Решение б/н Решение по делу № 04-01/04-2015 о нарушении антимонопольного... от 3 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2015 года.

В полном объёме решение изготовлено 12 октября 2015 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

в присутствии лиц, участвующих в деле:

от Ответчика АО «Газпром газораспределение Смоленск»

 – <…> (доверенность, паспорт);

от Заинтересованного лица – <…> (доверенность, паспорт),

рассмотрев дело № 04-01/04-2015 по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Смоленск» (214019, г. Смоленск, Трамвайный проезд, д. 10) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предъявлении жителям Смоленской области платёжных документов по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования и (или) внутридомового газового оборудования на условиях публичного договора с указанием ложных, неточных или искажённых сведений о необходимости перезаключения указанного договора с обществом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявлений граждан, указывающих на признаки нарушения ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» (впоследствии переименовано в АО «Газпром газораспределение Смоленск», далее _ Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Смоленское УФАС России получило материалы, указывающие на наличие в действиях Ответчика по предъявлению жителям Смоленской области платёжных документов по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования и (или) внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВКГО), содержащих сведения о необходимости перезаключения с Ответчиком указанного договора, признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в результате чего могут быть причинены убытки ООО «Техно - Сервис».

Так, сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» Ответчик с февраля 2015 года (ежемесячно) стал предъявлять жителям Смоленской области без заключения договорных отношений платёжные документы на оплату ТО ВКГО, в которых содержалась информация о необходимости перезаключения с ним договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и (или) внутридомового газового оборудования.

Ответчик также указывал в платёжных документах (квитанциях) о двух возможных способах перезаключения договора:

- осуществив платёж в соответствии с представленной квитанцией. Внесение оплаты является согласием принять условия публичного договора (оферты) на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и (или) внутридомового газового оборудования;

- обратившись непосредственно в газовую службу Ответчика по месту жительства.

ООО «Техно - Сервис» письмом от 20.04.2015 № 91 сообщило Смоленскому УФАС России о наличии договора от 01.01.2015 № ИС-1784, заключённого с Ответчиком на аварийное обслуживание объектов газоснабжения,  принятых на эксплуатацию и техническое обслуживание ООО «Техно - Сервис», приложением  которого является перечень объектов с указанием адресов и типа газоиспользующего оборудования.

Несмотря на осведомленность о заключенных ООО «Техно - Сервис» договорах на ТО ВКГО, Ответчик направил вышеуказанные платёжные документы не только собственникам газоиспользующего оборудования, у которых отсутствуют договорные отношения на ТО ВКГО, но и собственникам газоиспользующего оборудования, которые находятся на обслуживании у ООО «Техно - Сервис». Также Общество сообщило, что Ответчик ввёл в заблуждение абонентов Общества, которые, не расторгнув договорных отношений, начали вносить Ответчику плату за ТО ВКГО.

На рассмотрении дела представитель ООО «Техно - Сервис», привлечённого в качестве заинтересованного лица, подтвердил наличие неблагоприятных последствий для Общества от вышеуказанных действий Ответчика.

Представитель Ответчика пояснил, что Ответчик намерен прекратить рассылку вышеназванных платёжных документов лицам, не имеющим договорных отношений с Ответчиком, и желает добровольно устранить последствия сложившейся ситуации, в связи с чем уже начаты переговоры с ООО «Техно-Сервис».

Рассмотрение дела откладывалось для дачи возможности лицам, участвующим в деле, представить доказательства по урегулированию отношений с потребителями услуг ТО ВКГО. Такие доказательства были представлены до рассмотрения настоящего дела 28.09.2015.

 

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные), которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Ответчик является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

С февраля 2015 года, ежемесячно, всем потребителям газа в Смоленской области стали поступать от Ответчика платёжные документы на оплату услуг по ТО ВКГО, с отражением соответствующих сумм, в зависимости от наличия в квартире того или иного газового оборудования.

В таких платёжных документах указывалась информация о необходимости перезаключения договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и (или) внутридомового газового оборудования именно с Ответчиком, с условиями и прейскурантом на такие работы можно ознакомиться на официальном сайте Ответчика. Также указывалась информация о возможности перезаключения такого договора путём совершения конклюдентных действий, связанных с оплатой по предъявленной квитанции.

Следует отметить, что платёжные документы предъявлялись также потребителям газа, с которыми у Ответчика отсутствовали договорные отношения, но в них имелись персональные данные таких потребителей, которым были присвоены лицевые счета.

ООО «Техно - Сервис» в письме от 20.04.2015 № 91 сообщило, что рассматриваемыми действиями абоненты общества были введены в заблуждение, в результате чего собственники газового оборудования могут оплатить  предъявленные квитанции на оплату услуг по ТО ВКГО, тем самым приняв условия оферты Ответчика, не расторгнув в установленном законом порядке договор с ООО «Техно - Сервис».

В материалы дела были представлены документы, указывающие о наличии таких фактов (письмо ООО «Техно - Сервис» от 18.05.2015 № 122, письма Ответчика от 10.06.2015 № ИС-1-8/1569 и от 03.07.2015 № ИС-1-8/1849).

 

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила поставки газа), для заключения договора о поставке газа заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, к которой в том числе должна быть приложена копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (подпункт «к» пункта 9). При этом отсутствие данного договора является одним из оснований отказа от заключения договора поставки газа (пункт 13).

В соответствии с пунктом 45 Правил поставки газа поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента, в том числе в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого со специализированной организацией.

Таким образом, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является необходимым условием для осуществления поставки газа потребителю, использующего газовое оборудование в помещениях многоквартирного дома.

Порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила пользования газом).

Согласно пункту 16 Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее 3 лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора (пункт 37 Правил пользования газом).

Исполнителем по указанному договору является специализированная организация осуществляющая деятельность  по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно пункту 2 Правил пользования газом под специализированной организацией понимается газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

В силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 № АКПИ13-826 пункт 2 Правил пользования газом, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, является недействующим.

Учитывая то, что в настоящее время на законодательном уровне не принят порядок допуска организаций к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а аварийно-диспетчерское обслуживание может быть реализовано путём заключения соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении с организацией, осуществляющей эксплуатацию (техническое обслуживание) сети газораспределения и имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, комиссия Смоленского УФАС России приходит к мнению, что ТО ВКГО может осуществлять любая организация, имеющая обученный персонал для проведения такого обслуживания.

Таким образом, на сегодняшний день Ответчик не является единственным хозяйствующим субъектом, с которым могут быть заключены договорные отношения на ТО ВКГО.

Учитывая вышеизложенное, действия Ответчика, выразившиеся в представлении абонентам конкурирующей организации (ООО «Техно – Сервис») платёжных документов с информацией о необходимости перезаключения с ним договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, сведения о которых были известны Ответчику из договорных отношений на оказание услуг по аварийному обслуживанию объектов газоснабжения, принятых на эксплуатацию и техническое обслуживание ООО «Техно - Сервис» (Договор от 01.01.2015 № ИС-1784), являются  неправомерными и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Письмом от 23.09.2015 № ИС-1-8/2646 Ответчик представил документы, подтверждающие добровольное устранение допущенного нарушения, которые признаются комиссией Смоленского УФАС России достаточными. На заседании комиссии представитель Заинтересованного лица подтвердил факт устранения Ответчиком выявленного нарушения.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия АО «Газпром газораспределение Смоленск» по предъявлению жителям Смоленской области платёжных документов за услугу по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования с указанием в них информации о необходимости перезаключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома и (или) внутридомового газового оборудования частного домовладения с АО «Газпром газораспределение Смоленск» недобросовестной конкуренцией и недопустимыми в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела прекратить, в связи с добровольным устранением АО «Газпром газораспределение Смоленск» нарушения антимонопольного законодательства, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства АО «Газпром газораспределение Смоленск» не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

Члены Комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны