Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 29 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 04-02/03-2015

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть оглашена 22 апреля 2015 года

В полном объёме постановление изготовлено 27 апреля 2015 года

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России <…>, рассмотрев в присутствии законного представителя МУП «Коммунальщик» <…> (распоряжение от 25.03.2015 №74-р) протокол №04-02/03-2015 об административном правонарушении от 08.04.2015, составленный в отношении МУП «Коммунальщик» (215010, Смоленская обл., г. Гагарин, ул. Мелиоративная, д. 11), и материалы дела №04-02/03-2015 об административном правонарушении (с приложением дела №04-01/01-2015 о нарушении антимонопольного законодательства),

УСТАНОВИЛ:

Поводом к возбуждению дела №04-02/03-2015 по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) явилось вступление в силу решения комиссии Смоленского УФАС России от 17.03.2015 по делу №04-01/01-2015, которым был установлен факт нарушения МУП «Коммунальщик» антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с решением комиссии Смоленского УФАС России от 17.03.2015 по делу №04-01/01-2015 действия МУП «Коммунальщик» по уклонению от заключения с ООО «Авангард» договора на утилизацию твердых бытовых отходов признаны злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).

Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что письмом от 17.09.2014 №56 ООО «Авангард» обратилось в адрес МУП «Коммунальщик» за заключением с 01.10.2014 договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов, с приложением копий учредительных документов. В ответ на указанное обращение МУП «Коммунальщик» письмом от 16.10.2014 №112 сообщило ООО «Авангард», что предприятие располагает собственными производственными мощностями для осуществления деятельности по вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов от предприятий и организаций г. Гагарин и Гагаринского района Смоленской области. МУП «Коммунальщик» также указало обществу, что понятны его намерения, но не определены производственные и законные возможности для ведения заявленных работ.

Письмом от 03.12.2014 №138 МУП «Коммунальщик» сообщило Смоленскому УФАС России, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) каждый субъект предпринимательской деятельности вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе контрагента по договору.

МУП «Коммунальщик» также сообщило, что к заявке ООО «Авангард» были приложены только копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе и карточка предприятия.

В связи с обнаружением в действиях МУП «Коммунальщик» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения с ООО «Авангард» договора на утилизацию твердых бытовых отходов, на основании части 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», МУП «Коммунальщик» было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (от 12.12.2014 №4893/04), которое МУП «Коммунальщик» надлежало выполнить в течение десяти дней со дня его получения.

В частности, МУП «Коммунальщик» необходимо было направить ООО «Авангард» для заключения проект договора на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов.

ООО «Авангард» письмом от 26.12.2014 №91 сообщило Смоленскому УФАС России, что 19.12.2014 повторно обращалось в адрес МУП «Коммунальщик» с заявкой о заключении договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов с 01.01.2015. Во избежание отказа МУП «Коммунальщик» от заключения договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов ООО «Авангард» в своей заявке указало примерный объём твёрдых бытовых отходов, подлежащий утилизации, в объёме 270 куб. м.

В ответ на указанную заявку МУП «Коммунальщик» письмом от 22.12.2014 №146 сообщило, что для заключения вышеуказанного договора ООО «Авангард» необходимо предоставить копии договоров на оказание услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов, заключенных ООО «Авангард» с различными категориями потребителей.

Письмом от 29.12.2014 №158 МУП «Коммунальщик» сообщило Смоленскому УФАС России ту же мотивировку в обоснование своего уклонения от заключения с ООО «Авангард» договора на оказание услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов, из чего следовало, что предприятие не выполнило предупреждение Смоленского УФАС России от 12.12.2014 №4893/04.

В связи с невыполнением в установленный срок предупреждения Смоленского УФАС России на основании пункта 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении МУП «Коммунальщик» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства от 14.01.2015 №04-01/01-2015.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Приказом Смоленского УФАС России от 01.11.2005 №90 МУП «Коммунальщик» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услугам удаление и обработка твёрдых бытовых отходов с долей более чем 65% в географических границах муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Статьёй 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) определено, что данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона №210-ФЗ признается организацией коммунального комплекса.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 29.11.2013 №399 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов МУП «Коммунальщик» (г. Гагарин)» предприятию установлены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для расчетов с потребителями.

Распоряжением Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области от 23.05.2011 №144-р «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Коммунальщик» муниципального имущества» с 01.06.2011 предприятию передана третья очередь полигона ТБО в районе д. Ивашково общей площадью 24314 кв.м., расположенная по адресу: Смоленская обл., Гагаринский район, Акатовское сельское поселение, д. Ивашково.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования МУП «Коммунальщик» выдана лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 12.04.2013 №067 66.

Действующим законодательством не установлен перечень документов, которые необходимо предоставлять хозяйствующему субъекту в организацию, осуществляющую деятельность по утилизации твёрдых бытовых отходов, в целях заключения такого договора.

МУП «Коммунальщик» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов, и при наличии экономической или технологической возможности оказания таких услуг заключение такого договора является для него обязательным.

Проанализировав нормы действующего законодательства, комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела №04-01/01-2015 пришла также к мнению, что МУП «Коммунальщик» не вправе обуславливать заключение договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов предоставлением ООО «Авангард» каких-либо документов, связанных с осуществлением последним хозяйственной деятельности на ином рынке – на рынке услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов.

МУП «Коммунальщик» не предоставило комиссии по рассмотрению дела №04-01/01-2015 какое-либо экономическое или технологическое обоснование своего поведения на товарном рынке, связанного с уклонением от заключения с ООО «Авангард» договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов, в связи с чем такое уклонение является необоснованным.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующим положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.31.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Понятие вины юридического лица является единым и заключается в возможности соблюсти установленные нормы и правила и в не принятии им исчерпывающих мер по их соблюдению.

Вина МУП «Коммунальщик» в совершении данного административного нарушения заключается в том, что у него имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению этих требований.

Доказательств принятия МУП «Коммунальщик» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований  антимонопольного  законодательства, материалы дела не содержат.

Исходя из вышеизложенного, в действиях МУП «Коммунальщик» имеется состав административного правонарушения.

Объект правонарушения – общественные отношения в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ).

Объективная сторона – действия МУП «Коммунальщик» по уклонению от заключения с ООО «Авангард» договора на утилизацию твердых бытовых отходов признанные решением комиссии Смоленского УФАС России от 17.03.2015 по делу №04-01/01-2015 злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством (решение комиссии Смоленского УФАС России от 17.03.2015 по делу №04-01/01-2015 вступило в силу).

Субъект правонарушения – юридическое лицо МУП «Коммунальщик» (215010, Смоленская обл., г. Гагарин, ул. Мелиоративная, д. 11).

Субъективная сторона – юридическое лицо МУП «Коммунальщик» виновно в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Требования о привлечении к административной ответственности предъявлены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5. КоАП РФ.

Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не усматривается.

Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ штраф определялся в зависимости от базовой суммы и наличия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, указанных в примечаниях 2 и 3 к настоящей статье, а именно:

Базовая сумма составляет: (1000 000 - 300 000) /2 +300 000 = 650 000 руб.

Согласно пункту 5 статьи 26.1 КоАП РФ подлежит выяснению обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные имеющие для правильного разрешения дела обстоятельства, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно примечанию 2 к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 – 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

С учётом имеющихся в деле материалов и доводов законного представителя МУП «Коммунальщик», изложенных при рассмотрении настоящего дела, признаны следующие смягчающие ответственность обстоятельства:

- оказание МУП «Коммунальщик» содействия Смоленскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении №04-02/03-2015 МУП «Коммунальщик» предписания Смоленского УФАС России от 17.03.2015 по делу №04-01/01-2015 (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ). МУП «Коммунальщик» письмом от 10.04.2015 №54 сообщило Смоленскому УФАС России, что направило ООО «Авангард» проект договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов.

Согласно примечанию 3 к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

С учётом имеющихся в деле материалов и доводов законного представителя МУП «Коммунальщик», изложенных при рассмотрении настоящего дела, отягчающие ответственность обстоятельства не установлены.

Таким образом, подлежит применению следующий штраф:

650 000-2 × (1 000 000 – 300 000)/8 = 475 000 руб.

В соответствии с положениями пункта 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного МУП «Коммунальщик» правонарушения, а также финансовое положение предприятия считаю возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в размере 150 000 рублей (с учетом положений пункта 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ).

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать МУП «Коммунальщик» (215010, Смоленская обл., г. Гагарин, ул. Мелиоративная, д. 11, ИНН 6723018875) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (сто пятьдесят тысяч рублей 00 копеек).

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме, по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Смоленской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, л/с 04631485530), ИНН 6730031796, КПП 673001001. Банк получателя: ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по СМОЛЕНСКОЙ ОБЛ. г.СМОЛЕНСК, БИК 046614001, р/счет 40101810200000010001, КБК 16111602010016000140, код по ОКТМО 66701000, УИН Ъ30cd54AS04270151846 (квитанция для уплаты штрафа прилагается).

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела контроля экономической концентрации

и естественных монополий

Смоленского УФАС России

 

 

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны