Решение б/н Решение по делу № 04-01/09-2014 в отношении «Смоленскрегионт... от 5 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 2 декабря 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 5 декабря  2014 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

в присутствии лица, участвующего в деле – ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» (далее также Ответчик, Общество) <…> <…>

и в отсутствии <…>  (далее – Заявитель), которая извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №04-01/09-2014, сведений о причине неявки на рассмотрение дела и ходатайство о рассмотрении дела без её участия в адрес Смоленского УФАС России не поступало,

рассмотрев дело № 04-01/09-2014 по признакам нарушения ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» (214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 77-А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступила жалоба <…> , касающаяся проверки обоснованности отказа Обществом введения в эксплуатацию вновь установленного индивидуального прибора учёта горячей воды по адресу: г. Вязьма, ул. Молодёжная, д.15, кв.11 (далее – ИПУ).

Из заявления и представленных материалов следует, что 27.06.2014 Заявитель обратился в Общество с просьбой ввести в эксплуатацию ИПУ, установленный в вышеуказанном жилом помещении.

Общество письмом от 08.07.2014 б/н сообщило Заявителю о том, что заявка не отвечает требованиям, установленным пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Заявитель 09.07.2014 обратился к Обществу с новой заявкой, оформленной в соответствии с пунктом 81 Правил № 354. Заявитель сообщил Обществу, что ИПУ был установлен своими силами 26.06.2014, указал показания счётчика на момент его установки, и предложил ввести его в эксплуатацию 10.07.2014 в 11 час. 00 мин.

Ответ на вышеуказанную заявку Общество предоставило несвоевременно, только 06.10.2014.

Письмом от 06.10.2014 № 217-ОС Общество отказало Заявителю во вводе в эксплуатацию ИПУ, сообщив, что повторное заявление также не соответствует пункту 81 Правил №354, так как в заявке отсутствовали сведения о монтажной организации, осуществившей монтаж прибора учёта. Учитывая данные обстоятельства, Общество сообщило Заявителю, что показания ИПУ не будут учитываться при определении объёма потребления.

Заявитель считает вышеуказанные действия Общества незаконными, просит Смоленское УФАС России обязать Общество ввести в эксплуатацию ИПУ производить расчет размера платы за горячее водоснабжение с учётом его показаний.

25.11.2014 на заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/09-2014 представители Ответчика признали факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства и сообщили, что ИПУ горячей воды, установленный в жилом помещении Заявителя, введён Обществом в эксплуатацию 13.11.2014 года, о чём составлен Акт первичного ввода прибора учёта ГВС в эксплуатацию. Учитывая норму пункта 81(2) Правил №354, Общество намерено произвести Заявителю перерасчёт размера платы за горячее водоснабжение с учётом показаний ИПУ с 09.07.2014, то есть со дня поступления второй заявки Заявителя, отвечающей требованиям пункта 81 Правил №354. Указанный перерасчёт будет отражён в квитанции за ноябрь 2014 года.

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению деле №04-01/09-2014 объявила перерыв в заседании комиссии, рассмотрение дела было продолжено 02.12.2014.

02.12.2014 на заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению деле №04-01/09-2014 представители Ответчика сообщили, что Общество устранило нарушение антимонопольного законодательства, Заявителю произведён перерасчёт размера платы за горячее водоснабжение с учётом показаний ИПУ с июля по октябрь 2014 года. Представители Ответчика представили в материалы дела копию квитанции за ноябрь 2014 года, подтверждающей перерасчёт размера платы за горячее водоснабжение.

 

Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Приказом Смоленского УФАС России от 11.08.2009 № 118 Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на товарном рынке, по ОКВЭД 40.30.2 «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)» в географических границах Вяземского района Смоленской области с долей более 50%.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Предоставление коммунальных услуг в жилые дома в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2 и 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее – ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Правила №354.

Пунктом 1 Правил №354 установлено, что данные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

27.06.2014 Заявитель обратился в Общество с просьбой ввести в эксплуатацию ИПУ горячей воды, установленный по адресу: г.Вязьма, ул.Молодёжная, д.15, кв.11, посредством которого должен рассчитываться объём потреблённой горячей воды, и из которого должна формироваться цена по горячему водоснабжению (заявление поступило в Общество и зарегистрировано за №2383 от 02.07.2014).

Письмом от 08.07.2014 б/н Общество сообщило Заявителю о том, что заявка не соответствует требованиям, установленным пунктом 81 Правил №354.

Заявитель 09.07.2014 обратился к Обществу с новой заявкой, в которой указал всю информацию, установленную пунктом 81 Правил № 354 (заявка зарегистрирована в Обществе за №2523 от 09.07.2014). В заявке также было указано, что прибор учёта установлен своими силами 26.06.2014, показание прибора учёта на момент установки – 0,058 куб.м, и предложено ввести его в эксплуатацию 10.07.2014 в 11 час. 00 мин. (л.д. 6)

В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии с пунктом 81(1) Правил №354 исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

В соответствии с пунктом 81(2) Правил № 354 в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

Таким образом, в соответствии с пунктом 81(2) Правил №354 ИПУ считается введенным в эксплуатацию с 09.07.2014, и с этой даты его показания должны были учитываться при определении объёма потребления горячего водоснабжения, что Обществом сделано не было.

Письмом от 06.10.2014 № 217-ОС Общество отказало Заявителю во вводе в эксплуатацию ИПУ, указав, что повторное заявление также не соответствует пункту 81 Правил №354 – в заявке отсутствуют сведения о монтажной организации, осуществившей монтаж прибора учёта. Учитывая данные обстоятельства, Общество сообщило Заявителю, что показания ИПУ не будут учитываться при определении объёма потребления (л.д. 12).

Общество письмом от 21.10.2014 № 2316 сообщило Смоленскому УФАС России, что отказ на проведение работ по вводу ИПУ в эксплуатацию мотивирован тем, что заявка не содержала сведений об организации, осуществившей монтаж ИПУ, то есть заявка не соответствовала требованиям пункта 81 Правил №354.

Вместе с тем, как было указано выше, заявка от 09.07.2014 содержала сведения о том, что монтаж ИПУ был осуществлён собственными силами.

Следует отметить, что действующим законодательством не установлено обязательных требований к монтажу ИПУ какими-либо организациями (данный вид работ не подлежит лицензированию), а Правила № 354, как и в целом жилищное законодательство, не раскрывает понятие организации, осуществляющей монтаж приборов учёта. Таким образом, монтаж ИПУ может осуществить любое лицо, обладающее навыками таких работ, в том числе и физическое лицо. Основные определяющие факторы для введения ИПУ в эксплуатацию перечислены в пункте 81(4), которые могут быть выявлены только в ходе непосредственной его проверки при визуальном осмотре, а не дистанционно.

В соответствии с пунктом 81(5) Правил № 354 несоответствие прибора учёта положениям, предусмотренным пунктом 81(4) данных Правил, выявленное в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учёта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 81(4) Правил № 354 в ходе ввода прибора учёта в эксплуатацию проверке подлежит:

а) соответствие заводского номера на приборе учёта номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учёта технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учёта;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учёта);

г) работоспособность прибора учёта.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения №2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно:

,

где:

- объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении;

- тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, из платёжных документов, предъявленных Обществом Заявителю по горячему водоснабжению за август и сентябрь 2014 года, следует, что цена формируется исходя из норматива потребления по формуле 4 приложения № 2 к данным Правилам, а именно:

,

где:

- количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

- норматив потребления j-й коммунальной услуги;

- тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Общество нарушило в расчётах с Заявителем установленный Правилами №354 порядок определения размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, и с 09.07.2014 не применяло в расчётах с Заявителем пункт 42 Правил № 354, что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

При рассмотрении настоящего дела Общество в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства, произвело Заявителю с июля по октябрь 2014 года перерасчёт размера платы за горячее водоснабжение с учётом показаний ИПУ. В качестве документального подтверждения Общество представило в материалы дела справку-расчёт по горячему водоснабжению с июля по октябрь 2014 года (л.д. 26) и копию квитанции на оплату услуг горячего водоснабжения, предъявленной Обществом к оплате Заявителю в ноябре 2014 года (л.д. 25).

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» по расчёту <...>, проживающей по адресу: Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Молодёжная, д. 15, кв. 11, размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с 09.07.2014 без учёта показаний индивидуального прибора учёта злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №04-01/09-2014 прекратить в связи с добровольным устранением ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» нарушения антимонопольного законодательства, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны