Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-01/05-2012 по признакам н... от 5 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 28 апреля 2012 года.

 

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>

 

рассмотрев дело № 04-01/05-2012 по признакам нарушения ООО «Смоленская Экологическая Компания» (214031, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто», осуществляющих вывоз отходов от многоквартирных домов, дошкольных, учебных, лечебных учреждений, предприятий культуры и общественного питания г. Смоленска, касающееся навязывания ООО «Смоленская Экологическая Компания» Заявителям невыгодных условий договора на оказание услуг по захоронению отходов потребления на городском полигоне твёрдых бытовых отходов «Кучино».

Из заявления и представленных материалов следует, что в рамках договорной кампании 2012 года ООО «Смоленская Экологическая Компания» предложило к заключению Заявителям договоры на оказание услуг по захоронению отходов потребления (№000003558 от 01.01.2012 и №000003559 от 01.01.2012), пунктом 2.8 которых было определено, что неотъемлемой частью договора является приложение №2. Как следует из указанного приложения, ООО «Смоленская Экологическая Компания» предлагает Заявителям для расчётов определять принимаемый на полигон «Кучино» объем отходов в зависимости от марки автотранспорта в момент полной загрузки его неуплотнёнными отходами. Договоры были подписаны Заявителями с протоколами разногласий, в которых Заявители предложили ООО «Смоленская Экологическая Компания» определять объём неуплотненных ТБО, подлежащий дальнейшему захоронению на полигоне ТБО «Кучино», в зависимости от фактического объёма кузова мусоровозов в соответствии с техническими характеристиками (протоколы разногласий от 01.01.2012). Так, по мусоровозу марки МКМ-4704 предложен V= 21 куб. м. (договоры №000003558 от 01.01.2012  и №000003559 от 01.01.2012), по мусоровозу марки КО-440-2 предложен V= 8 куб. м. (договор №000003558 от 01.01.2012).

ООО «Смоленская Экологическая Компания» отклонило данные предложения Заявителей по основаниям, указанным в Возражениях по протоколам разногласий, поясняя невозможность принятия предложений Заявителей относительно объемов мусора наличием информации об эмпирических данных степени уплотнения отходов автотранспортом, кузов которого оборудован пресс-плитой. При этом ООО «Смоленская Экологическая Компания» настаивает на условии определения объёма неуплотнённых ТБО для захоронения в редакции Общества.

Заявители указали, что они лишены возможности осуществления вывоза твёрдых бытовых отходов на полигон ТБО «Кучино», ввиду отсутствия договорных отношений талоны на утилизацию Ответчик им не продает.

 

В связи с тем, что в действиях ООО «Смоленская экологическая компания» Смоленское УФАС России обнаружило признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путём навязывания ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» невыгодных условий договоров на оказание услуг по захоронению отходов потребления на городском полигоне ТБО «Кучино», руководствуясь статьёй 39.1 указанного закона Обществу было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (предупреждение от 10.02.2012 №329/04), которое Обществу надлежало выполнить в срок до 10.03.2012.

Документов, подтверждающих исполнение либо не исполнение Обществом предупреждения Смоленского УФАС России, от Общества не поступило.

В связи с невыполнением в установленный срок предупреждения Смоленского УФАС России в отношении ООО «Смоленская Экологическая Компания» было возбуждено данное дело (пункт 8 статьи 39.1 Федерального закона  «О защите конкуренции»).

 

На заседании комиссии представители Заявителей полностью поддержали доводы, изложенные в заявлении, и пояснили следующее.

В ноябре 2011 года ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» обратились в адрес ООО «Смоленская Экологическая Компания» за заключением договоров на оказание услуг по захоронению отходов потребления на городском полигоне ТБО «Кучино», эксплуатируемом ООО «Смоленская Экологическая Компания», на 2012 год. В силу действующего законодательства заключение данного договора является обязательным для Ответчика.

