Решение б/н Решение по делу № 04-01/06-2017 от 15 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 15 марта 2018 года

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/06-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

при участии в заседании Комиссии:

- от Ответчика – <…> (доверенность, паспорт);

в отсутствии заявителей, извещены надлежащим образом,

 

рассмотрев дело № 04-01/06-2017 по признакам нарушения акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (115432, г. Москва, проезд Проектируемый 4062-й, д. 6, строение 25) (далее – АО «АтомЭнергоСбыт», Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступили заявления ООО «Комплексные технологические системы» (далее – Заявитель 1) и ООО «Рославльские тормозные системы» (далее – Заявитель 2), касающиеся направления АО «АтомЭнергоСбыт» в их адрес уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств Заявителей.

Из заявления и представленных по запросам Смоленского УФАС России документов следует, что между Заявителями (1, 2) и Обществом заключены договоры энергоснабжения от 16.09.2016 № 6730100516 (далее – Договор 1) и  № 6730100512 (далее – Договор 2) соответственно.

29.06.2017 Ответчик уведомил Заявителя 1 (письмо от 29.06.2017 № 67-3/2524) и Заявителя 2 (письмо от 29.06.2017 № 67-3/2526) об образовавшейся задолженности по оплате за электроэнергию 70% текущего потребления июня 2017 года, которую им предлагалось оплатить в кратчайшие сроки. В случае отсутствия оплаты, сообщено о предстоящем введении частичного ограничения в отпуске электроэнергии после 10 часов 00 минут 10.07.2017. При дальнейшем отсутствии со стороны Заявителей оплаты, сообщено о предстоящем введении 13.07.2017 после 10 часов 00 минут полного ограничения режима потребления электрической энергии путём прекращения её подачи.

Заявители указали, что образовавшаяся у них задолженность перед Ответчиком является авансовым платежом и не может быть признана задолженностью за один платёжный период (календарный месяц), следовательно не служит основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии.

Заявители считают, что угроза Общества по ограничению режима потребления электрической энергии путём направления вышеуказанных уведомлений является необоснованной и нарушает требования Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По данным фактам Смоленским УФАС России в отношении АО «АтомЭнергоСбыт» были возбуждены дела № 04-01/06-2017 и № 04-01/07-2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения названных дел представителем Ответчика были даны пояснения по рассматриваемым комиссией вопросам и представлены документальные доказательства, из которых следует следующее.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении или ненадлежащем исполнении Потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленном договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам Потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Договорами 1, 2 предусмотрены сроки оплаты за текущее потребление электрической энергии, которые Заявитель 1 и 2 своевременно не выполнили, что послужило основанием для инициирования в отношении их введения ограничения режима потребления электрической энергии.

Заявитель 1 и 2 письмами от 30.08.2017 №№ 100, 99 соответственно сообщили в Смоленское УФАС России, что в связи с урегулированием с АО «АтомЭнергоСбыт» вопросов, касающихся применения ограничительных мер по энергоснабжению объектов заявителей, они отзывают свои заявления и просят считать их недействительными.

На заседании комиссии по рассмотрению дела № 04-01/06-2017 представитель Заявителя 1 сообщил, что заявление о нарушении АО «АтомЭнергоСбыт» антимонопольного законодательства было подано в Смоленское УФАС России ошибочно. Обществом неправильно были истолкованы нормы законодательства, а именно, произошла путаница в понятиях расчётный период и платёжный период. В настоящее время все разногласия с Ответчиком устранены, претензий к АО «АтомЭнергоСбыт» Заявитель не имеет.  

Комиссией Смоленского УФАС России при рассмотрении дела № 04-01/06-2017 было установлено, что дела № 04-01/06-2017 и № 04-01/07-2017 являются однородными, между ними имеется связь по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам.

На основании данных обстоятельств комиссия пришла к выводу, что совместное производство названных дел будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению. Объединение данных дел не нарушает какие-либо сроки их рассмотрения, установленные Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции комиссия по рассмотрению дела № 04-01/06-2017 определением от 10.11.2017 объединила дела №№ 04-01/06-2017, 04-01/07-2017 в одно производство по признакам нарушения АО «АтомЭнергоСбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Смоленского УФАС России от 10.11.2017 № 120 была создана Комиссия по рассмотрению объединённого дела № 04-01/06-2017 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 16.11.2017 № 3654/04 объединённое дело № 04-01/06-2017 было назначено к рассмотрению.

 

Рассмотрев имеющиеся в делах № 04-01/06-2017 и № 04-01/07-2017 материалы, выслушав доводы представителей Ответчика, комиссия по рассмотрению  объединённого дела установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) в географических границах Смоленской области в 2016 и 2017 годах установлены признаки наличия доминирующего положения АО «АтомЭнергоСбыт» (л.д. 89-98).

Частью 7 статьи 18 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Правилами № 442 установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.

В силу абзаца 2 подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 (в редакции от 11.05.2017, действующей на момент рассматриваемых обстоятельств) неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Порядок оплаты потребителями (покупателями) электрической энергии установлен пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), в соответствии с которым покупатель обязан оплачивать электроэнергию в следующие сроки:

- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма заcчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Данный порядок предусмотрен в случаях, если более поздние сроки не установлены соглашением с гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 6.2 Договора 1 и 2 порядок расчётов между Заявителями и Ответчиком установлен в соответствии с данным пунктом Основных положений.

Таким образом, сторонами договоров установлены сроки платежа за электрическую энергию, поставляемую Ответчиком. Данные сроки предусматривают два промежуточных платежа до 10 и до 25 числа расчётного месяца, то есть месяца, в котором осуществляется поставка, и окончательный платеж до 18 числа месяца, следующего за расчётным.

Как следует из материалов дела, Ответчиком выставлены счета на оплату электрической энергии:

- Заявителю 1 счета от 01.06.2017 № 6730100516-06/30-2017 на оплату 30 процентов стоимости электрической энергии в июне 2017 года в размере 1 924 474, 85 рублей и № 6730100516-06/40-2017 на оплату 40 процентов стоимости электрической энергии в июне 2017 года в размере 2 315 737, 45 рублей;

-  Заявителю 2 счета от 01.06.2017 № 6730100512-06/30-2017 на оплату 30 процентов стоимости электрической энергии в июне 2017 года в размере 1 743 130, 00 рублей и № 6730100512-06/40-2017 на оплату 40 процентов стоимости электрической энергии в июне 2017 года в размере 2 270 496, 63 рублей.

30.06.2017 (платёжное поручение от 29.06.2017 № 5007) Заявитель 1 и 07.07.2017 (платёжное поручение от 07.07.2017 № 131) Заявитель 2 в счет оплаты по вышеуказанным счетам на счёт Ответчика перевели денежные средства в размере 50 000, 00 рублей, каждый.

Из сопоставления размера внесенных Заявителями в качестве оплаты электрической энергии денежных средств с размерами платежей, которые им выставил Ответчик, следует, что данные внесенные денежные средства не могут являться полной оплатой ни 30, ни 40 процентов стоимости электрической энергии в июне 2017 года.

Таким образом, Заявитель 1 и 2 в установленные Договором 1 и 2 сроки внесения платежей (до 10 и до 25 числа расчётного месяца – июнь 2017) не исполнили обязательства по оплате электрической энергии,  что  привело к образованию у них задолженности перед Ответчиком.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил № 442 установлено, что ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных, в том числе в абзаце 2 подпункта «б» пункта 2 данных правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

В силу пункта 15 Правил № 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце 2 подпункта «б» пункта 2 данных правил, осуществляется в следующем порядке:

- обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

- в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 данных правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется.

Комиссией установлено, что Ответчик письмами от 29.06.2017 № 67-3/2524 и 29.06.2017 № 67-3/2526 уведомил Заявителя 1 и 2, соответственно, о планируемом введении ограничения режима потребления. Данные уведомления соответствуют требованиям Правил № 442.

Также было установлено, что в связи с оплатой Заявителями 1 и 2 полной задолженности за потребленную электрическую энергию в июне 2017 года ограничение режима потребления электрической энергии для данных потребителей Ответчиком не вводилось.

 Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия Ответчика по направлению в адрес Заявителей 1 и 2 письменных уведомлений о планируемом введении ограничения режима потребления при установленных комиссией обстоятельствах не нарушают интересы последних.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частями 1-2 статьи 48, частями 1-2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА: 

 

 

  1. Признать в действиях АО «АтомЭнергоСбыт» по инициированию введения ограничения режима потребления электрической энергии путём направления уведомления о таком введении в адрес ООО «Комплексные технологические системы» и ООО «Рославльские тормозное системы» с нарушением требований Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 
  2. Прекратить рассмотрение объединённого дела № 04-01/06-2017, возбужденное в отношении АО «АтомЭнергоСбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях АО «АтомЭнергоСбыт».

 

  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны