Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-01/02-2018 в отношении СМ... от 17 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
|
г. Смоленск |
Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2018 года.
В полном объёме решение изготовлено 17 апреля 2018 года.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: |
<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, |
в присутствии лиц, участвующих в деле,
- заявителя – индивидуального предпринимателя <…> (паспорт);
- представителя Ответчика (СМУП «Горводоканал») – <…>(доверенность, паспорт <...>
рассмотрев материалы дела № 04-01/02-2018 по признакам нарушения СМУП «Горводоканал» (214000, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 5; ОГРН 1026701433439; ИНН 6731000342) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <...> от 26.12.2017 (далее – Заявитель), касающееся установления и применения СМУП «Горводоканал» в расчетах с Заявителем норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9.
На заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению настоящего дела 13.04.2018 Заявитель в полном объёме поддержал требования, изложенные в заявлении.
На заседаниях комиссии Смоленского УФАС России, состоявшихся 20.03.2018, 30.03.2018 и 13.04.2018, представитель Ответчика сообщил, что между СМУП «Горводоканал» и Заявителем заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения от 04.09.2016 № 3749 (далее – Договор). При заключении указанного договора СМУП «Горводоканал» разработало и установило для Заявителя режим подачи холодной воды и режим приёма сточных вод в размере 8 куб. м./в месяц (приложения № 3 и № 4 к Договору).
Норматив по объёму отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод для Заявителя установлен равным режиму приёма сточных вод – 8 куб. м в месяц (приложением № 6 к Договору).
На заседании комиссии представитель Ответчика признал, что СМУП «Горводоканал» ошибочно утвердило для Заявителя норматив по объёму отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, так как такой норматив устанавливается только абонентам, у которых объём отводимых сточных вод в централизованную систему водоотведения составляет 50 и более кубических метров в сутки.
Представитель Ответчика также сообщил, что СМУП «Горводоканал» применяет аналогичный подход, когда объём отводимых сточных вод в централизованную систему водоотведения составляет менее 50 кубических метров в сутки, и к другим контрагентам предприятия, договоры с которыми заключены в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно обзору состояния конкуренции от 19.02.2018 следует, что в географических границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды, приёма, транспортировки и очистки сточных вод, к которым присоединены объекты капитального строительства на территории д. Киселевка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляло деятельность СМУП «Горводоканал», что указывает на признаки наличия доминирующего положения СМУП «Горводоканал» (214000, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 5; ОГРН 1026701433439; ИНН 6731000342).
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Смоленским УФАС России установлено, что Заявителю принадлежит нежилое помещение площадью 224,8 кв.м. в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9.
Вышеуказанный многоквартирный дом находится в управлении ООО «Партнер».
Водоснабжение и водоотведение нежилого помещения Заявителя осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома № 9 по ул. Раздольная д. Киселевка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Между Заявителем и управляющей организацией ООО «Партнер» подписан Акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей холодного водоснабжения и водоотведения от 10.06.2016.
Согласно указанному акту границей балансового разграничения и эксплуатационной ответственности сетей холодного водоснабжения между ООО «Партнер» и Заявителем является соединение тройника на подающем трубопроводе и ответвления трубопровода на нежилое помещение, а сетей водоотведения – места соединения трубопровода и седел (хомутовых отводов) ответвления трубопроводов на нежилое помещение (три точки присоединения).
Вышеуказанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта холодной воды, а нежилое помещение Заявителя индивидуальным прибором учёта холодной воды.
В целях водоснабжения и водоотведения вышеуказанного нежилого помещения между Заявителем и СМУП «Горводоканал» заключён Договор.
Пунктом 1 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства (СМУП «Горводоканал»), осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту (Заявителю) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду питьевого качества, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоснабжения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной
В соответствии с пунктом 7 Договора оплата по нему осуществляется абонентам по действующим тарифам на холодное водоснабжение и водоотведение, утверждённым Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.
Пунктом 15 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать повышенную плату за объем принятых сверх максимального объема сточных вод в размере трехкратного действующего тарифа.
Согласно пункту 38 Договора нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод разрабатываются организацией водопроводно – канализационного хозяйства по заявке Абонента или устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если указанные нормативы утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет Абонента о них в течение 15 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для Абонента содержатся в Приложении № 6.
Как следует из приложения № 6 к Договору, СМУП «Горводоканал» установило Заявителю нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в объеме 8 куб.м. в месяц.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.11.2015 № 563 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск) установлены и введены в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года следующие одноставочные тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение для расчетов с потребителями:
- водоотведение с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 12,79 руб./куб.м. без НДС или 15,09 руб./куб.м. с НДС;
с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 13,29 руб./куб.м. без НДС или 15,68 руб./куб.м. с НДС.
Из счетов, предъявленных СМУП «Горводоканал» в сентябре-ноябре 2017 года к оплате Заявителю, следует, что за превышение Заявителем норматива по объёму отводимых в централизованную систему сточных вод (свыше 8 куб. м. в месяц) предприятие применяет в расчётах тариф в 3-кратном размере за каждый кубический метр сверхнормативного сброса, что составляет 39,87 руб./куб.м. (без НДС) или 47,04 руб./куб.м. (с НДС).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил № 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
Согласно пункту 18 Правил № 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Пунктами 135 и 136 Правил № 644 установлено, что нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом:
а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;
б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) рационального использования абонентами питьевой воды, а также исключения разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами, питьевой и иной водой.
Согласно пункту 30 Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
Согласно пункту 141 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет для утверждения в органы местного самоуправления предложение по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод в срок до 1 ноября года, предшествующего первому году действия нормативов. Орган местного самоуправления утверждает нормативы по объему сточных вод в течение 30 дней со дня представления организацией водопроводно-канализационного хозяйства предложения по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод.
СМУП «Горводоканал» письмом от 29.01.2018 № 194 сообщило Смоленскому УФАС России, что Администрацией города Смоленска не издавались муниципальные правовые акты, регулирующие установление абонентам предприятия нормативов по объему сточных вод.
Учитывая, что объем отводимых Заявителем сточных вод в централизованную систему водоотведения составляет менее 50 куб. метров в сутки, установление и применение СМУП «Горводоканал» в расчетах с Заявителем норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9, является неправомерным.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия СМУП «Горводоканал» по установлению и применению в расчетах с индивидуальным предпринимателем Кунчукиным Андреем Александровичем норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать СМУП «Горводоканал» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Решение будет изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно будут направлены или вручены лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 04-01/03-2017
11 сентября 2017 г. |
г. Смоленск |
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: |
<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, |
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.09.2017 по делу № 04-01/03-2017 о нарушении ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО «МРСК Центра» в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения от 01.10.2008 № 115494/06, заключённому с МКУ «Строитель», а именно:
принять решение об исполнении взятых на себя обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения от 01.10.2008 № 115494/06, о чём письменно уведомить МКУ «Строитель».
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив документальное подтверждение такого выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.