В преддоговорном споре между сторонами возникли разногласия по вопросу определения объема отходов, подлежащего дальнейшему захоронению, доставляемого на полигон мусоровозами, оборудованными толкающей плитой. Учитывая имеющуюся судебную практику по вопросу определения объёма мусора для захоронения (по делам №№ А62-65/2010, А62-4958/2010, А62-2557/2010),  ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» считают, что Ответчику хорошо известно, что в расчётах должен использоваться фактический объем отходов, согласно техническим характеристикам мусоровозов. Однако Ответчик на таких условиях заключать договоры отказывается, отклонил протоколы разногласий ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» и настаивает на заключении договоров только в своей редакции, то есть с применением коэффициентов уплотнения, применение которых уже признавалось Смоленским УФАС России по делу № 04-01/03-2010 нарушением антимонопольного законодательства.

Сообщили, что на сегодняшний день договоры между сторонами в отношении мусоровозов, кузов которых имеет пресс-плиту, не заключены, талоны ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» Заявитель не выдаёт, на полигон машины не пропускает. В отношении мусоровозов, кузов которых не имеет пресс-плиту, договорные отношения урегулированы.

Ввиду отсутствия договорных отношений с Ответчиком ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» вынуждены возить отходы для захоронения на полигон в п.Голынки Руднянского района Смоленской области.

 

На заседании комиссии представитель Ответчика не согласился с наличием в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства и заявил, что Общество не злоупотребляло доминирующим положением на рынке услуг по захоронению отходов, так как на момент обращения ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» с заявлением в Смоленское УФАС России ООО «Смоленская Экологическая Компания» не было включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр). Учитывая данное обстоятельство договор на оказание услуг по захоронению отходов для ООО «Смоленская Экологическая Компания» не не имел обязательный характер, и Общество руководствовалось общими принципами гражданского права, а именно статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Подтвердил, что возникшие между сторонами разногласия связаны с определением объёма отходов, поступающего на полигон для дальнейшей утилизации, доставляемого мусоровозами, кузов которых оборудован пресс-плитой.

В связи с тем, что условия договоров на оказание услуг по захоронению отходов, предложенные Заявители в протоколах разногласий, не приемлемы для ООО «Смоленская Экологическая Компания», Общество отказалось от заключения данных сделок.

Сообщил, что действительно ООО «Смоленская Экологическая Компания» запрещено применение каких-либо коэффициентов уплотнения к фактическому объему отходов, доставляемого на полигон «Кучино» по маркам автотранспорта. ООО «Смоленская Экологическая Компания» предложило Заявителям, для фиксации фактического объёма ТБО, доставляемого автотранспортом, кузов которых оборудован пресс-плитой, составлять Акт обследования для определения объема принимаемых каждой единицей автотранспорта Заказчика отходов в неуплотнённом виде (приложение №2 к договорам на захоронение отходов потребления от 01.01.2012 №000003558 и от 01.01.2012 и №000003559). Заявители не согласились с данным условием и в протоколах разногласий от 01.01.2012 предложили ООО «Смоленская Экологическая Компания» использовать в расчётах объем отходов равный объёму кузова мусоровоза, согласно техническим характеристикам. ООО «Смоленская Экологическая Компания» направило Заявителям возражения к протоколам разногласий.

Пояснил, что указанный акт обследования необходимо составлять в связи с тем, что пунктом 2.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства России 2 ноября 1996 года (далее – Инструкция), которой Общество руководствуется в своей работе, определено, что учет принимаемых на полигон ТБО ведётся по объему в неуплотненном состоянии.

Кроме того, постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности (далее – Департамент) от 11.11.2011 №209 для ООО «Смоленская Экологическая Компания» были установлены тарифы на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые ООО «Смоленская Экологическая Компания», для расчетов с потребителями исходя из расчёта утилизации 1 куб.м неуплотнённых ТБО.

Согласно инструкциям на мусоровозы марки МКМ-4704 и КО-440-2, данные виды спецтехники оборудованы устройством для сжатия, коэффициент уплотнения по первой марке спецтехники составляет 2,694, а по второй от 1,5 до 4, то есть мусоровозы данных марок могут перевозить объем ТБО превышающий фактический объем кузовов мусоровозов.

Например, мусоровоз марки МКМ-4704 может фактически перевозить объем равный 55,5 куб.м (20,6 куб.м – вместимость кузова × на коэффициент уплотнения 2,694).

В случае если ООО «Смоленская Экологическая Компания» согласится с условиями Заявителей и будет принимать в расчётах объём равный объёму кузова мусоровозов, учёт ТБО приобретёт искаженный вид и произойдет сверхнормативное заполнение полигона.

 

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителей Заявителей, доводы представителя Ответчика, комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.12.2009 земельный участок, расположенный по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Кощино, северо-восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км, используемый под полигоном по захоронению твёрдых бытовых отходов, общей площадью 130 000 кв.м находится в собственности ОАО «Спецавтохозяйство», которое ранее приказом Смоленского УФАС России от 05.12.2008 № 210 было включено в Реестр.

Смоленским УФАС России установлено, что с 18.03.2010 ОАО «Спецавтохозяйство» («Арендодатель») и Ответчик («Арендатор») заключили договор аренды земельного участка № 10-3-18-1. Согласно пункту 1.1 указанного договора «Арендодатель» предоставляет, а «Арендатор» принимает в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Кощино, северо-восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км, для использования в целях утилизации твердых бытовых, крупногабаритных и иных отходов.

В 2010 году Смоленское УФАС России проводило перспективный анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по утилизации (захоронению) отходов и установило, что доля ООО «Смоленская Экологическая Компания» в общем объеме услуг по утилизации (захоронению) отходов в 2010 году предположительно будет составлять 100%. Указанный полигон является единственным для потребителей города Смоленска.

Данное обстоятельство отражено в решении Смоленского УФАС России от 10.06.2010 по делу № 04-01/03-2010 и подтверждено арбитражным судом Смоленской области (дело №А62-4958/2010).

01.02.2011 Обществом утверждена Производственная программа по утилизации ТБО на полигоне «Кучино» (далее – Производственная программа).

По итогам 2011 года Смоленским УФАС России было повторно проведено исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению отходов на мусорном полигоне г. Смоленска и установлено, что доля ООО «Смоленская Экологическая Компания» на анализируемом рынке в 2011 году по объёму захороненных отходов также составляла 100%.

Приказом Смоленского УФАС России от 03.04.2012 №56/67 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» ООО «Смоленская Экологическая Компания» включено в Реестр на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов, сбору и обработке прочих отходов с долей более чем 65% в географических границах городского округа город Смоленск.

Таким образом, Комиссией отклоняются доводы Ответчика о том, что на момент обращения ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» с заявлением в Смоленское УФАС России ООО «Смоленская Экологическая Компания» не занимало доминирующее положение на рынке услуг по захоронению отходов.

Одним из учредителей Общества является ОАО «Спецавтохозяйство», по заявлению которого арбитражными судами рассматривался вопрос применении тех или иных объёмов ТБО, предназначенных для захоронения на полигоне «Кучино», и в частности о законности вынесенного Смоленским УФАС России постановления о назначении административного наказания от 11.12.2009 № 04-02/11-2009 по статье 14.31 КоАП РФ. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2010 по делу № А62-65/2010 были сделаны однозначные выводы о том, что мусоровоз физически не может перевозить объём ТБО более чем фактический объём кузова мусоровоза, а коэффициент уплотнения ТБО (при применения автотранспортной техники, оборудованной пресс-плитой) влияет только на массу перевозимых ТБО, а не на объём перевозимого мусора (объём кузова остаётся неизменным вне зависимости от наполняемости).

 ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» обратились к Ответчику за заключением на 2012 год договоров на оказание услуг по захоронению отходов в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления, утвержденных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 11.02.2010 и 08.06.2010, соответственно.

22.12.2011 Ответчик направил Заявителям проекты договоров на захоронение отходов потребления на городском полигоне ТБО «Кучино» от 01.01.2012 № 000003558 и от 01.01.2012 № 000003559.

Пунктом 2.8 указанных договоров было определено, что их неотъемлемой частью являются следующие предложения:

- приложение №1 – протокол соглашения о цене на размещение отходов;

- приложение №2 – акт обследования, составленный комиссией из представителей сторон по договору на предмет определения объёма, принимаемых каждой единицей автотранспорта Заказчика отходов в неуплотнённом виде.

Как следует из приложения №2, акт обследования составляется для определения объёма принимаемых каждой единицей автотранспорта Заказчика отходов в неуплотненном виде, и подписывается комиссией, состоящей из представителей сторонами по договору, о том, что произведена полная загрузка транспорта Заказчика неуплотненными отходами.

Приложением №1 окончательная цена договора не установлена, установлен тариф на захоронение твёрдых бытовых отходов в размерах, утверждённых постановлением Департамента от 11.11.2011 № 209, а также определено условие, что при расчёте цены принимается фактический объём неуплотнённых отходов (четвёртый абзац).

Таким образом, Ответчиком предложено контрагентам производить расчеты следующим образом: V (объем) × T (тариф). При этом спор между сторонами возник относительно существенного условия договора, которое влияет на цену договора.

23.12.2011 Заявители подписали, предложенные Ответчиком договоры с протоколами разногласий, в которых они предложили приложение №2 исключить, а в приложении №1 четвёртый абзац изложить в следующей редакции: при расчёте принимается фактический объём неуплотненных отходов, подлежащих захоронению, указанный в таблице в соответствии с техническими характеристиками спецтранспорта.

Например, по мусоровозу марки КО-440-2 (государственный номер Х600КУ67) объём отходов, подлежащих приёму принять равный 8 куб.м; по мусоровозу МКМ-4704 (государственные номера Н222КХ67, Р888КХ67, Т230МЕ) объём отходов, подлежащих приёму принять равный 21 куб.м.

28.12.2011 Ответчик направил Заявителям возражения по протоколам разногласий, указав на возможность вступления в договорные отношения на предложенных ранее условиях (в первоначальной редакции). При этом Ответчик пояснил, что автотранспорт, применяемый Заказчиками для сбора и транспортировки ТБО, обладает устройством «пресс-плита» уплотняющим поступающие в приёмное устройство (кузов) ТБО. По имеющимся у Исполнителя эмпирическим данным степень уплотнения может достигать четырёх. В приложении №1 в редакции Заказчика (ООО «Сертан») в п.п. 2, 3, 4, в редакции Заказчика (ООО «СпецАвто») в п.3 указаны объёмы ТБО прошедшие уплотнение в автотранспорте Заказчика. В соответствии с постановлением Департамента от 11.11.2011 № 209 Исполнитель обязан принимать тарифы по утилизации неуплотнённых ТБО. Решением Смоленского УФАС России применение каких-либо разуплотняющих коэффициентов признано незаконным. Исходя из вышеизложенного Исполнитель настаивает на определении объёма неуплотнённых ТБО передаваемых Заказчиком на захоронение.

Таким образом, Ответчик настаивает на определении V (объема), используемого в расчётах, в момент загрузки мусоровозов Заявителей отходами при приёме их от третьих лиц, не являющихся стороной договора, до заключения вышеуказанных договоров и исходя из полной загрузки мусоровозов Заявителей.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 31.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон №210-ФЗ) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона №210-ФЗ признается организацией коммунального комплекса.

Нормативным правовым актом – постановлением Департамента от 11.11.2011 № 209 (опубликовано в «Смоленской газете» от 19.11.2011 № 130) установлены тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов, оказываемые Обществом, для расчётов с потребителями.

Таким образом, в силу статей 426, 445 ГК РФ Ответчик, является стороной, обязанной заключить договор на оказание услуг по захоронению отходов на одинаковых условиях, в том числе и по цене договора, в связи с чем довод представителя Ответчика о свободе договора в отношениях с Заявителями (статья 421 ГК РФ) является несостоятельным.

 

В соответствии с пунктами 8 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.

Постановлением Департамента от 11.11.2011 № 209 тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов, оказываемые Обществом для расчётов с потребителями никак не дифференцированы.

Касаемо установления Департаментом тарифа на услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов в неуплотнённом состоянии, комиссия Смоленского УФАС России соглашается с позицией ФСТ России, выраженной письмом от 06.04.2012 № 4-1208 о не соответствии постановления Департамента от 11.11.2011 № 209 законодательству в области государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Комиссия Смоленского УФАС России приходит к мнению, что передача Обществу твёрдых бытовых отходов от контрагентов для последующего захоронения происходит в неуплотнённом состоянии независимо каким способом и каким транспортом отходы были доставлены на полигон.

09.09.2010 Обществом была утверждена Инструкция № 14 по приемке твёрдых бытовых отходов на полигон «Кучино» (далее – Инструкция № 14), согласно которой учёт фактического объёма принимаемых ТБО на полигоне осуществляется посредством измерения на весах, а в случае отсутствия весов на полигоне – исходя из средней производительности транспортного средства, осуществляющего вывоз ТБО, с учётом коэффициентов уплотнения.

В соответствии с пунктом 2 решения комиссии Смоленского УФАС России от 10.06.2010 по делу № 04-01/03-2010 Обществу выдавалось предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым в том числе было предписано не применять в расчётах с контрагентами непредусмотренные действующим законодательством коэффициенты уплотнения к фактически принимаемому на полигон «Кучино» объёму ТБО. Данное предписание на сегодняшний день является исполненным, поэтому Инструкция № 14, в части определения фактического объёма ТБО принимаемых ТБО на полигоне в отсутствие весов с учётом коэффициентов уплотнения, не подлежит применению.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а под объектом размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно Производственной программе эксплуатация полигона ТБО «Кучино» осуществляется в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твёрдых бытовых отходов, утверждённых Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 (далее – Инструкция).

Учитывая пункты 2.1, 2.4, 2.6, 2.8, 2.9, 2.11 Инструкции комиссия Смоленского УФАС России приходит к мнению, что уплотнение твёрдых бытовых отходов на рынке услуг по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов производится после приёмки Ответчиком мусора от контрагентов, до фактической изоляции отходов на полигоне.

Согласно пункту 2.6 Инструкции, уплотнение уложенных на рабочей карте ТБО слоями по 0,5 м осуществляется тяжелыми бульдозерами массой 14 т и на базе тракторов мощностью 75 - 100 кВт (100 - 130 л.с.). Уплотнение слоями более 0,5 м не допускается. Уплотнение осуществляется 2 - 4-кратным проходом бульдозера по одному месту. Бульдозеры, уплотняющие ТБО, должны двигаться вдоль длинной стороны карты. При 2-кратном проходе бульдозера уплотнение ТБО составляет 570 - 670 кг/куб. м, при 4-кратном проходе - 670 - 800 кг/куб. м.

Промежуточная и окончательная изоляция уплотнённого слоя ТБО осуществляется грунтом (пункт 2.6 Инструкции).

Согласно Производственной программе уплотнение, уложенных на рабочей карте ТБО, осуществляется тяжёлым бульдозером на базе тракторов мощностью 100-130 л.с. Уплотнение ТБО достигается 4-х кратным проходом бульдозера по одному месту. Бульдозер, уплотняющий ТБО, должен двигаться вдоль длинной стороны карты. При соблюдении правил уплотнения объём ТБО, уложенный за сутки на рабочую карту, 3–4,5 раза меньше объёма доставляемых отходов. 

Из этого следует, что перед изоляцией ТБО Ответчик производит уплотнение уложенных на полигоне ТБО посредством 4-кратного прохода бульдозером по складированным ТБО, после чего происходит засыпка отходов грунтом (т.е. выгруженные из мусоровоза отходы подвергаются максимально возможному уплотнению на полигоне до изоляции отходов).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, учёту подлежит не только объём отходов, полученных организацией, осуществляющей захоронение отходов, но и объём отходов, перевозимый организацией, осуществляющей транспортирование отходов.

Учитывая то, что Заявители физически не могут перевозить мусоровозами, оборудованными пресс-плитой, объём ТБО больший чем фактический объём кузова мусоровоза (согласно техническим характеристикам), то и учету на полигоне подлежит объем ТБО, менее или равный объему кузова мусоровоза.

Так, мусоровозы марки МКМ-4704 и КО-440-2, могут перевезти объем отходов не более объёма кузова мусоровоза, то есть не более 20,6 куб.м и не более 8 куб.м, соответственно, в связи с чем довод представителя Ответчика о том, что мусоровозы, оборудованные пресс-плитой могут фактически перевозить объем больше чем вместимость кузова мусоровоза, Комиссией отклоняются.

Эмпирические данные, на которые ссылается Ответчик, отстаивая свою правовую позицию, ни что иное как коэффициент уплотнения, который является характеристикой транспортного средства и как расчетный показатель используется организациями, осуществляющими вывоз ТБО, при формировании производственной программы, для расчета специализированной техники, оборудованной устройством для сжатия и необходимой для вывоза того или иного объема ТБО (данная позиция отражена в решении Комиссии Смоленского УФАС России от 23.10.2009 по делу № 04-01/31-2009).

Отношения между ООО «Смоленская Экологическая Компания» и контрагентами на рынке услуг по захоронению отходов возникают не в момент загрузки отходов в мусоровоз, а в момент приёма отходов на полигоне, то есть при высыпке их на землю полигона.

Учитывая вышеизложенное, комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Смоленская Экологическая Компания» навязывает Заявителям невыгодные условия договоров на оказание услуг по утилизации отходов потребления на городском полигоне твёрдых бытовых отходов «Кучино» путём определения при расчётах с контрагентами объема отходов, принимаемого на полигон, в зависимости от объема неуплотненных отходов при полной загрузке мусоровозов в момент получения отходов ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» от третьих лиц, а не от фактического объёма отходов, не превышающего объем кузова мусоровозов.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Смоленская Экологическая Компания» по навязыванию ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» невыгодных условий договора на оказание услуг по утилизации отходов потребления на городском полигоне твёрдых бытовых отходов «Кучино» путём определения при расчётах с контрагентами объема отходов, принимаемого на полигон, в зависимости от объема неуплотненных отходов при полной загрузке мусоровозов в момент получения отходов ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» от третьих лиц, а не от фактического объёма отходов, не превышающего объем кузова мусоровозов, посредством которых осуществляется доставка отходов на полигон, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Смоленская Экологическая Компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём не применения в расчётах с контрагентами принимаемого на полигон объема отходов в зависимости от объема неуплотненных отходов при полной загрузке мусоровозов в момент получения отходов ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» от третьих лиц.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №04-01/05-2010

 

28 апреля 2012 года

г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 28 апреля 2012 года по делу № 04-01/05-2012 о нарушении ООО «Смоленская Экологическая Компания» (214031, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Смоленская Экологическая Компания» со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части навязывания ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» невыгодных условий договора на оказание услуг по утилизации отходов потребления на городском полигоне твёрдых бытовых отходов «Кучино» путём определения при расчётах с контрагентами объема отходов, принимаемого на полигон, в зависимости от объема неуплотненных отходов при полной загрузке мусоровозов в момент получения отходов ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» от третьих лиц, а не от фактического объёма отходов, не превышающего объем кузова мусоровозов, посредством которых осуществляется доставка отходов на полигон, а именно:

 не применять в расчётах с ООО «Сертан» и ООО «СпецАвто» объем отходов в зависимости от объема неуплотненных отходов при полной загрузке мусоровозов в момент получения контрагентами ООО «Смоленская Экологическая Компания» отходов от третьих лиц, а применять фактический объём отходов, не превышающий объём кузова мусоровозов, посредством которых осуществляется доставка контрагентами отходов на полигон твёрдых бытовых отходов «Кучино».

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Смоленское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны