Решение б/н Решение по делу № 04-01/12-2014 в отношении ООО «Газтехмонта... от 12 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело №04-01/12-2014

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2015 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

в присутствии представителя Ответчика (ООО «Газтехмонтаж») <…> (доверенность от 21.10.2014, паспорт),

и в отсутствии Заявителя <…>, который на заседание Комиссии Смоленского УФАС России не прибыл, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №04-01/12-2014,

рассмотрев дело №04-01/11-2014 по признакам нарушения ООО «Газтехмонтаж» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило заявление <…> (далее – Заявитель), касающееся необоснованного отказа ООО «Газтехмонтаж» (далее – Общество) в выдаче Заявителю технических условий на подключение объекта капитального строительства (жилого дома <…>) по ул. <…> д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области к действующей сети газораспределения, эксплуатируемой Обществом.

Из заявления и предоставленных материалов следует, что Заявитель обратился в адрес Общества с запросом от 13.12.2013 о предоставлении технических условий на подключение к сети газораспределения принадлежащего ему вышеуказанного жилого дома.

Общество письмом от 14.12.2013 №108 сообщило Заявителю о невозможности оформления технических условий по причине отсутствия уличных газопроводов у границ земельного участка Заявителя. Общество указало Заявителю, что необходимо решать вопрос проектирования уличных газопроводов.

Письмами от 06.08.2014 №72, от 09.09.2014 №82 и от 09.09.2014 №82/1 Общество сообщило Смоленскому УФАС России о тех же основаниях в обоснование отказа в выдаче Заявителю технических условий. Общество указало, что не располагает информацией о наличии либо отсутствии резерва пропускной способности действующей сети уличных газопроводов низкого давления в деревне Рай Смоленского района Смоленской области.

Письмом от 01.10.2014 №564 Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и письмом от 21.10.2014 №12723 Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области сообщили Смоленскому УФАС России, что согласно контракту на строительство от 14.05.2007 №25 подрядчиком строительства объекта газоснабжения д. Станички, Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области выступило Общество, заказчиком строительства данного объекта являлось муниципальное образование «Смоленский район» Смоленской области в лице Главы Пигалева А.А. Согласно п. 8.2 контракта данный газопровод находится на гарантийном обслуживании и эксплуатации Общества. Указанный газопровод был построен для газификации деревень Станички и Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по Целевой программе «Развитие села до 2010 года», утверждённой решением Смоленской районной Думой от 26.07.2007 №97.

В связи с наличием в действиях ООО «Газтехмонтаж» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в части необоснованного отказа Заявителю в выдаче технических условий на подключение дома <…> по ул. <…> д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области к газораспределительной сети, на основании части 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Обществу было выдано предупреждение от 24.10.2014 №4141/04 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В частности Обществу надлежало в четырнадцатидневный срок со дня получения вышеуказанного предупреждения выдать Заявителю технические условия на подключение дома <...> по ул. <…> д. Рай  Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области к газораспределительной сети.

Письмом б/н от 05.11.2014 Общество сообщило Смоленскому УФАС России о невозможности исполнения предупреждения от 24.10.2014 №4141/04, в связи с тем, что Общество не является газораспределительной организацией. В сложившейся ситуации Заявителю необходимо обращаться в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.

В связи с невыполнением в установленный срок предупреждения Смоленского УФАС России на основании пункта 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Общества было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/12-2014 представитель Ответчика признал факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства и сообщил, что Общество устранило нарушение антимонопольного законодательства и выдало Заявителю технические условия на подключение принадлежащего ему объекта капитального строительства к действующей сети уличных газопроводов.

Заслушав представителя Ответчика, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 48 ГрК РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 №317, газораспределительная организация – это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, в редакции, действовавший в спорный период, физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании ранее построенным, но не подключенным к сетям инженерно-технического обеспечения объектом капитального строительства, требующим подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (увеличения потребляемой нагрузки), в том числе связанного с изменением параметров этих сетей, или осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) такого объекта (далее - заказчик), для подключения этих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с заявлением о подключении указанных объектов в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую заказчику в порядке, предусмотренном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства от 13.02.2006 №83 (далее – Правила №83), организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения, указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса, определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Заявитель обратился в адрес Общества с запросом от 13.12.2013 о предоставлении технических условий на подключение к сети газораспределения принадлежащего ему жилого дома <...>, расположенного по адресу: Смоленский район, Пригорское сельское поселение, д. Рай, ул. <...>, с приложением пакета документов, необходимых для получения технических условий.

Общество письмом от 14.12.2013 №108 сообщило Заявителю о невозможности оформления технических условий по причине отсутствия уличных газопроводов у границ земельного участка Заявителя. Общество указало Заявителю, что необходимо решать вопрос проектирования уличных газопроводов.

В соответствии с пунктом 13 Правил №83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:

при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, отказ в выдаче Заявителю технических условий Обществом мог быть мотивирован только отсутствием на момент запроса (13.12.2013) указанных резервов. Отказ Общества от 14.12.2013 №108 не был мотивирован отсутствием таких резервов.

С 01.03.2014 действуют новые Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 (далее – Правила №1314).

Правила №1314 определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (пункт 1 Правил №1314).

В соответствии с пунктом 14 Правил №1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Согласно пункту 25 Правил №1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

Письмами от 06.08.2014 №72, от 09.09.2014 №82 и от 09.09.2014 №82/1 Общество сообщило Смоленскому УФАС России о тех же основаниях в обоснование отказа в выдаче Заявителю технических условий. Общество указало, что не располагает информацией о наличии либо отсутствии резерва пропускной способности действующей сети уличных газопроводов низкого давления в деревне Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. В сложившейся ситуации Заявителю необходимо обращать в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.

Следует отметить, что действующее законодательство не предполагает отказа эксплуатирующей газовую сеть организацией в выдаче технических условий, в связи с отсутствием у границ земельного участка Заявителя, газопровода.

Письмом от 06.10.2014 №100 Общество сообщило Смоленскому УФАС России, что последние технические условия на подключение к действующей сети уличных газопроводов, проходящих в районе ул. <...>  в д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области были выданы 26.03.2012, и представило Смоленскому УФАС России копию технических условий от 26.03.2012 №19, выданных потребителю (л.д. 21), согласно которым врезка объекта капитального строительства заказчика будет производиться в газопровод низкого давления Д-63 мм, проложенный по ул. Васильковая в д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Таким образом, Общество вступало в правоотношения с иными потребителями д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в качестве хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего газовые сети, и доводы Общества об обоснованности отказа в выдаче технических условий по причине отсутствия у границ земельных участков Заявителей уличного газопровода являются несостоятельными.

Письмами от 01.10.2014 №564, от 11.12.2014 №728 Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и письмом от 21.10.2014 № 12723 Администрация Смоленского района Смоленской области сообщили Смоленскому УФАС России, что согласно контракту на строительство от 14.05.2007 №25 Общество выступило подрядчиком строительства объекта газоснабжения д. Станички, д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, заказчиком строительства данного объекта являлось муниципальное образование «Смоленский район» Смоленской области в лице Главы Пигалева А.А. Согласно пункту 8.2 вышеуказанного контракта газопровод в деревне Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области находится на гарантийном обслуживании и эксплуатации Общества. Указанный газопровод был построен для газификации деревень Станички и Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по Целевой программе «Развитие села до 2010 года», утверждённой решением Смоленской районной Думой от 26.07.2007 №97. Общество выдает технические условия на подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения.

Таким образом, Общество фактически является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Общество не представило Комиссии какие-либо доказательства, свидетельствующие об отсутствии технологической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителей к существующему газопроводу, эксплуатацию которого осуществляет Общество, в том числе и по основаниям, указанным в пункте 25 Правил №1314.

Таким образом, отказ Общества от 14.12.2013 №108 в выдаче Заявителю технических условий по причине отсутствия у границ его участка уличных газопроводов является неправомерным.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» рынок услуг по транспортировке газа по трубопроводам, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5).

Учитывая вышеизложенное, Общество злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно отказало в выдаче Заявителям технических условий на подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к существующему газопроводу, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

При рассмотрении настоящего дела Общество в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства, выдало Заявителю технические условия для подключения принадлежащего ему индивидуального жилого дома <...>  по ул. <...>  д. Рай Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области к существующей сети газораспределения, представив в материалы дела доказательства (л.д. 50-51).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать отказ ООО «Газтехмонтаж» (письмо от 14.12.2013 №108) в выдаче <...> технических условий на подключение к действующей сети газораспределения, эксплуатируемой обществом, объекта капитального строительства (дома <...>), расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение, д. Рай, ул. <...>, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением ООО «Газтехмонтаж» нарушения антимонопольного законодательства, предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ООО «Газтехмонтаж» не выдавать.

 

Председатель Комиссии:

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны