Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-01/13-2015 о нарушении ан... от 1 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Смоленск

Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2015 года

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/13-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

при участии в заседании Комиссии:

- от Заявителя: <…>;

- от Ответчика: <…> (доверенность от 02.11.2015 № 347, паспорт <...> <…> (доверенность от 02.11.2015 № 353, паспорт),

 

рассмотрев дело № 04-01/13-2015 по признакам нарушения акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, строение 4) (далее – АО «АтомЭнергоСбыт», Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства <…> (далее – Заявитель, ИП КФХ <…>), направленное в адрес антимонопольного органа письмом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 25.06.2015 №1642/8, касающееся заключения (переоформления) договора энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств СХПК «Сапрыкино» (ООО «Сапрыкино»), расположенных по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, д. Сапрыкино-2, д. Воротышино (далее - Энергопринимающие устройства).

Из заявления и представленных по запросам Смоленского УФАС России документов следует, что Заявитель в связи с прекращением деятельности (ликвидации) СХПК «Сапрыкино» (с 22.01.2013) и ООО «Сапрыкино» (с 18.08.2014) на базе данных юридических лиц осуществляет сельскохозяйственную производственную деятельность.

Имущество СХПК «Сапрыкино» (ООО «Сапрыкино»), в том числе и энергопринимающие устройства, в 2012-2014 годах на основании договоров купли-продажи и приказа директора ООО «Сапрыкино» от 17.08.2014 № 8 были переданы во владение Заявителю (л.д. 78-90).

17.06.2014 между ОАО «АтомЭнергоСбыт» и СХПК «Сапрыкино» был заключен договор энергоснабжения от 01.04.2014 № 67211043 (далее – Договор энергоснабжения) в отношении Энергопринимающих устройств.

Заявитель указал, что внесение платы АО «АтомЭнергоСбыт» по Договору энергоснабжения до июня 2015 года осуществлял ИП КФХ <…> согласно выставляемым Ответчиком СХПК «Сапрыкино» платёжным документам. С июня 2015 года АО «АтомЭнергоСбыт» прекратило выставлять СХПК «Сапрыкино» платёжные документы на оплату электрической энергии и отказалось принимать плату от ИП КФХ <…> в счёт потреблённой электрической энергии Энергопринимающими устройствами до урегулирования договорных отношений.

23.03.2015 Заявителем в АО «АтомЭнергоСбыт» было подано заявление о заключении договора энергоснабжения в связи со сменой собственника Энергопринимающих устройств.

В ответ на заявление АО «АтомЭнергоСбыт» письмом от 23.03.2015 №ЦО/9/0623 сообщило ИП КФХ <…> о невозможности заключения договора энергоснабжения, так как ИП КФХ <…> приложил к заявлению неполный пакет документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения, и указало перечень недостающих документов, которые должен был предоставить ИП КФХ <…> для заключения данного договора.

Далее ИП КФХ <…> предоставил в адрес Ответчика, имеющиеся у него документы (сведения) для заключения договора энергоснабжения.

Ответчик письмом от 27.03.2015 № ЦО/9/0630 уведомил ИП КФХ <…> о необходимости предоставления для заключения договора энергоснабжения следующих недостающих документов:

- акты балансового присоединения и эксплуатационной ответственности сторон;

- акты технологического присоединения;

- характеристики токоприёмников;

- акты допуска прибора учёта и акты снятия показаний приборов учёта;

- документы, подтверждающие право собственности на объекты (строение, помещение, земельный участок и т.п.).

08.07.2015 Заявитель письмом сообщил Ответчику, что запрашиваемые документы предоставить не имеет возможности, так как филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» отказывается от составления и предоставления ему данных документов, мотивируя отказ отсутствием у ИП КФХ <…> правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, в которых расположено Энергопринимающее устройство.

По представленной АО «АтомЭнергоСбыт» в Смоленское УФАС России информации (письмо от 16.07.2015 № См-03/1-1328), Ответчик 13.07.2015 письмом № ЦО/4/192 самостоятельно запросило у филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» указанные недостающие документы. Однако данные документы от филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» не поступили, договор энергоснабжения между Ответчиком и ИП КФХ <…> не заключен.

Заявитель считает, что для заключения с Ответчиком договора энергоснабжения им были предоставлены все необходимые документы. В виду следующего Заявитель ходатайствует об оказании помощи в заключении договора энергоснабжения, так как отсутствие заключённого договора энергоснабжения может быть предлогом для Ответчика отключить Энергопринимающие устройства.   

Смоленское УФАС России, выявив в действиях АО «АтомЭнергоСбыт» наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, выдало обществу предупреждение от 25.09.2015 № 2870/04 о прекращении уклонения от заключения с ИП КФХ <…> договора энергоснабжения в отношении Энергопринимающих устройств.

АО «АтомЭнергоСбыт» предупреждение не выполнило, письмом от 12.10.2015 № См-05/1950 сообщило Смоленскому УФАС России, что исполнение данного предупреждения приведёт со стороны общества к нарушению законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.

В настоящее время в отношении Энергопринимающих устройств имеется действующий Договор энергоснабжения, который не расторгнут, заявление потребителя - СХПК «Сапрыкино» об изменении точек поставки электрической энергии по данному договору в адрес гарантирующего поставщика не поступало. Более того, на запрос АО «АтомЭнергоСбыт» в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» о предоставлении документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых ИП КФХ <…> подано заявление о заключении договора, сетевая организация представила копии актов технологического присоединения по точкам поставки Договора энергоснабжения с СХПК «Сапрыкино».

Документы, которые ИП КФХ <…> представил в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» для заключения договора энергоснабжения, не соответствуют требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), а именно, представленные Заявителем договоры купли-продажи имущества СХПК «Сапрыкино» оформлены не в соответствии с законодательством (на них отсутствует отметка о государственной регистрации).

На заседании Комиссии Смоленского УФАС России представители Ответчика сообщили и представили копии подтверждающих документов о том, что в адрес общества от ИП КФХ <…> поступило новое заявление о заключении договора энергоснабжения с 01.11.2015 и выданные ему филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» документы, подтверждающие технологическое присоединение части Энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям.

В связи с тем, что сроки рассмотрения заявления ИП КФХ <…>, предусмотренные Основными положениями, не истекли представители Ответчиков ходатайствовали о продлении рассмотрения Комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечении филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» к участию в рассмотрении данного дела, для выяснения обстоятельств выдачи филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» ИП КФХ <…> документов о технологическом присоединении Энергопринимающих устройств.

Представителями Ответчика на заседании Комиссии Смоленского УФАС России также было представлено заявление ИП КФХ <…> об отзыве заявления о заключении договора энергоснабжения с 01.11.2015 и требовании о приобщении документов, приложенных к данному заявлению, к заявлению, поданному Заявителем  23.03.2015.

Между тем, согласно позиции, изложенной в письменных пояснениях АО «АтомЭнергоСбыт» и поддержанной представителями Ответчика на заседании Комиссии, основным требованием для заключения договора энергоснабжения с ИП КФХ <…> будет предоставление Заявителем правоустанавливающих документов на Энергопринимающие устройства, оформленные в соответствии с действующим законодательством (прошедших государственную регистрацию или иного узаконенного права собственности).

Как следует из пояснений Заявителя, он фактически владеет Энергопринимающими устройствами, правоустанавливающих документов на них, кроме тех, которые он представил Ответчику для заключения договора энергоснабжения, у него в настоящее время не имеется.

   

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав доводы Заявителя и представителей Ответчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)  настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

АО «АтомЭнергоСбыт» с 1 июня 2014 года является гарантирующим поставщиком электроэнергии по Смоленской области. Данный статус присвоен Ответчику приказом Минэнерго России от 23.05.2014 № 311.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 06.06.2014 № 91 «Об определении границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «АтомЭнергоСбыт» на территории Смоленской области» определена зона деятельности гарантирующего поставщика ОАО «АтомЭнергоСбыт» – в административных границах Смоленской области за исключением зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» (филиал «Центральный») на территории Смоленской области.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) (статья 1 Закона об электроэнергетике).

Частью 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике установлено, что в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.

Таким образом, Ответчик обязан заключить договор электроснабжения с каждым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах зоны его деятельности и выполнившим предусмотренные законодательством требования.

Согласно части 3 статьи 37 Закона об электроэнергетике правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров, установлены Основными положениями.

В соответствии с пунктом 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, документы, перечисленные в указанном пункте.

В течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа. При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 настоящего документа, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом (пункт 39 Основных положений).

Согласно абзацу 2 пункта 37 Основных положений заявитель, в случае если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, отказывается или уклоняется от составления и предоставления заявителю документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения таких документов. При отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.

Из приведённых норм следует, что потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, перечисленные в пункте 34 Основных положений. В случае отсутствия у потребителя документов, подтверждающих технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации. Отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения и вправе самостоятельно запрашивать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.

Как следует из материалов дела, Заявителем 23.04.2015 в АО «АтомЭнергоСбыт» было подано заявление о заключении договора энергоснабжения в отношении Энергопринимающих устройств и документы, имеющиеся у Заявителя на дату направления заявления для заключения данного договора, с последующим предоставлением 08.07.2015 недостающих сведений и документов, в том числе подтверждающих факт обращения Заявителя в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» о предоставлении документов, подтверждающих технологическое присоединение Энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, Ответчик сделал вывод, что представленные Заявителем документы для заключения договора энергоснабжения не соответствуют требованиям Основных положений, а именно: Заявитель не представил подписанные с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» в отношении Энергопринимающих устройств акты: разграничения эксплуатационной ответственности сторон, разграничения границ балансовой принадлежности сторон, об осуществлении технологического присоединения; характеристики токоприёмников; акты допуска ПУ и акты снятия показаний ПУ. Договоры купли-продажи приобретения имущества СХПК «Сапрыкино» и приказ директора ООО «Сапрыкино» от 17.08.2014 № 8 о передаче полномочий по управлению материально-техническими средствами ликвидируемого общества, представленные Заявителем для подтверждающие права владения Энергопринимающими устройствами, не могут служить основанием для вывода о наличии у Заявителя данного права в смысле, придаваемом этому понятию в абзаце 4 пункта 34 Основных положений, так как указанные договоры купли-продажи не прошли государственную регистрацию, а приказ директора ООО «Сапрыкино» не содержит указаний на конкретные объекты управления.

Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о неправомерности требований Ответчика к Заявителю о предоставлении указанных документов и об отказе в принятии к рассмотрению представленных Заявителем документов, подтверждающих право  владения Энергопринимающими устройствами.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно части 4 статьи 26 Закон об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

Из приведённых норм следует, что при смене собственника энергопринимающих устройств, не приведшей к пересмотру величины присоединенной мощности и изменению схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, составление документов, подтверждающих технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики не требуется.

В материалах дела имеется представленный Ответчиком Договор энергоснабжения (л.д. 8-38) из которого следует, что Энергопринимающие устройства технологически присоединены в установленном порядке к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго».

Согласно заявлению ИП КФХ <…> и его пояснениям на заседании Комиссии виды производственной деятельности, осуществляемой им, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности, не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения. Каких-либо доказательств обратного Ответчиком не представлено, и Комиссией не установлено.

Таким образом, поскольку Энергопринимающие устройства СХПК «Сапрыкино» и ООО «Сапрыкино» (предыдущие владельцы) ранее были технологически присоединены к сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» и в отношении них был заключен Договор энергоснабжения, то вся документация, в том числе и истребованная у ИП КФХ <…> и филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» для заключения с Заявителем договора энергоснабжения у Ответчика имелась.

Довод Ответчика о том, что документы, представленные Заявителем в подтверждение права владения Энергопринимающими устройствами, нельзя рассматривать как документы в понятии, данном в пункте 34 Основных положений, так как они не соответствуют требованиям закона к оформлению такого вида документов, является несостоятельным.   

Согласно абзацу 4 пункта 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения предоставляет документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем);

Из данной правовой нормы следует, что потребитель (покупатель) услуг в вправе предоставить любые законные доказательства владения или пользования на энергопринимающие устройства. 

Как следует из материалов дела, Энергопринимающие устройства были переданы во владение (оперативное управление) Заявителю на основании заключённых в простой письменной форме с СХПК «Сапрыкино» договоров купли-продажи и приказа директора ООО «Сапрыкино» от 17.08.2014 № 08.     

Контрагенты, согласно выпискам из ЕГРЮЛ, являлись действующими организациями, полномочия лиц, подписывавших от их имени документы и совершенные ими указанные сделки, никем не оспаривались и не были признаны незаконными.

Таким образом, у Ответчика имелись все необходимые документы для заключения с Заявителем договора энергоснабжения в отношении Энергопринимающих устройств.

Довод Ответчика об отсутствии возможности заключить с Заявителем договор энергоснабжения в отношении Энергопринимающих устройств, так как в отношении этих устройств имеется действующий Договор энергоснабжения с СХПК «Сапрыкино», который надлежащим образом не расторгнут, является также несостоятельным.

В силу статьи 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и др.).

Пунктом 8 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности СХПК «Сапрыкино» была внесена 22.01.2013. Следовательно Договор энергоснабжения, заключенный 17.06.2014, должен был быть прекращён.

Между тем, Ответчик, зная о прекращении деятельности (ликвидации) СХПК «Сапрыкино» (письмо АО «АтомЭнергоСбыт» от 20.03.2015 №211043, л.д. 1), осуществлял и осуществляет поставку электрической энергии в точки поставки, в отношении которых ИП КФХ <…> было подано заявление и документы о заключении договора энергоснабжения, и принимает от него плату за поставленный объём электрической энергии. Объем поставки электрической энергии определяется приборами учета, допущенными Ответчиком в эксплуатацию.

Пунктом 14 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений в случаях, установленных Основных положений.

Согласно абзацу 10 пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Также несостоятельным является довод представителей Ответчика о том, что в связи с поступлением в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» нового заявления ИП КФХ <…> и документов о заключении договора энергоснабжения 01.11.2015, на момент рассмотрения данного дела не истекли сроки, установленные Основными положениями для принятия решения о заключении данного договора.   

Как уже сказано выше и следует из приведённых норм действующего законодательства гарантирующий поставщик в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с Основными положениями (пункт 39 Основных положений).

Комиссией установлено, что на момент вынесения Смоленским УФАС России АО «АтомЭнергоСбыт» предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 25.09.2015 № 2870/04 у Ответчика имелись все необходимые документы для заключения с Заявителем договора энергоснабжения в отношении Энергопринимающих устройств. Более того, данным предупреждением Ответчик был предупреждён о необходимости заключения указанного договора и ему был установлен двадцатидневный срок со дня получения настоящего предупреждения для его заключения (вручено 01.10.2015).

Таким образом, тридцатидневный срок, установленный Основными положениями для заключения гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения, Ответчиком пропущен.

Кроме того, представителями Ответчика на заседании Комиссии было представлено заявление ИП КФХ <…> об отзыве им заявления о заключении договора энергоснабжения с 01.11.2015 и приобщении документов о технологическом присоединение к электрическим сетям Энергопринимающих устройств, выданных ему филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», к заявлению, поданному Заявителем Ответчику 23.03.2015.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, длительное не заключение с Заявителем договора энергоснабжения с одновременным требованием от него предоставления документов, не предусмотренных Основными положениями, свидетельствует об уклонении Ответчика от заключения данного договора.  

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать действия АО «АтомЭнергоСбыт», выразившиеся в уклонении от заключения с индивидуальным предпринимателем крестьянского (фермерского) хозяйства <…> договора энергоснабжения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, д. Сапрыкино-2, д. Воротышино, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать АО «АтомЭнергоСбыт» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

    

    

 

Решение будет изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно будут направлены или вручены лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-01/13-2015

 

30 ноября 2015 г.

г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/13-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50

Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.12.2015 по делу № 04-01/13-2015 о нарушении акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, строение 4) (далее – АО «АтомЭнергоСбыт») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

  •  

 

АО «АтомЭнергоСбыт» в течение 10 календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путём уклонения от заключения с ИП КФХ <…> (215833, Смоленская область, Ярцевский район, д. Сапрыкино-2, ул. <…>) договора энергоснабжения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, д. Сапрыкино-2, д. Воротышино, а именно:

- направить (передать) индивидуальному предпринимателю крестьянского (фермерского) хозяйства <…> (215833, Смоленская область, Ярцевский район, д. Сапрыкино-2, <…>) подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения энергопринимающих устройств, указанных в заявлении от 25.03.2015 и расположенных по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, д. Сапрыкино-2, д. Воротышино.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив в адрес Смоленского УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

 

                         

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны