Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 14 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол № 04-02/08-2018 об административном правонарушении от 04.05.2018, составленный в отношении СМУП «Горводоканал» (214000, г. Смоленск, ул. <…>; ОГРН 1026701433439; ИНН 6731000342) и материалы дела № 04-02/08-2018 об административном правонарушении, в присутствии защитника МУП «Горводоканал» – <…> (доверенность, паспорт),

 

УСТАНОВИЛ:

Поводом к возбуждению дела № 04-02/08-2018 по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) явилось вступившее в силу решение комиссии Смоленского УФАС России от 17.04.2018 по делу № 04-01/02-2018, которым установлен факт нарушения  МУП «Горводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).

Решением комиссии Смоленского УФАС России от 17.04.2018 по делу № 04-01/02-2018 действие СМУП «Горводоканал» по установлению и применению в расчетах с индивидуальным предпринимателем <…> норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. <…>, признано злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Смоленским УФАС России было установлено, что ИП <…> принадлежит нежилое помещение площадью 224,8 кв.м. в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, <…>.

В целях водоснабжения и водоотведения вышеуказанного нежилого помещения между ИП <…> и СМУП «Горводоканал» заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения от 04.09.2016 № 3749 (далее – Договор).

Пунктом 1 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства (СМУП «Горводоканал»), осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту (Заявителю) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду питьевого качества, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоснабжения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной

В соответствии с пунктом 7 Договора оплата по нему осуществляется абонентам по действующим тарифам на холодное водоснабжение и водоотведение, утверждённым Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Пунктом 15 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать повышенную плату за объем принятых сверх максимального объема сточных вод в размере трехкратного действующего тарифа.

Согласно пункту 38 Договора нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод разрабатываются организацией водопроводно – канализационного хозяйства по заявке Абонента или устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если указанные нормативы утверждаются  уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет Абонента о них в течение 15 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для Абонента содержатся в Приложении № 6.

Как следует из приложения № 6 к Договору, СМУП «Горводоканал» установило ИП <…> нормативы по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в объеме 8 куб.м. в месяц.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.11.2015 № 563 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск) установлены и введены в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года следующие одноставочные тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение для расчетов с потребителями:

- водоотведение с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 12,79 руб./куб.м. без НДС или 15,09 руб./куб.м. с НДС;

с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 13,29 руб./куб.м. без НДС или 15,68 руб./куб.м. с НДС.

Из счетов, предъявленных СМУП «Горводоканал» в сентябре-ноябре 2017 года к оплате ИП <…> следует, что за превышение им норматива по объёму отводимых в централизованную систему сточных вод (свыше 8 куб. м. в месяц) предприятие применяет в расчётах тариф в 3-кратном размере за каждый кубический метр сверхнормативного сброса, что составляет 39,87 руб./куб.м. (без НДС) или 47,04 руб./куб.м. (с НДС).

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Согласно пункту 18 Правил № 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Пунктами 135 и 136 Правил № 644 установлено, что нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

Нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом:

а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;

б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) рационального использования абонентами питьевой воды, а также исключения разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами, питьевой и иной водой.

Согласно пункту 30 Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.

Согласно пункту 141 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет для утверждения в органы местного самоуправления предложение по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод в срок до 1 ноября года, предшествующего первому году действия нормативов. Орган местного самоуправления утверждает нормативы по объему сточных вод в течение 30 дней со дня представления организацией водопроводно-канализационного хозяйства предложения по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод.

СМУП «Горводоканал» письмом от 29.01.2018 № 194 сообщило Смоленскому УФАС России, что Администрацией города Смоленска не издавались муниципальные правовые акты, регулирующие установление абонентам предприятия нормативов по объему сточных вод.

Учитывая, что объем отводимых ИП <…> сточных вод в централизованную систему водоотведения составляет менее 50 куб. метров в сутки, установление и применение СМУП «Горводоканал» в расчетах с ним норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. <…>, является неправомерным.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно обзору состояния конкуренции от 19.02.2018 следует, что в географических границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды, приёма, транспортировки и очистки сточных вод, к которым присоединены объекты капитального строительства на территории д. Киселевка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляло деятельность СМУП «Горводоканал», что указывает на признаки наличия доминирующего положения СМУП «Горводоканал» (214000, г. Смоленск, ул. <…>; ОГРН 1026701433439; ИНН 6731000342).

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как следует из части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Присутствующий при рассмотрении дела защитник СМУП «Горводоканал» признал факт нарушения предприятием  антимонопольного законодательства. Сообщил, что указанное правонарушение произошло в связи с неверным толкованием СМУП «Горводоканал» законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Объект правонарушения – административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ).

Объективная сторона – действия СМУП «Горводоканал» по установлению и применению в расчетах с индивидуальным предпринимателем Кунчукиным Андреем Александровичем норматива по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Козинское сельское поселение, д. Киселевка, ул. <…>, признанные решением комиссии Смоленского УФАС России от 18.04.2018 по делу № 04-01/02-2018 злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством (решение комиссии Смоленского УФАС России от 18.04.2018 по делу № 04-01/02-2018 вступило в силу).

Субъект правонарушения – юридическое лицо СМУП «Горводоканал».

Субъективная сторона – СМУП «Горводоканал» виновно в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учётом имеющихся в деле материалов и доводов присутствующего на рассмотрении дела защитника СМУП «Горводоканал», изложенных при рассмотрении настоящего дела, признаны следующие смягчающие ответственность обстоятельства:

- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (пункт 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);

- оказание содействия Смоленскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность совершенного СМУП «Горводоканал» административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлены.

Срок давности привлечения СМУП «Горводоканал»  к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не усматривается.

Согласно справке СМУП «Горводоканал» от 26.04.2018 б/н сумма выручки, полученной предприятием в 2017 году на рынке услуг водоотведения в географических границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приёма, транспортировки и очистки сточных вод, к которым присоединены объекты капитального строительства на территории д. Киселевка Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, составила 980 тысяч 820 рублей.

В связи с тем, что рассматриваемое административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации (тарифам), на СМУП «Горводоканал» может быть наложен штраф в размере от трёх тысячных до трёх сотых размера суммы выручки от 980821 рублей, т.е. расчётным методом штраф определяется в пределах от 2942 рублей до 29425 рублей.

Вместе с тем, минимально установленный частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа не может быть ниже 100 000 рублей.

В соответствии с положениями пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного СМУП «Горводоканал» правонарушения, а также финансовое положение предприятия, считаю возможным снизить размер административного штрафа наполовину низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

Признать СМУП «Горводоканал» (214000, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 5; ОГРН 1026701433439; ИНН 6731000342) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме, по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Смоленской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, л/с 04631485530), ИНН 6730031796, КПП 673001001. Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК Г.СМОЛЕНСК, БИК 046614001, р/счет 40101810200000010001, КБК 16111602010016000140, код по ОКТМО 66701000, УИН 16147052300001214219 (квитанция для уплаты штрафа прилагается).

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны