приказа № 326 установлено, что к общим критериям аккредитации относится, в том числе, требование о наличии по месту осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, эталонов единиц величин, средств измерений, стандартных образцов, реактивов, вспомогательного, испытательного оборудования, и иных технических средств и материальных ресурсов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к работам (услугам) по обеспечению единства измерений, в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:

1) в течение первого года со дня аккредитации;

2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;

3) каждые пять лет со дня аккредитации.

Подтверждающим критерием наличия у ФБУ «Смоленский ЦСМ» по месту осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, эталонов единиц величин, средств измерений, стандартных образцов, реактивов, вспомогательного, испытательного оборудования, являются соглашения от 29.01.2015 №5 и от 11.01.2016 № 1.

Как следует из пункта 1 указанных соглашений ФБУ «Смоленский ЦСМ» и Общество договорились о том, что исполнитель может производить поверку средств измерений на контрольно-поверочном пункте заказчика.

В соответствии с пунктом 5 соглашений исполнитель обязан высылать своего госповерителя для выполнения работ по поверке средств измерений, принадлежащих заказчику, в соответствии с графиком поверки и выдавать соответствующее свидетельство или ставить клеймо о поверке СИ.

Представителем ФБУ «Смоленский ЦСМ» на заседании подтверждено, что учреждение располагало информацией о том, что в соответствии с вышеуказанным соглашением поверяются средства измерения третьих лиц (потребителей), а не Общества.

В этих целях Общество и ФБУ «Смоленский ЦСМ» ежегодно заключают возмездный договор на проведение работ (оказания услуг) по поверке (калибровке) средств измерений (последний – договор от 15.01.2016 №85-МО/01-16).

Пунктом 1.1 указанного договора установлено, что заказчик (Общество) поручает, а исполнитель (ФБУ «Смоленский ЦСМ») принимает на себя обязательства по проведению работ (оказанию услуг) по поверке (калибровке) средств измерений, принадлежащих заказчику.

В соответствии с пунктом 3.1 договора стоимость работ на поверку (калибровку) средств измерений определяется по действующему на момент выписки заявления-счета с учётом НДС 18% Прейскуранту ФБУ «Смоленский ЦСМ», утверждённому директором ЦСМ, и не зависит от результата поверки.

Таким образом, до получения аккредитации Общество заключало от своего имени договоры с потребителями (заказчиками) на оказание услуг по поверке средств измерений, несмотря на то, что не вправе было без наличия аккредитации осуществлять экономическую деятельность на указанном рынке. Общество также не вправе было включать свои затраты в калькуляцию при определении тарифов на услуги по поверке электронных корректоров объёма газа и промышленных счётчиков газа, когда такие работы фактически проводились специалистами ФБУ «Смоленский ЦСМ», в связи с чем утверждение Обществом приказом от 17.01.2013 № 9 тарифов на услуги по поверке электронных корректоров объёма газа и промышленных счётчиков газа является неправомерным, а сами тарифы – не могут быть признаны обоснованными.

Из имеющихся в деле материалов следует, что после 03.07.2015, когда на рассматриваемых товарных рынках Ответчики должны были между собой соперничать, произошло распределение потребителей рассматриваемых услуг по признаку наличия или отсутствия у них эталонного оборудования. Потребителем услуг по поверке и калибровке средств измерений газа у ФБУ «Смоленский ЦСМ» стало исключительно Общество, а у Общества – все остальные контрагенты (юридические и физические лица).

Указанные обстоятельства свидетельствуют об устранении Ответчиками конкуренции на рынке услуг по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа в географических границах Смоленской области.

Следует отметить, что несмотря на наличие у ФБУ «Смоленский ЦСМ» тарифов на соответствующие услуги и размещение прейскуранта в сети Интернет, в случае обращения потребителей в ФБУ «Смоленский ЦСМ» с целью поверки вышеуказанных средств измерений, учреждение откажет им в заключении договоров и потребители вынуждены будут обращаться за соответствующей услугой в ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск», у которого тарифы выше чем у ФБУ «Смоленский ЦСМ».

Указанные обстоятельства были подтверждены представителями сторон в ходе заседаний комиссии.

Так, на заседании 11.05.2016 комиссии представитель Заявителя сообщил, что в связи с наступлением срока очередной поверки электронного корректора объёмов газа ТС215, установленного на одном из объектов Заявителя, он 22.04.2016 письменно обратился в адрес ФБУ «Смоленский ЦСМ» с заявкой на проведение поверки указанного корректора.

ФБУ «Смоленский ЦСМ» письмом от 26.04.2016 №415/210/100-15 сообщило ему об отказе в проведении поверки указанного корректора объёма газа по причине отсутствия в учреждении соответствующего эталонного оборудования для поверки. ФБУ «Смоленский ЦСМ» указало, что имеет возможность оказывать услуги по его поверке только на территории и на оборудовании Общества в соответствии с соглашением от 11.01.2016 № 1 об использовании арендованных эталонов, в связи с чем владелец корректора объёма газа должен сдавать средство измерения на поверку в ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» (л.д. 179).

Согласно имеющемуся у ФБУ «Смоленский ЦСМ» аттестату аккредитации учреждение должно осуществлять поверку преобразователей расходомеров и счётчиков объёма расхода газа, вычислителей и корректоров газа по адресу: г. Смоленск, ул. Исаковского, д. 28 (поз. 306, 307 приложения к аттестату), то есть ФБУ «Смоленский ЦСМ» аккредитовано на проведение указанных работ по месту нахождения ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» (л.д. 36-37).

Директором ФБУ «Смоленский ЦСМ» ежегодно утверждаются тарифы на поверку и калибровку средств измерений (последний – прейскурант ТМ 130-01.01.2016 утверждён приказом от 18.12.2015 № 50).

В материалах дела имеются представленные ФБУ «Смоленский ЦСМ» прейскуранты на услуги, в которых тарифы на поверку указаны с разбивкой: либо на оборудовании ФБУ «Смоленский ЦСМ», либо на оборудовании заказчика (л.д. 140-148).

Информация о тарифах размещена в открытом доступе на официальном сайте ФБУ «Смоленский ЦСМ» – http://www.smolcsm.ru.

Согласно указанному прейскуранту, введённому в действие с 01.01.2016, стоимость поверки электронного корректора объёма газа ТС210 на оборудовании заказчика составляет 4788 руб. (без учёта НДС).

Таким образом, рассматриваемым комиссией соглашением Общество и ФБУ «Смоленский ЦСМ» разделили рынки услуг по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа по составу покупателей, в зависимости от наличия  или отсутствия у заказчика эталонного оборудования.

11.05.2016 на заседании комиссии Смоленского УФАС России Ответчики представили в материалы дела дополнительное соглашение от 20.04.2016 к договору от 15.01.2016 №85-МО/01-16 и дополнительное соглашение от 10.05.2016 к соглашению от 11.01.2016 №1, которыми стороны внесли изменения в пункт 1.1 Договора и пункты 1 и 5 Соглашения.

Пункт 1.1 Договора стороны изложили в следующей редакции: «Заказчик» (ООО «Газпром межрегиногаз Смоленск») поручает, а «Исполнитель» (ФБУ «Смоленский ЦСМ») принимает на себя обязательства по проведению работ (оказанию услуг) по поверке (калибровке) средств измерений (далее – СИ), представляемых Заказчиком, а также хранение СИ после проведения услуг (оказания услуг) по их поверке, в течение времени, указанного в пункте 4.4 настоящего договора».

Пункт 1 Соглашения был изложен в следующей редакции: «Стороны договорились о том, что сторона 1 (ФБУ «Смоленский ЦСМ») может производить поверку средств  измерений, предоставляемых стороной 2 (Общество), на контрольно-поверочном пункте стороны 2, в соответствии с положениями порядка проведения поверки средств измерений, требованиями к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утверждённого приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815».

Пункт 5 Соглашения был изложен в следующей редакции: «Сторона 1 обязана высылать своего специалиста для выполнения работ по поверке средств измерений по заявке стороны 2, в соответствии с графиком поверки, и выдавать соответствующее свидетельство или ставить клеймо о поверке СИ».

09.08.2016 на заседании комиссии ООО «Газпром межрегиногаз Смоленск» и ФБУ «Смоленский ЦСМ» представили договор  на пользование оборудованием от 01.08.2016, предметом которого является право стороны 1 (ФБУ «Смоленский ЦСМ») производить поверку средств измерений количества газа, принятых стороной 1 на поверку от третьих лиц, на контрольно-поверочном пункте стороны 2 (ООО «Газпром межрегиногаз Смоленск») с использованием принадлежащего стороне 2 эталонного оборудования.

Приложением № 1 к указанному договору установлена плата за использование эталонным оборудованием при поверке средств измерений.

Например, плата за использование эталонного оборудования для поверки корректоров объёма газа типа ЕК-230, ЕК-260, ТС-90/К, ТС210 составляет 16 674, 55 руб. за единицу.

Письмом от 02.09.2016 №859/130/100-15 ФБУ «Смоленский ЦСМ» сообщило Смоленскому УФАС России, что с 01.09.2016 в прейскурант ТМ 130-01.01.2016 внесены изменения.

Так, приказом директора ФБУ «Смоленский ЦСМ» от 01.09.2016 № 28 утверждён новый прейскурант ТМ 130-01.09.2016, из которого исключены все позиции, связанные с поверкой электронных корректоров объёма газа и промышленных приборов учёта газа (л.д. 30-32).

На заседании комиссии 06.09.2016 представители ФБУ «Смоленский ЦСМ» сообщили, что указанные изменения внесены в связи с тем, что в настоящее время ФБУ «Смоленский ЦСМ» не имеет возможности поверять указанные средства измерений ввиду отсутствия собственного эталонного оборудования. Несмотря на то, что ФБУ «Смоленский ЦСМ» заключило с ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» возмездный договор на пользование контрольно-поверочным пунктом для поверки вышеуказанных средств измерений, учреждение не намерено его реализовывать, так как цена поверки, в случае оказания такой поверки учреждением, для заказчиков будет непривлекательной и неконкурентной.

ФБУ «Смоленский ЦСМ» ведутся работы по приобретению собственного эталонного оборудования, необходимого для поверки указанных средств измерений, в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год предусмотрена закупка необходимого оборудования и ввод его в действие во втором квартале 2017 года.

Таким образом, с 01.09.2016 ФБУ «Смоленский ЦСМ» отказалось осуществлять экономическую деятельность на рассматриваемых комиссией рынках, и в настоящее время её не осуществляет.

С указанного времени Общество и ФБУ «Смоленский ЦСМ» не являются конкурентами на рынке услуг по поверке промышленных приборов учёта газа и электронных корректоров объёма газа в географических границах Смоленской области.

Относительно признаков нарушения Обществом части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно калькуляции Общества от 03.07.2015 стоимость поверки корректора объёма газа ТС210 составляет 7559, 32 руб. (без учёта НДС) или 8920, 00 руб. (с НДС). Услуги ФБУ «Смоленский ЦСМ» в указанной калькуляции не учтены.

Письмом от 15.04.2016 № 16-12/763 Общество  сообщило, что в 2015 году действовал прейскурант (тарифы) на услуги по периодической поверке средств измерений количества газа, утверждённый приказом от 17.01.2013 № 9.

Из преамбулы приказа от 17.01.2013 № 9 «Об изменении тарифов на услуги» следует, что он издан на основании служебной записки начальника ОМ <…>  № 022 от 16.01.2013 года и выписки из прейскуранта ТМ 130-01.01.2013 «Тарифы на поверку и калибровку средств измерений ФБУ «Смоленский ЦСМ».

Таким образом, расчёт затрат на услуги по поверке электронных корректоров (калькуляция от 03.07.2015) не обосновывает и не может обосновывать тарифы на услуги Общества, утверждённые приказом от 17.01.2013 № 9. Тарифы на услуги лаборатории, обоснованные калькуляцией от 03.07.2015, приказом не утверждались.

Общество после 03.07.2015 использует в расчётах с заказчиками единые тарифы, утверждённые приказом от 17.01.2013 № 9, которые обосновывает двумя калькуляциями на поверку электронных корректоров объёма газа – калькуляциями от 17.01.2013 и от 03.07.2015.

Согласно позиции Общества, изложенной в письме от 29.03.2016 № 16-12/610 и подтверждённой представителями на заседаниях комиссии, калькуляция от 17.01.2013 № 9 имеет ограниченное применение и используется Обществом в случае поверки средств измерений, принимаемых от заказчиков, для которых существенным условием является постановка в свидетельстве о поверке клейма ФБУ «Смоленский ЦСМ».

В этом случае поверка средств измерений фактически осуществляется специалистами ФБУ «Смоленский ЦСМ» на том же оборудовании. При этом договор на выполнение работ по определению и подтверждению соответствия средств измерений установленным техническим требованиям и все документы по его исполнению с такими заказчиками оформляет ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» от своего имени.

В подтверждение этого Общество представило в дело заказ-наряд на поверку счётчика СГ16МТ-400 № 10043, заказчиком по которому является индивидуальный предприниматель <…> и договор на выполнение работ по определению и подтверждению соответствия средств измерений установленным техническим требованиям от 28.01.2016 № 48-14-0001/16, заключённый между Обществом и указанным индивидуальным предпринимателем (л.д. 171-173).

Пунктом 1.1 указанного договора установлено, что заказчик (ИП <…>) поручает, а исполнитель (Общество) принимает на себя обязательства по выполнению поверки средств измерений, в том числе их юстировке и дефектации, и подтверждению их соответствия установленным в Российской Федерации техническим требованиями государственным стандартам.

Несмотря на то, что исполнителем по поверке средств измерений заказчика по указанному договору является Общество, фактически работы по договору оказывало ФБУ «Смоленский ЦСМ».

Указанные обстоятельства подтверждаются, имеющимися в материалах дела платёжными документами (заявление-счёт от 09.03.2016 № 6103 и платежное поручением от 21.03.2016 № 2528), а также свидетельством о поверке средства измерения № 744/213, в соответствии с которым поверителем ФБУ «Смоленский ЦСМ» оказаны работы по поверке счётчика газа СГ16МТ-400, заводской номер <...> (л.д. 166-170, 204-205).

Таким образом, одни и те же цены на поверку средств измерений, учитывающих объём потребления газа, установленные приказом от 17.01.2013 № 9, Общество подтверждает калькуляциями от 17.01.2013 или от 03.07.2015, в зависимости от того, кем фактически выполняются такие работы.

Приказом от 29.02.2016 № 73 «Об изменении тарифов на услуги» Общество утвердило новые тарифы на услуги лаборатории методом индексации затрат на услуги по поверке и ремонту приборов учёта газа (приложение №1). Тарифы на услуги лаборатории были проиндексированы обществом на 7, 4%.

На заседании комиссии представители Общества сообщили, что несмотря на то, что в преамбуле приказа 29.02.2016 № 73 в качестве обоснованности увеличения тарифов указана индексация затрат на услуги лаборатории, фактически Обществом был использован затратный метод определения тарифов.

Доказательств вышеуказанным обстоятельствам Обществом не представлено. Расчёт затрат на услуги поверки средств измерений природного газа обоснован калькуляцией от 03.07.2015, проиндексированных индексом-дефлятором.

Тарифы, утвержденные приказом от 29.02.2016 № 73, введены в действие с 01.03.2016.

Например, стоимость услуги по поверке электронных корректоров объёма газа ТС90/К, ТС210, ТС215 возросла на 663 руб. (с 8920 руб. до 9583 руб. с НДС).

Письмом от 06.06.2016 №16-12/1203 Общество представило комиссии Смоленского УФАС России хронометражные карты поверки электронных корректоров объёма газа ТС210 и ТС215 от 12.01.2013 и от 22.06.2015, на основании которых соответственно с 17.01.2013 и с 03.07.2015 применялись рассматриваемые калькуляции на услуги лаборатории на указанные работы.

Хронометражная карта поверки электронных корректоров объёма газа ТС210 и ТС215 от 12.01.2013 состоит из следующих операций:

- подготовка к поверке – 10 мин.,

- внешний осмотр – 5 мин.,

- опробование – 30 мин.,

- определение метрологических характеристик – 25 мин.,

- определение погрешности измерения температуры газа корректором – 45 мин.;

- определение относительной погрешности приведения объёма газа к нормальным условиям – 15 мин.

Итого: продолжительность поверки составляла 130 мин.

В хронометражную карту от 22.06.2015 помимо вышеназванных операций были дополнительно включены следующие:

- оформление протокола поверки – 15 мин.;

- оформление свидетельства о поверке – 10 мин.;

- клеймение – 5 мин.;

- занесение данных о результатах поверки в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений – 20 мин.

Итого: продолжительность поверки – 180 мин, что составило на 50 минут больше, чем в хронометражной карте от 12.01.2013.

При этом методика поверки таких средств измерений не изменилась, что было подтверждено представителями Общества на заседании комиссии.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверка средств измерений – это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Согласно методике поверки электронного корректора объема газа ТС210, поверка представляет собой совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям, к операциям поверки также относятся оформление результатов поверки, документов необходимых заказчику такой услуги (л.д. 69-74).

Занесение данных о результатах поверки в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений согласно методике не относится к операциям, связанным с поверкой средств измерений.

Таким образом, включение Обществом затрат на выполнение вышеуказанной работы в себестоимость услуг по поверке электронных корректоров объёма газ, комиссия считает избыточным.

В целях устранения, выявленных комиссией, признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Общество письмом от 11.10.2016 №16-12/2222 представило Смоленскому УФАС России новую хронометражную карту поверки электронных корректоров объёма газа ТС210, ТС215, ТС-90/К, из которой была исключена услуга – «занесение данных о результатах поверки в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений», в связи с чем время поверки уменьшилось на 20 мин и составляет 141 минуту.

Общество также представило приказ от 29.09.2016 № 380 «Об установлении тарифов на услуги», которым были утверждены новые тарифы на услуги лаборатории по поверке и ремонту приборов учёта газа, вводимые в действие с 01.10.2016.

Согласно указанному приказу уменьшилась стоимость поверки электронных корректоров ТС-90/К, ТС210, ТС215, с 9583,00 руб. до 9110, 00 руб., с учётом НДС.

Комиссия Смоленского УФАС России предложила ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» представить экономическое обоснование расходов общества на услуги по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа (по действующим в настоящее время калькуляциям), включённых в следующие статьи затрат: «поверка оборудования», «накладные расходы», «прочие расходы» и «амортизация основных средств».

Комиссия провела анализ затрат Общества, включённых в тарифы по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа, и пришла к следующим выводам.

Согласно экономическому обоснованию расходов Общества, включённых в действующие в тариф по поверке электронных корректоров, в статью «прочие расходы» (из расчёта поверки 24 СИ/месяц), в том числе были включены, затраты на капитальный ремонт лаборатории в сумме 14355,83 руб./мес., соответственно – 172 269,96 руб./год.

Аналогичные расходы включены в экономическое обоснование расходов общества на услуги по поверке промышленных счётчиков газа.

Как следует из договора подряда на выполнение работ от 30.03.2015, заключённого между Обществом (заказчик) и ООО «Теплоэффект» (подрядчик), предметом договора является выполнение подрядчиком ремонта лаборатории, расположенной по адресу: г. Смоленск, ул. Исаковского, д. 28.

Цена договора (с учётом дополнительного соглашения № 1 к договору от 30.03.2015) составляет 172 270 руб.

Представитель Общества пояснил, что данная сумма была в полном объёме распределена на 2016 год.

Ввиду отсутствия в Обществе системности издания приказов по утверждению прейскурантов на услуги лаборатории, комиссия Смоленского УФАС России отметила, что не установление приказом от 29.09.23016 № 380 срока действия тарифов на услуги по поверке и ремонту приборов учёта газа не может подтверждать факт распределения расходов по капитальному ремонту лаборатории на 2016 календарный год (то есть до 31.12.2016).

На заседании комиссии 22.11.2015 представители Общества представили для приобщения в дело приказ от 22.11.2016 № 451 «О внесении изменений в приказы на метрологические услуги», которым внесены следующие изменения в локальные акты Общества:

1) пункт 3 приказа от 29.02.2016 № 73 «Об изменении тарифов на услуги», изложить в следующей редакции:

«Ввести в действие утверждённые тарифы на услуги лаборатории по поверке и ремонту приборов учёта на период с 01.03.2016 года по 31.12.2016 года»;

2) пункт 2 приказа от 29.09.2016 № 380 «Об изменении тарифов на услуги», изложить в следующей редакции:

«Ввести в действие тарифы на услуги по поверке электронных корректоров объёма газа на период с 01.10.2016 по 31.12.2016».

Представители Общества также пояснили, что затраты, связанные с капитальным ремонтом лаборатории, в 2017 году будут исключены из тарифов на услуги лаборатории Общества по поверке и ремонту приборов учёта газа.

Таким образом, установив и применяя монопольно высокие тарифы на услуги по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа, Общество нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанные нарушения Общество устранило в добровольном порядке до вынесения комиссией окончательного решения по делу.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать соглашение между ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» и ФБУ «Смоленский ЦСМ», действующих на рынках услуг по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа, картелем и недопустимым в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предписание ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» и ФБУ «Смоленский ЦСМ» о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения не выдавать, в связи с отказом ФБУ «Смоленский ЦСМ» от осуществления с 01.09.2016 экономической деятельности на рынках услуг по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа.

2. Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» по установлению монопольно высоких тарифов за услуги по поверке промышленных счётчиков газа и электронных корректоров объёма газа злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предписание ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» о прекращении злоупотребления доминирующим положением не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение будет изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно будут направлены или вручены лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны