Решение б/н Решение по делу №04-01/03-2016 о нарушении антимонопольного ... от 1 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №04-01/03-2016

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2016 года.

В полном объёме решение изготовлено 30 июня 2016 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

в присутствии Заявителя (ООО «Благоустройство») <…> (приказ, паспорт),

в отсутствии Ответчика (ООО «ЭКО-ТРАНС») и заинтересованного лица (Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области), представители которых на рассмотрение дела не явились (извещены надлежащим образом),

рассмотрев дело № 04-01/03-2016 по признакам нарушения ООО «ЭКО-ТРАНС» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО «Благоустройство» (далее – Заявитель), касающееся несогласия с применяемыми ООО «ЭКО-ТРАНС» тарифами на размещение твёрдых бытовых отходов по договору от 01.10.2014 №545.

Заявитель указал, что в период действия вышеуказанного договора ООО «ЭКО-ТРАНС» применяло в расчётах тариф из расчёта платы 50 руб. за размещение 1 куб. м. твёрдых бытовых отходов, который выше тарифов, установленных для ООО «ЭКО-ТРАНС» уполномоченным органом.

Заявитель считает, что в расчётах между ООО «Благоустройство» и ООО «ЭКО-ТРАНС» должны были применяться тарифы, утверждённые для ООО «ЭКО-ТРАНС» Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Также Заявитель сообщил, что ООО «ЭКО-ТРАНС» не заключает с ним договор на размещение твёрдых бытовых отходов на 2016 год.

На запросы Смоленского УФАС России по обоснованию применения в расчётах с ООО «Благоустройство» вышеуказанного тарифа ООО «ЭКО-ТРАНС» письмами от 17.02.2016 №33 и от 30.03.2016 б/н сообщило, что вышеуказанная плата состоит из тарифа за утилизацию твёрдых бытовых отходов, установленного Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, и платы за услуги по сортировке отходов (разгребание и осмотр ТБО, после разгрузки автотранспорта с целью выявления запрещенных к размещению отходов, а также видов отходов, классов опасности отходов и соблюдения противопожарной безопасности).

ООО «ЭКО-ТРАНС» представило Смоленскому УФАС России калькуляцию стоимости 1 талона (договорной цены), которая применялась в расчётах с ООО «Благоустройство».

Из указанной калькуляции следует, что стоимость сортировки 1 куб. м. твёрдых бытовых отходов  Ответчик определил в размере 52 руб. 60 коп. С учётом скидки (34,12%), предоставляемой ООО «ЭКО-ТРАНС» Заявителю, стоимость сортировки 1 куб. м. твёрдых бытовых отходов определена в размере 26 руб. 71 коп.

Документов, подтверждающих, что в период действия договора от 01.10.2014 №545 Ответчик оказывал ООО «Благоустройство», а Заявитель обращался за услугой по сортировке твёрдых бытовых отходов, представлено не было.

 

На заседаниях комиссии по рассмотрению дела №04-01/03-2016 законный представитель Заявителя в полном объёме поддержал требования, изложенные в заявлении, и сообщил, что ООО «Благоустройство» не пользовалось и не заказывало у ООО «ЭКО-ТРАНС» услуги по сортировке твёрдых бытовых отходов. ООО «Благоустройство» по условиям договора обращалось лишь с заявками на размещение твёрдых бытовых отходов на полигоне, в связи с чем приобретало талоны на указанную услугу.

Сообщил, что в связи с истечением срока действия договора от 01.10.2014 № 545 (с дополнительным соглашением от 28.10.2015) ООО «Благоустройство» письмами от 20.01.2016 №04 и от 15.04.2016 № 028 обращалось в ООО «ЭКО-ТРАНС» за заключением на 2016 год договора на захоронение твёрдых бытовых отходов.

ООО «Благоустройство» представило весь пакет документов, необходимых для заключения указанного договора, однако до настоящего времени договор из-за действий Ответчика не заключён.

Ввиду отсутствия договорных отношений с Ответчиком ООО «Благоустройство» вынуждено было в начале 2016 года возить отходы на полигон в г. Десногорск Смоленской области, а в настоящее время вывозит на полигон, расположенный в Брянской области.

Указанные полигоны расположены дальше, чем полигон, эксплуатируемый Ответчиком, в связи с чем ООО «Благоустройство» несёт дополнительные затраты. За период с 11.02.2016 по 30.04.2016 такие затраты ООО «Благоустройство» составили 117 234 руб. 94 коп.

Законный представитель Заявителя также сообщил, что по обстоятельствам, по которым возбуждено настоящее дело, ООО «Благоустройство» также обращалось в адрес Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Определениями от 13.05.2016 к рассмотрению дела №04-01/03-2016 были привлечены: Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике – в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, и Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области – в качестве заинтересованного лица, так как к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие органа местного самоуправления в организации деятельности по утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (статья 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а земельный участок под полигоном твердых бытовых отходов, находящийся в аренде у Ответчика, находится в собственности муниципального образования«Рославльский район» Смоленской области.

 

В связи с обнаружением комиссией в действиях ООО «ЭКО-ТРАНС» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения с ООО «Благоустройство» договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов, на основании части 3 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «ЭКО-ТРАНС» было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. №1476/04 от 17.05.2016).

В частности, Обществу необходимо было в десятидневный срок со дня получения вышеуказанного предупреждения направить в адрес ООО «Благоустройство» подписанный со своей стороны проект договора на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов в двух экземплярах.

Из письма от 03.06.2016 №232/1 следует, что ООО «ЭКО-ТРАНС» предупреждение Смоленского УФАС России в установленный срок не выполнило.

 

Заслушав представителя Заявителя, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы, комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5), нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

В соответствии с договором аренды земельного участка от 23.07.2012 №119, заключённого между Администрацией муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области и ООО «ЭКО-ТРАНС», последнему передан в аренду земельный участок площадью 210000 кв.м. по адресу: Смоленская обл., Рославльский район, в 2,5 км к северу от д. Новая Даниловка, с разрешённым использованием – под полигон твёрдых бытовых отходов.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «ЭКО-ТРАНС» выдана бессрочная лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов III-IV классов опасности от 21.12.2015 № 067 007.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.12.2013 №758 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов ООО «ЭКО-ТРАНС» (г. Рославль)» для общества установлены тарифы на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов для расчёта с потребителями с календарной разбивкой (01.07.2014 по 31.01.2015 – 22,93 руб./куб. м, с 01.02.2015 по 31.01.2016 – 23,29 руб./куб. м, с 01.02.2016 по 31.01.2017 – 24,27 руб./куб.м).

По результатам проведённого Смоленским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению (захоронению) отходов производства и потребления в 2015 году установлено наличие признаков доминирующего положения ООО «ЭКО-ТРАНС» на указанном рынке в географических границах административных границ муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области с долей 100% (Аналитический отчёт от 25.02.2016, л.д. 96-102).

Комиссия Смоленского УФАС России установила, что ООО «ЭКО-ТРАНС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению (захоронению) отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области с долей 100%.

Между ООО «ЭКО-ТРАНС» (подрядчик) и Заявителем (заказчик) был заключён Договор от 01.10.2014 №545 (с дополнительным соглашением от 28.10.2015), сроком действия с 01.10.2014 по 31.12.2015.

Срок выполнения работ по указанному договору сторонами не установлен.

Оплата по договору производилась Заявителем авансовыми платежами, последний из которых ООО «Благоустройство» произвело на основании счёта от 29.12.2015 №Р4994 (платёжное поручение от 29.12.2015 №342) (л.д. 11-12).

Несмотря на то, что договор прекратил своё действие 31.12.2015 ООО «ЭКО-ТРАНС» продолжало оказывать Заявителю услуги и в 2016 году, что подтверждается справкой ООО «ЭКО-ТРАНС» от 17.02.2016 №32, в которой ООО «ЭКО-ТРАНС» сообщило Смоленскому УФАС России, что ООО «Благоустройство» прекратило пользоваться услугами ООО «ЭКО-ТРАНС» с 05.02.2016 (л.д. 19).

Пунктом 1.1 указанного договора предусмотрено, что подрядчик по письменной заявке заказчика выдаёт талоны на размещение твёрдых бытовых отходов III, IV, V классов опасности на полигоне (место расположение объекта размещение отходов: Смоленская область, Рославльский район, в 2,5 км. к северу от д. Новая Даниловка).

Согласно пункту 1.2 договора от 01.10.2014 №545 подрядчик оказывает услуги сортировки, привезенных отходов на полигон твёрдых бытовых отходов.

Согласно пункту 1.3 договора подрядчик осуществляет размещение твёрдых бытовых отходов от лица заказчика без перехода к подрядчику права собственности на твёрдые бытовые отходы.

Таким образом, договор является смешанным (предметом договора является услуга по размещению отходов и услуга по сортировке отходов). При этом талоны выдаются только на размещение отходов.

Согласно пункту 2.1 договора стоимость сортировки и размещения 1 куб. м (неуплотнённых) твёрдых бытовых отходов III, IV, V классов опасности составляет 50 руб. 00 коп. (1 талон = 3 куб. м).

Транспортировка ТБО на полигон твёрдых бытовых отходов производится автотранспортом заказчика: ЗИЛ КО440-4 гос. номер В332 МТ 67 – 22 куб. м непрессованных твёрдых бытовых отходов; КАМАЗ 4510 гос. номер Р787 ВР67 – 8 куб. м непрессованных твёрдых бытовых отходов.

Пунктами 3.1 и 3.2 договора установлено, что подрядчик обязуется производить размещение отходов на полигоне ТБО в соответствии с условиями настоящего договора. На основании письменной заявки заказчика выставлять счёт и акт на оплату. После подтверждения оплаты счёта заказчиком, подрядчик выдаёт талоны на размещение твёрдых бытовых отходов. Талон предъявляется и передаётся мастеру или приёмщику на полигоне ТБО.

ООО «ЭКО-ТРАНС» письмами от 17.02.2016 №33 и от 30.03.2016 б/н сообщило Смоленскому УФАС России, что вышеуказанная плата в размере 50 руб. 00 коп состоит из тарифа за утилизацию твёрдых бытовых отходов, установленного Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, и платы за услуги по сортировке отходов (разгребание и осмотр ТБО, после разгрузки автотранспорта с целью выявления запрещенных к размещению отходов, а также видов отходов, классов опасности отходов и соблюдения противопожарной безопасности).

ООО «ЭКО-ТРАНС» представило Смоленскому УФАС России калькуляцию стоимости 1 талона (договорной цены), которая применялась в расчётах с ООО «Благоустройство».

Из указанной калькуляции следует, что стоимость сортировки 1 куб. м. твёрдых бытовых отходов определена Ответчиком в сумме 52 руб. 60 коп. С учётом скидки (34,12%), предоставляемой ООО «ЭКО-ТРАНС» Заявителю, стоимость сортировки 1 куб. м. твёрдых бытовых отходов определена в размере 26 руб. 71 коп.

Однако, как следует из условий договора от 01.10.2014 №545, подрядчик по письменной заявке заказчика выдаёт талоны только на размещение твёрдых бытовых отходов. Выдача подрядчиком заказчику талонов на услуги по сортировке твёрдых бытовых отходов условиями договора не предусмотрена.

Каких-либо заявок, подтверждающих, что Заявитель обращался в ООО «ЭКО-ТРАНС» за оказанием услуг по сортировке твёрдых бытовых отходов, а также актов выполненных работ, подтверждающих фактическое оказание ООО «ЭКО-ТРАНС» Заявителю таких услуг материалы дела не содержат.

При рассмотрении дела законный представитель Заявителя подтвердил, что ООО «Благоустройство», несмотря на условия заключённого договора, не заказывало у ООО «ЭКО-ТРАНС» услуги по сортировке твёрдых бытовых отходов. ООО «Благоустройство» по условиям договора обращалось лишь с заявками на размещение твёрдых бытовых отходов на полигоне, в связи с чем приобретало талоны только на указанную услугу.

Из представленных в материалы дела в качестве образца талонов следует, что по одному талону может быть оказана услуга в объёме 3 куб. м. отходов, стоимость одного талона составляет 150 руб.

Таким образом, ООО «ЭКО-ТРАНС» предоставляло заявителю услугу по размещению твёрдых бытовых отходов исходя из тарифа 50 руб. за размещение на полигоне 1 куб.м. твёрдых бытовых отходов.

Письмом от 12.04.2016 №1006/6 Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике сообщил Смоленскому УФАС России, что стоимость 1 талона, участвующего в расчётах между ООО «ЭКО-ТРАНС» и Заявителем, складывается из расходов, которые Департаментом были включены в полном объеме при установлении тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «ЭКО-ТРАНС».

Пунктом 1 статьи 421 ГКРФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) указанный Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. Регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона №210-ФЗ признается организацией коммунального комплекса.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в указанном Федеральном законе используются следующие основные понятия:

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Полигон захоронения отходов – ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду  («ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).

Как следует из Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твёрдых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 (далее – Инструкция) под полигонами понимается комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Все работы по складированию, уплотнению и изоляции ТБО на полигонах выполняются механизировано.

Согласно Инструкции на полигоне производятся только регламентные работы, связанные с эксплуатацией полигона. Какая-либо сортировка отходов на полигоне не предусмотрена.

Таким образом, комиссия приходит к мнению, что ООО «ЭКО-ТРАНС» как организация коммунального комплекса, эксплуатирующая объект коммунальной инфраструктуры (полигон ТБО), вправе осуществлять на полигоне регламентные работы, связанные с экономической деятельностью только по регулируемым государством ценам (тарифам).

Учитывая вышеизложенное, Ответчик в период оказания услуг по размещению твёрдых бытовых отходов по договору от 01.10.2014 №545 применяло в расчётах с Заявителем тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов, не соответствующие тарифам, установленным для ООО «ЭКО-ТРАНС» Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, тем самым нарушало установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 

Комиссией также установлено, что ООО «Благоустройство» за защитой своих прав также обратилось и в адрес Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике письмом от 01.06.2016 №1532/6 представил Смоленскому УФАС России информацию, из которой следует, что на основании обращения ООО «Благоустройство» в соответствии с приказом начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 15.02.2016 №14-од была проведена внеплановая документарная проверка порядка применения ООО «ЭКО-ТРАНС» тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов.

По результатам вышеуказанной проверки был составлен акт проверки от 18.03.2016 №5 и выдано предписание от 18.03.2016 №3 об устранении ООО «ЭКО-ТРАНС» выявленных нарушений.

Согласно выданному предписанию ООО «ЭКО-ТРАНС» надлежало до 18.05.2016 привести в соответствие с действующим законодательством порядок применения тарифов на услуги по захоронению твёрдых бытовых отходов и произвести перерасчёт с потребителями (в том числе и с ООО «Благоустройство») за оказанные услуги по захоронению твёрдых бытовых отходов в соответствие с тарифами, утверждёнными постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

При рассмотрении дела представитель Заявителя сообщил, что ООО «ЭКО-ТРАНС» не исполнило вышеуказанное предписание Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

В настоящее время вышеуказанное предписание Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике обжалуется ООО «ЭКО-ТРАНС» в Арбитражном суде Смоленской области (дело №А62-3098/2016).

Письмом от 01.03.2016 №017 ООО «Благоустройство» дополнительно к ранее поданному заявлению представило документы, указывающие на уклонение ООО «ЭКО-ТРАНС» от заключения с Заявителем договора на захоронении твёрдых бытовых отходов на 2016 год.

Так, письмом от 20.01.2016 №04 ООО «Благоустройство» обратилось в ООО «ЭКО-ТРАНС» за заключением договора на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов. Каких-либо документов, к данной заявке ООО «Благоустройство» приложено не было.

ООО «ЭКО-ТРАНС» письмом от 19.02.2016 №41 указало Заявителю, что для заключения указанного договора ему необходимо дополнительно  представить:

- реестр (перечень) организаций с указанием ежемесячных объёмом собираемых и транспортируемых отходов для дальнейшего размещения на полигоне ТБО;

- копии паспортов отходов III-IV классов опасности, направляемых на полигон ТБО (от каждой организации из реестра).

Письмом от 10.03.2016 №019 ООО «Благоустройство», несмотря на то, что считает истребование указанных документов излишним, всё же представило ООО «ЭКО-ТРАНС» такие документы, а именно:

- справку о ежемесячных объёмах собираемых и транспортируемых отходов для дальнейшего размещения на полигоне ТБО III – V классов опасности;

- список организаций и паспортов отходов III – IV классов опасности, направляемых на полигон ТБО;

- копию лицензии на сбор и транспортировку твёрдых бытовых отходов;

- копию выписки из ЕГРЮЛ;

- копии свидетельств ИНН И ОГРН.

Вместе с тем ООО «ЭКО-ТРАНС» письмом от 08.04.2016 № 127 указало ООО «Благоустройство», что паспорта отходов отдельных хозяйствующих субъектов, от которых ООО «Благоустройство» осуществляет вывоз твёрдых бытовых отходов, являются недействующими.

Заявитель письмом 15.04.2016 № 028 сообщил ООО «ЭКО-ТРАНС» об уменьшении планируемого к захоронению объёма твёрдых бытовых отходов на объём, вывозимый от хозяйствующих субъектов, чьи паспорта отходов являются, по мнению Ответчика, недействительными, и повторно потребовал заключить договор на захоронение твёрдых бытовых отходов (получено ООО «ЭКО-ТРАНС» 15.04.2016 вх. №300).

Письмом от 13.05.2016 №171 ООО «ЭКО-ТРАНС» сообщило Заявителю о невозможности заключения договора на размещение твёрдых бытовых отходов до разрешения в судебном порядке вопроса о правильности применении тарифа на вышеуказанные услуги (по делу №А62-3098/2016).

В связи с обнаружением Комиссией в действиях ООО «ЭКО-ТРАНС» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения с ООО «Благоустройство» договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов, на основании части 3 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ЭКО-ТРАНС» было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. №1476/04 от 17.05.2016).

В частности, Обществу необходимо было в десятидневный срок со дня получения вышеуказанного предупреждения направить в адрес ООО «Благоустройство» подписанный со своей стороны проект договора на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов в двух экземплярах.

Из письма от 03.06.2016 №232/1 следует, что ООО «ЭКО-ТРАНС» предупреждение Смоленского УФАС России в установленный срок не выполнило. ООО «ЭКО-ТРАНС» указало о невозможности заключения с ООО «Благоустройство» договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов до разрешения в судебном порядке (дело №А62-3098/2016) вопроса о правильности применения тарифа на указанные услуги.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Учитывая, что Ответчик является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по захоронению (утилизации) твёрдых бытовых отходов, заключение такого договора является для него обязательным, и Заявитель за защитой нарушенных прав вправе был обратиться в антимонопольный орган.

Довод Ответчика о том, что заключение с ООО «Благоустройство» договора на захоронение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов невозможно до разрешения в судебном порядке вопроса о правильности применения тарифа на такую услугу является неправомерным и отклоняется комиссией, так как указанные тарифы подлежат государственному регулированию, в связи с чем разрешение указанного спора не является существенным для заключения договора на услугу по захоронению (утилизации) твёрдых бытовых отходов, за заключением которого обратился Заявитель.

Комиссия также отмечает, что установленные санитарно-эпидемиологическими правилами сроки вывоза отходов не согласуются со сроками заключения договора на утилизацию (захоронение) отходов, так как возможная процедура согласования разногласий может занять значительное время, а при наличии у транспортирующей организации уже заключённых договоров на оказание услуг по вывозу отходов со своими контрагентами, оно не смогло бы выполнить взятые на себя обязательства по таким договорам. В связи с этим, организации, осуществляющие транспортировку отходов на полигон, должны вначале заключить договор на захоронение (утилизацию) отходов в планируемых ими объёмах, а организации, эксплуатирующие полигоны, не вправе препятствовать в их заключении. В связи с этим комиссия приходит к мнению, что действия Ответчика по истребованию у Заявителя дополнительных документов являются излишними и неправомерными, так как такие документы касаются производственной деятельности Заявителя и раскрывают коммерческую тайну о его контрагентах.

Таким образом, ООО «ЭКО-ТРАНС»  злоупотребляет доминирующим положением и необоснованно уклоняется от заключения с Заявителем  публичного договора на захоронение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов (пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «ЭКО-ТРАНС» по применению в расчётах с ООО «Благоустройства» тарифов за услуги по размещению твёрдых бытовых отходов на полигоне по договору от 01.10.2014 №545, не соответствующих утверждённым Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «ЭКО-ТРАНС» тарифам, а также по уклонению от заключения с ООО «Благоустройство» договора на размещение твёрдых бытовых отходов на полигоне на 2016 год злоупотреблением  доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «ЭКО-ТРАНС» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №04-01/03-2016

 

30 июня 2016 г.

г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 30 июня 2016 года делу №04-01/03-2016 о нарушении ООО «ЭКО-ТРАНС» (216520, Смоленская область, Рославльский район, д. Малые Кириллы) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «ЭКО-ТРАНС» в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части необоснованного уклонения от заключения с ООО «Благоустройство»  договора на захоронение (утилизацию) твердых бытовых отходов, а именно:

направить в адрес ООО «Благоустройство» подписанный со своей стороны проект договора на услуги по захоронению (утилизации) твёрдых бытовых отходов в двух экземплярах.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив документальное подтверждение такого выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.

 

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны