Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-01/02-2018 в отношении СМ... от 17 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2018 года.

В полном объёме решение изготовлено 17 апреля 2018 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий  специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

в присутствии лиц, участвующих в деле,

- заявителя – индивидуального предпринимателя <…> (паспорт);

- представителя Ответчика (СМУП «Горводоканал») – <…>(доверенность, паспорт <...>

рассмотрев материалы дела № 04-01/02-2018 по признакам нарушения СМУП «Горводоканал» (214000, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 5; ОГРН 1026701433439; ИНН 6731000342) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Смоленское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <...> от 26.12.2017 (далее – Заявитель), касающееся установления и применения СМУП «Горводоканал» в расчетах с Заявителем норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9.

На заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению настоящего дела 13.04.2018 Заявитель в полном объёме поддержал требования, изложенные в заявлении.

На заседаниях комиссии Смоленского УФАС России, состоявшихся 20.03.2018, 30.03.2018 и 13.04.2018, представитель Ответчика сообщил, что между СМУП «Горводоканал» и Заявителем заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения от 04.09.2016 № 3749 (далее – Договор). При заключении указанного договора СМУП «Горводоканал» разработало и установило для Заявителя режим подачи холодной воды и режим приёма сточных вод в размере 8 куб. м./в месяц (приложения № 3 и № 4 к Договору).

Норматив по объёму отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод для Заявителя установлен равным режиму приёма сточных вод – 8 куб. м в месяц (приложением № 6 к Договору).

На заседании комиссии представитель Ответчика признал, что СМУП «Горводоканал» ошибочно утвердило для Заявителя норматив по объёму отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, так как такой норматив устанавливается только абонентам, у которых объём отводимых сточных вод в централизованную систему водоотведения составляет 50 и более кубических метров в сутки.

Представитель Ответчика также сообщил, что СМУП «Горводоканал» применяет аналогичный подход, когда объём отводимых сточных вод в централизованную систему водоотведения составляет менее 50 кубических метров в сутки, и к другим контрагентам предприятия, договоры с которыми заключены в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

 

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона  «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно обзору состояния конкуренции от 19.02.2018 следует, что в географических границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды, приёма, транспортировки и очистки сточных вод, к которым присоединены объекты капитального строительства на территории д. Киселевка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляло деятельность СМУП «Горводоканал», что указывает на признаки наличия доминирующего положения СМУП «Горводоканал» (214000, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 5; ОГРН 1026701433439; ИНН 6731000342).

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Смоленским УФАС России установлено, что Заявителю принадлежит нежилое помещение площадью 224,8 кв.м. в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9.

Вышеуказанный многоквартирный дом находится в управлении ООО «Партнер».

Водоснабжение и водоотведение нежилого помещения Заявителя осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем,  относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома № 9 по ул. Раздольная д. Киселевка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Между Заявителем и управляющей организацией ООО «Партнер» подписан Акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей холодного водоснабжения и водоотведения от 10.06.2016.

Согласно указанному акту границей балансового разграничения и эксплуатационной ответственности сетей холодного водоснабжения между ООО «Партнер» и Заявителем является соединение тройника на подающем трубопроводе и ответвления трубопровода на нежилое помещение, а сетей водоотведения – места соединения трубопровода и седел (хомутовых отводов) ответвления трубопроводов на нежилое помещение (три точки присоединения).

Вышеуказанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта холодной воды, а нежилое помещение Заявителя индивидуальным прибором учёта холодной воды.

В целях водоснабжения и водоотведения вышеуказанного нежилого помещения между Заявителем и СМУП «Горводоканал» заключён Договор.

Пунктом 1 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства (СМУП «Горводоканал»), осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту (Заявителю) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду питьевого качества, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоснабжения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной

В соответствии с пунктом 7 Договора оплата по нему осуществляется абонентам по действующим тарифам на холодное водоснабжение и водоотведение, утверждённым Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Пунктом 15 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать повышенную плату за объем принятых сверх максимального объема сточных вод в размере трехкратного действующего тарифа.

Согласно пункту 38 Договора нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод разрабатываются организацией водопроводно – канализационного хозяйства по заявке Абонента или устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если указанные нормативы утверждаются  уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет Абонента о них в течение 15 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для Абонента содержатся в Приложении № 6.

Как следует из приложения № 6 к Договору, СМУП «Горводоканал» установило Заявителю нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в объеме 8 куб.м. в месяц.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.11.2015 № 563 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск) установлены и введены в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года следующие одноставочные тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение для расчетов с потребителями:

- водоотведение с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 12,79 руб./куб.м. без НДС или 15,09 руб./куб.м. с НДС;

с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 13,29 руб./куб.м. без НДС или 15,68 руб./куб.м. с НДС.

Из счетов, предъявленных СМУП «Горводоканал» в сентябре-ноябре 2017 года к оплате Заявителю, следует, что за превышение Заявителем норматива по объёму отводимых в централизованную систему сточных вод (свыше 8 куб. м. в месяц) предприятие применяет в расчётах тариф в 3-кратном размере за каждый кубический метр сверхнормативного сброса, что составляет 39,87 руб./куб.м. (без НДС) или 47,04 руб./куб.м. (с НДС).

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил № 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Согласно пункту 18 Правил № 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Пунктами 135 и 136 Правил № 644 установлено, что нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

Нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом:

а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;

б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) рационального использования абонентами питьевой воды, а также исключения разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами, питьевой и иной водой.

Согласно пункту 30 Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.

Согласно пункту 141 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет для утверждения в органы местного самоуправления предложение по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод в срок до 1 ноября года, предшествующего первому году действия нормативов. Орган местного самоуправления утверждает нормативы по объему сточных вод в течение 30 дней со дня представления организацией водопроводно-канализационного хозяйства предложения по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод.

СМУП «Горводоканал» письмом от 29.01.2018 № 194 сообщило Смоленскому УФАС России, что Администрацией города Смоленска не издавались муниципальные правовые акты, регулирующие установление абонентам предприятия нормативов по объему сточных вод.

Учитывая, что объем отводимых Заявителем сточных вод в централизованную систему водоотведения составляет менее 50 куб. метров в сутки, установление и применение СМУП «Горводоканал» в расчетах с Заявителем норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9, является неправомерным.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия СМУП «Горводоканал» по установлению и применению в расчетах с индивидуальным предпринимателем Кунчукиным Андреем Александровичем норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. Раздольная, д. 9, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать СМУП «Горводоканал» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Решение будет изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно будут направлены или вручены лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-01/03-2017

 

11 сентября 2017 г.

г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.09.2017 по делу № 04-01/03-2017 о нарушении ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «МРСК Центра» в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения от 01.10.2008 № 115494/06, заключённому с МКУ «Строитель», а именно:

принять решение об исполнении взятых на себя обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения от 01.10.2008 № 115494/06, о чём письменно уведомить МКУ «Строитель».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив документальное подтверждение такого выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.

 

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны