Решение б/н Решение по делу № 04-01/12-2015 о нарушении антимонопольного... от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело №04-01/12-2015

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2015 года.

В полном объёме решение изготовлено 15 января 2016 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

в присутствии представителей Ответчика (МУП «Родник») <…>(распоряжение, паспорт <...> <…>(доверенность, паспорт),

рассмотрев дело №04-01/12-2015 по признакам нарушения МУП «Родник» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В период с 01.09.2015 по 21.09.2015 Инспекцией Смоленского УФАС России была проведена плановая выездная проверка деятельности МУП «Родник» (г. Демидов) на предмет соответствия деятельности предприятия требованиям антимонопольного законодательства.

При анализе представленных МУП «Родник» документов Инспекцией было установлено, что предприятие в 2013-2015 гг. взимало с правообладателей земельных участков плату за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения на основании «Калькуляции стоимости работ по врезке в существующую водопроводную сеть», утверждённой начальником МУП «Родник», а не по тарифам, установленным Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Согласно вышеуказанной калькуляции стоимость работ по врезке в существующую водопроводную сеть (без учёта стоимости материалов) в 2013-2015 гг. составляла 1450 руб. 82 коп.

МУП «Родник» в нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства от 29.07.2013 № 644, МУП «Родник» не выдавало правообладателям земельных участков технические условия и не заключало в письменной форме с ними договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.

На заседаниях Комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/12-2015, состоявшихся 20.11.2015, 10.12.2015 и 24.12.2015, представители Ответчика признали факт нарушения МУП «Родник» антимонопольного законодательства и сообщили, что предприятие планирует обратиться в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике за установлением тарифа на услуги по технологическому присоединению объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения.

Сообщили, что после 21.09.2015 МУП «Родник» не взимало с правообладателей земельных участков плату за технологическое присоединение на основании калькуляции стоимость работ по врезке в существующую водопроводную сеть. Технологическое присоединение объектов капитального строительства к централизованным сетям холодного водоснабжения с указанного времени также не осуществлялось.

Указанные обстоятельства подтверждены документами, которые представители ответчика представили в материалы дела.

Определением от 20.11.2015 № 3503/04 к рассмотрению дела в качестве эксперта был привлечён Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Указанным определением Департаменту было поручено проанализировать локально сметный расчёт и ответить на вопрос, какие виды работ, перечисленных в локальном сметном расчёте (копия прилагалась к вышеуказанному определению), должны быть включены Департаментом в тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Письмом от 09.12.2015 №3289/8 Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике сообщил Смоленскому УФАС России, что при расчете ставки тарифа на протяженность водопроводной сети МУП «Родник» необходимо учитывать все виды работ из представленного локального сметного расчета с учетом корректировки объемов работ и затрат. В представленном сметном расчете учтены объемы работ до фасада здания и внутри здания.

В связи с отсутствием договора о технологическом присоединении к централизованной системе холодного водоснабжения и технических условий на подключение к системе водоснабжения, не представляется возможным оценить какие именно виды работ, перечисленные в локально-сметном расчёте, были бы включены в состав платы за технологическое присоединение.

 

10.12.2015 на заседании комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/12-2015 представитель Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике сообщил, что МУП «Родник» неправомерно взимало с правообладателей земельных участков плату за технологическое присоединение на основании калькуляции стоимости работ по врезке в существующую водопроводную сеть, утверждённой начальником предприятия.

В соответствии с нормами действующего законодательства МУП «Родник» обязано установить тариф за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным сетям холодного водоснабжения.

 

Заслушав представителей Ответчика, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Приказом Смоленского УФАС России от 14.05.2013 №57/67 МУП «Родник» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по виду деятельности – распределение воды, сбор, очистка и распределение воды в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности систем водоснабжения административных границ муниципального образования Демидовское городское поселение Демидовского района Смоленской области, с долее более чем 65%.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности и является нераздельной частью рынка услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

Согласно части 2 и части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и регулированию подлежит, в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.2 статьи 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» право на утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждение правил регулирования тарифов в указанных сферах принадлежит Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены, в том числе «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения».

Согласно пункту 1 «Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения.

Пунктами 81, 82 и 83 «Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов, расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налог на прибыль.

В нарушение вышеуказанных норм МУП «Родник» в 2013-2015 гг. самостоятельно установило плату за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения.

Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что МУП «Родник» в 2013-2015 гг. взимало с правообладателей земельных участков плату за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения на основании «Калькуляции стоимости работ по врезке в существующую водопроводную сеть», утверждённой начальником МУП «Родник» 01.07.2013, позднее – 01.07.2015.

Согласно вышеуказанной калькуляции стоимость работ по врезке в существующую водопроводную сеть (без учёта стоимости материалов) в 2013-2015 гг. составляла 1450 руб. 82 коп (л.д. 19-20).

Плата за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения на основании вышеуказанной калькуляции взималась МУП «Родник» только с тех правообладателей земельных участков, которые самостоятельно производили работы по строительству водопроводной сети – от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных сетей к объектам централизованной системы холодного водоснабжения.

Всего в 2013-2015 гг. на основании вышеуказанной калькуляции МУП «Родник» осуществило 49 подключений объектов капитального строительства к централизованной сети холодного водоснабжения.

Общая сумма денежных средств, полученная МУП «Родник» в 2013-2015 гг. за технологическое присоединение от правообладателей земельных участков, составляет 71090, 18 руб. (л. д. 56).

С указанной суммы МУП «Родник» был уплачен налог на прибыль в размере 6% (предприятие находится на упрощенной системе налогообложения).

Таким образом, сумма денежных средств, полученная МУП «Родник» в 2013-2015 гг. вследствие нарушения антимонопольного законодательства составляет 66824, 77 руб.

Комиссией Смоленского УФАС России также установлено, что в случае, когда МУП «Родник» осуществляло строительство водопроводной сети (от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных сетей к объектам централизованной системы холодного водоснабжения), плата за технологическое присоединение к централизованной сети холодного водоснабжения для таких правообладателей земельных участков включалась в локальный сметный расчёт, который рассчитывался МУП «Родник» на основании территориальных сметных нормативов (л.д. 3-4, 6-7, 10-11, 15-16).

Определением от 20.11.2015 № 3503/04 к рассмотрению дела в качестве эксперта был привлечён Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее – Департамент).

Указанным определением Департаменту было поручено проанализировать локально сметный расчёт и ответить на вопрос, какие виды работ, перечисленных в локальном сметном расчёте (копия прилагалась к вышеуказанному определению), должны быть включены Департаментом в тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Письмом от 09.12.2015 №3289/8 Департамент сообщил Смоленскому УФАС России, что согласно пункту 116 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания), утвержденных приказом Федеральной службы но тарифам от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) по следующей формуле:

 

,

где:

ПП - плата за подключение объекта абонента к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.;

 - ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной или канализационной сети, тыс. руб./куб. м в сут.;

М - подключаемая нагрузка (мощность) объекта абонента, определяемая исходя из диаметра подключаемой водопроводной или канализационной сети, куб. м/сут.;

 - ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети диаметром d, тыс. руб./км;

L - протяженность водопроводной или канализационной сети от точки подключения объекта заявителя до точки подключения создаваемых организацией водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, км.

В соответствии с пунктом 117 Методических указаний ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

 - расчетный объем расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб.;

 - расчетный объем подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, куб. м/сут.

Согласно пункту 118 Методических указаний ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога па прибыль.

В связи с отсутствием необходимости осуществления мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованной системы водоснабжения МУН «Родник» (в том числе мероприятий по реконструкции и (или) модернизации централизованной системы водоснабжения) инвестиционную программу и ставки тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной или канализационной сети утверждать не требуется.

При расчете ставки тарифа на протяженность водопроводной сети МУП «Родник» необходимо учитывать все виды работ из представленного локального сметного расчета с учетом корректировки объемов работ и затрат. В представленном сметном расчете учтены объемы работ до фасада здания и внутри здания.

В связи с отсутствием договора о технологическом присоединении к централизованной системе холодного водоснабжения и технических условий на подключение к системе водоснабжения оценить требуемые объемы работ от точки врезки в центральную водопроводную сеть до границы земельного участка не представляется возможным.

Таким образом, не представляется возможным посчитать суммы денежных средств, полученных МУП «Родник» за технологическое присоединение от правообладателей земельных участков, которым МУП «Родник» осуществляло строительство водопроводной сети (от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных сетей к объектам централизованной системы холодного водоснабжения).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП «Родник» по установлению и взиманию с правообладателей земельных участков платы за технологическое присоединение к централизованным сетям водоснабжения на основании  калькуляций стоимости работ по врезке в существующую водопроводную сеть, утверждаемых начальником МУП «Родник», а не по тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «Родник» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением, совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №04-01/12-2015

 

15 января 2016 г.

г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 15 января 2016 года делу №04-01/12-2015 о нарушении МУП «Родник» (216240, Смоленская область, г. Демидов, ул. Коммунистическая, д. 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МУП «Родник» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившееся в установлении и взимании с правообладателей земельных участков платы за технологическое присоединение к централизованным сетям водоснабжения на основании «Калькуляции стоимости работ по врезке в существующую водопроводную сеть», утверждённой начальником МУП «Родник», а именно:

- отменить «Калькуляцию стоимости работ по врезке в существующую водопроводную сеть, утверждённую 01.07.2015 начальником МУП «Родник», в течение 5 дней со дня получения настоящего предписания;

- перечислить в федеральный бюджет доход в размере 66824 руб. (шестьдесят шесть тысяч восемьсот двадцать четыре рубля), полученный МУП «Родник» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 01.05.2016.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.

 

Сумма денежных средств, полученная вследствие нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Смоленской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, л/с 04631485530), ИНН 6730031796, КПП 673001001. Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК Г.СМОЛЕНСК, БИК 046614001, р/счет 40101810200000010001, КБК 16111602010016000140, код по ОКТМО 66701000, УИН 0319829247011500000360585 (квитанция прилагается).

 

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны