Решение б/н Решение по делу №04-01/11-2014 в отношении ООО "Газтехмонтаж... от 11 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело №04-01/11-2014

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2015 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

представителя Заявителей (<…>),(<…>),(<…> )(доверенности от 15.10.2014 и от 14.10.2014, паспорт(<…>));

представителя Ответчика (ООО «Газтехмонтаж») (<…>) (доверенность от 21.10.2014, паспорт<…>),

и в отсутствии Заявителя <…>

рассмотрев дело №04-01/11-2014 по признакам нарушения ООО «Газтехмонтаж» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило коллективное заявление от <…>, <…>, <…> (далее – Заявители), касающееся необоснованного отказа ООО «Газтехмонтаж» (далее – Общество) в выдаче Заявителям технических условий на подключение объектов капитального строительства, расположенных по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение, д. Рай, ул. Специалистов, к действующей сети газоснабжения, эксплуатируемой Обществом.

Из заявления и предоставленных материалов следует, что Заявители обратились в адрес Общества с запросами от 14.05.2014, от 29.05.2014 и от 14.05.2014, соответственно, о предоставлении технических условий на подключение к сети газораспределения принадлежащих им жилых домов по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение, д. Рай, ул. Специалистов.

Общество письмами б/н от 20.05.2014, от 17.06.2014 №61, б/н от 20.05.2014 сообщило Заявителям о невозможности оформления технических условий по причине отсутствия уличных газопроводов у границ земельных участков Заявителей. Общество указало Заявителям, что необходимо решать вопрос проектирования уличных газопроводов.

Письмами от 09.09.2014 №83 и от 09.09. 2014 №83/1 Общество сообщило Смоленскому УФАС России о тех же основаниях в обоснование отказа в выдаче Заявителям технических условий. Общество указало, что не располагает информацией о наличии либо отсутствии резерва пропускной способности действующей сети уличных газопроводов низкого давления в деревне Рай Смоленского района Смоленской области.

Письмом от 01.10.2014 №564 Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области сообщила Смоленскому УФАС России, что Общество является организацией, осуществляющей эксплуатацию действующего газопровода в деревне Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Указанный газопровод был построен для газификации деревень Станички и Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по Целевой программе «Развитие села до 2010 года», утверждённой решением Смоленской районной Думой от 26.07.2007 №97.

В связи с обнаружением в действиях ООО «Газтехмонтаж» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, в части необоснованного отказа в выдаче Заявителям технических условий на подключение объектов капительного строительства, расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Пригорское сельское поселение д. Рай, ул. Специалистов к действующей сети уличных газопроводов, на основании части 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Обществу было выдано предупреждение от 07.10.2014 №3824/04 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В частности Обществу надлежало в четырнадцатидневный срок со дня получения вышеуказанного предупреждения выдать Заявителям технические условия на подключение, принадлежащих Заявителям, объектов капительного строительства, расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Пригорское сельское поселение д. Рай, ул. Специалистов к действующей сети уличных газопроводов.

Письмом (вх. №3057/04 от 21.10.2014) Общество сообщило Смоленскому УФАС России о невозможности исполнения предупреждения от 07.10.2014 №3824/04, в связи с тем, что Общество не владеет сетью газораспределения и не имеет на неё никаких иных прав, то есть не является газораспределительной организацией. В сложившейся ситуации Заявителям необходимо обращать в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.

В связи с невыполнением в установленный срок предупреждения Смоленского УФАС России на основании пункта 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Общества было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/11-2014 представитель Заявителей сообщил, что Общество выдало

<…> и <…> технические условия на подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

Представитель Ответчика признал факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства и сообщил, что в настоящее время Общество устранило нарушение антимонопольного законодательства и направило всем Заявителям по делу технические условия на подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к действующей сети уличных газопроводов.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 48 ГрК РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 №317, газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – Правила №1314), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (пункт 1 Правил №1314).

Заявители обратились в адрес ООО «Газтехмонтаж» с запросами б/н от 14.05.2014, б/н от 29.05.2014 и б/н от 14.05.2014 соответственно о выдаче технических условий на газификацию принадлежащих им частных домов по адресу: Смоленский район, Пригорское сельское поселение, д. Рай ул. Специалистов.

ООО «Газтехмонтаж» письмами б/н от 20.05.2014, от 17.06.2014 №61, б/н от 20.05.2014 сообщило Заявителям о невозможности оформления технических условий по причине отсутствия уличных газопроводов у границ участков, принадлежащих Заявителям. Общество указало, что необходимо решать вопрос проектирования уличных газопроводов (л.д. 1, 4, 7).

Письмами от 23.07.2014 №67, от 09.09.2014 №83 и от 09.09.2014 №83/1 Общество сообщило Смоленскому УФАС России о тех же основаниях в обоснование своего отказа в выдаче Заявителям технических условий. Общество также сообщило, что не располагает информацией о местах врезок в действующий газопровод низкого давления, проходящий в районе ул. Специалистов в д. Рай Смоленского района Смоленской области, об общих нагрузках, а также о протяжённости и диаметре данного газопровода.

Следует отметить, что действующее законодательство не предполагает отказа эксплуатирующей газовую сеть организацией в выдаче технических условий, в связи с отсутствием у границ земельного участка Заявителя, газопровода.

Письмом от 06.10.2014 №99 Общество сообщило Смоленскому УФАС России, что последние технические условия на подключение к действующей сети уличных газопроводов, проходящих в районе ул. Специалистов, ул. Лесная в д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области были выданы 15.06.2012, и представило Смоленскому УФАС России копию технических условий от 15.06.2012 №63, выданных потребителю (л.д. 25), согласно которым врезка объекта капитального строительства заказчика будет производиться в газопровод низкого давления Д-63 мм, проложенный в д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Таким образом, Общество вступало в правоотношения с иными потребителями д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в качестве хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего газовые сети, и доводы Общества об обоснованности отказа в выдаче технических условий по причине отсутствия у границ земельных участков Заявителей уличного газопровода являются несостоятельными.

Письмами от 01.10.2014 №564, от 11.12.2014 №728 Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и письмом от 21.10.2014 № 12723 Администрация Смоленского района Смоленской области сообщили Смоленскому УФАС России, что согласно контракту на строительство от 14.05.2007 №25 Общество выступило подрядчиком строительства объекта газоснабжения д. Станички, д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, заказчиком строительства данного объекта являлось муниципальное образование «Смоленский район» Смоленской области в лице Главы Пигалева А.А. Согласно пункту 8.2 вышеуказанного контракта газопровод в деревне Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области находится на гарантийном обслуживании и эксплуатации Общества. Указанный газопровод был построен для газификации деревень Станички и Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по Целевой программе «Развитие села до 2010 года», утверждённой решением Смоленской районной Думой от 26.07.2007 №97. Общество выдает технические условия на подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения.

Таким образом, Общество фактически является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

В соответствии с пунктом 14 Правил №1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Согласно пункту 25 Правил №1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

Общество не представило Комиссии доказательств, свидетельствующих об отсутствии технологической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителей к существующему газопроводу, эксплуатацию которого осуществляет Общество, в том числе и по основаниям, указанным в пункте 25 Правил №1314.

Таким образом, отказы Общества б/н от 20.05.2014, от 17.06.2014 №61, б/н от 20.05.2014 в выдаче Заявителям технических условий по причине отсутствия у границ их участков уличных газопроводов являются неправомерными.

Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения статьи 539 – 547 ГК РФ.

Выдача технических условий, как и технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности и является нераздельной частью рынка услуг по транспортировке газа по трубопроводам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» рынок услуг по транспортировке газа по трубопроводам, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5).

Учитывая вышеизложенное, Общество злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно отказало в выдаче Заявителям технических условий на подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к существующему газопроводу, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

При рассмотрении настоящего дела Общество в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства, выдало Заявителям технические условия для подключения принадлежащих им индивидуальных жилых домов по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение д. Рай, ул. Специалистов к существующей сети газораспределения эксплуатируемой обществом, представив в материалы дела доказательства (л.д. 62-67, 71-72).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать отказы ООО «Газтехмонтаж» (письма б/н от 20.05.2014, от 17.06.2014 №61 и б/н от 20.05.2014) в выдаче <…>, <…>, <…> технических условий для подключения к действующей сети газораспределения, эксплуатируемой обществом, объектов капитального строительства, расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Пригорское сельское поселение, д. Рай, ул. Специалистов, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением ООО «Газтехмонтаж» нарушения антимонопольного законодательства, предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ООО «Газтехмонтаж» не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

<…>

 

Члены комиссии:

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны