Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 3 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 04-02/15-2014

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть оглашена 20 ноября 2014 года

В полном объёме постановление изготовлено 24 ноября 2014 года

 

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, рассмотрев в отсутствии законного представителя ОАО «Жилищник» (общество извещено надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия), протокол об административном правонарушении от 07.10.2014 №04-02/15-2014, составленный в отношении ОАО «Жилищник» (214018, г.Смоленск, ул. 2-я Киевская, д. 20; ИНН 6731065371), и материалы дела №04-02/15-2014 об административном правонарушении (с приложением дела № 04-01/13-2013 о нарушении антимонопольного законодательства),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Поводом к возбуждению дела №04-02/15-2014 по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) явилось вступление в силу решения Комиссии Смоленского УФАС России от 10.12.2013 по делу № 04-01/13-2013, которым был установлен факт нарушения ОАО «Жилищник» антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с решением Комиссии Смоленского УФАС России от 10.12.2013 по делу № 04-01/13-2013 соглашение между ОАО «Жилищник» и ООО «Смоленская теплосетевая компания» и соглашение между ОАО «Жилищник» и СМУП «ВЦ ЖКХ» о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Жилищник» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ОАО «Жилищник» жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета ООО «Смоленская теплосетевая компания» и СМУП «ВЦ ЖКХ» соответственно, недопустимыми в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/13-2013 было установлено, что ОАО «Жилищник» является управляющей организацией для потребителей ряда многоквартирных домов г. Смоленска (список таких домов размещён на официальном сайте Общества) на основании заключённых договоров управления многоквартирными домами.

Как следует из имеющихся в материалах дела № 04-01/13-2013 договоров управления многоквартирными домами, одним из условий данных договоров является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) на расчётный счёт ОАО «Жилищник». 

Таким образом, собственниками помещений указанных многоквартирных домов был принят порядок внесения платежей за ЖКУ непосредственно управляющей организации. Доказательств о принятии иного решения собственников по внесению платы иным организациям материалы дела не содержат.

В рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами ОАО «Жилищник» (Принципал)  заключило агентские договоры со СМУП «ВЦ ЖКХ» (Агент) (Агентский договор от 20.12.2010 №140/10 – далее Агентский договор № 1) и ООО «Смоленская теплосетевая компания» (Агент) (Агентский договор от 01.01.2013 № А-15 – далее Агентский договор № 2), предметом которых являлись следующие услуги:

- расчёт, на основе действующего законодательства и предоставляемой Принципалом фактической информации, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги населению, проживающему в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении и на обслуживании Принципала, формирование, печать и доставка документов «Счёт-квитанция» за ЖКУ, с указанием реквизитов Агента как получателя платежа (пункт 1.1 Агентского договора № 1);

-  комплекс работ по расчёту размера платы в соответствии с действующим законодательством, изготовлению и доставке платёжных документов потребителям, организации сбора и перечислению поступающих платежей от потребителей за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение по жилищному фонду, находящемуся в управлении управляющей организацией ОАО «Жилищник» (пункт 1.1 Агентского договора № 2).

Все действия по оказанию вышеуказанных услуг Агенты фактически выполняли от своего имени, но за счёт Принципала. Также от своего имени, но за счёт Принципала Агенты осуществляли работу по взысканию в судебном порядке дебиторской задолженности населения Принципалу.

Таким образом, без учёта мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентских договоров пришли к соглашению о том, что все собираемые агентами денежные средства за оказанные ОАО «Жилищник» жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчётный счет управляющей организации, а на расчётные счета СМУП «ВЦ ЖКХ» и ООО «Смоленская ТСК» (пункт 2.1.5 Агентского договора № 1 и пункт 2.1.3 Агентского договора № 2).  

Данная схема расчётов применялась ко всем собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Жилищник», вне зависимости, было ли принято решение общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о перечислении платежей на расчётные счета иных организаций или нет, то есть порядок внесения платы за ЖКУ, как существенное условие договоров управления многоквартирным домом был изменён без воли собственников помещений многоквартирных домов.

В связи с ранее принятым Комиссией Смоленского УФАС России решением от 27.12.2012 по делу №04-01/18-2012, согласно которому аналогичная схема расчётов между ОАО «Жилищник», МУП «Смоленсктеплосеть» и ООО «Смоленская теплосетевая компания» уже признавалась антиконкурентным соглашением, ОАО «Жилищник», СМУП «ВЦ ЖКХ» и ООО «Смоленская ТСК» были предприняты меры по изменению условий агентских договоров, позволяющих Агентам продолжать осуществлять сбор платежей от населения за ЖКУ, оказываемые ОАО «Жилищник», на расчётные счета Агентов.

Так 31.01.2013 между ОАО «Жилищник» и ООО «Смоленская ТСК» был заключён договор уступки прав требования, согласно которому все денежные средства, поступившие от пользователей помещений многоквартирных домов за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на счёт ООО «Смоленская ТСК» в соответствии с Агентским договором № 2, оставались в собственности агента.

Также, посредством заключения 03.06.2013 дополнительного соглашения между ОАО «Жилищник» и СМУП «ВЦ ЖКХ» претерпел изменения и Агентский договор № 1. В нём был изменён пункт 1.1 договора.

Согласно новой редакции указанного пункта договора и изложенной на заседании Комиссии позиции ОАО «Жилищник», СМУП «ВЦ ЖКХ» в отношении сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги на свой расчётный счёт одновременно имеет два статуса – Агента согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), действующего от имени Принципала, и представителя Принципала по смыслу пункта 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), действующего по доверенности.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с частями 2, 7 статьёй 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом, из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за ЖКУ управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Заключённые дополнительное соглашение и Договоры цессии по своей сути не меняют существенных условий агентских договоров, Агенты продолжали получать на свои расчётные счета платежи потребителей ЖКУ, что противоречило положениям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон вытекающих из договоров управления многоквартирными домами, в части прав и обязанностей.

Комиссией Смоленского УФАС России был отклонён довод СМУП «ВЦ ЖКХ» о том, что предприятие на основании доверенности вправе взимать плату за оказанные ОАО «Жилищник» ЖКУ на свой расчётный счёт по смыслу пункта 15 статьи 155 ЖК РФ, указывая его в платёжных документах в графе «Получатель платежа», в виду следующего.  

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

В соответствии пунктом 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Данной нормой предусмотрена возможность участия платёжных агентов и банковских платёжных агентов, которые не являются стороной договорных отношений между наймодателем жилого помещения, управляющей организации, иного юридического лица или индивидуального предпринимателя (их представителей) и нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений, при выполнении сторонами определённых обязательств по сделке, а именно при осуществлении расчётов и при взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги. С учётом положений частей  7, 7.1, 15 статьи 155 и части 3 статьи 162 ЖК РФ довод СМУП «ВЦ ЖКХ» был признан ошибочным.

В силу пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), к существенным условиям договора относятся, в том числе, реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя (ОАО «Жилищник»).

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с пунктом 69 Правил в платёжном документе указывается, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Согласно пункту 32 Правил исполнитель имеет право, в том числе:

- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт «а»);

- привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;

для доставки платежных документов потребителям;

для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подпункт «е»);

- осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «ж»).

С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона России от 19.09.2011 №454 (зарег. в Минюсте России от 16.11.2011 №22321), в графе платёжного документа «Получатель платежа» указываются банковские счета и банковские реквизиты исполнителей коммунальных услуг, и может быть указана такая информация о ресурсоснабжающей организации в том случае, когда было принято решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Из содержания вышеприведённых положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что заключив двухсторонний договор управления многоквартирным домом стороны договора должны выполнять его условия в соответствии со взятыми на себя обязательствами и требованиями законодательства, регулирующего правоотношения сторон данного договора, в частности, порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

В случае невыполнения условий договора управления многоквартирным домом и требований законодательства утрачивается смысл заключения договора.

Таким образом, в платёжном документе в графе «Получатель платежа» может быть указан либо расчётный счёт исполнителя коммунальных услуг, либо расчётный счёт ресурсоснабжающей организации, которым принято на общем собрании решение собственников помещений многоквартирного дома вносить плату за отдельные жилищно-коммунальные услуги.

В материалах дела имеются копии платёжных документов, предъявленных СМУП «ВЦ ЖКХ» и ООО «Смоленская ТСК» от имени ОАО «Жилищник» к оплате потребителям за оказанные ОАО «Жилищник» ЖКУ.

Несмотря на то, что в указанных платёжных документах исполнителем ЖКУ назван ОАО «Жилищник», получателем платежа в графе «Получатель платежа» указаны СМУП «ВЦ ЖКХ» и ООО «Смоленская ТСК», с указанием соответственно банковских реквизитов и расчётных счетов именно СМУП «ВЦ ЖКХ» и ООО «Смоленская ТСК». Несмотря на условия договоров управления многоквартирного дома, в указанных платёжных документах в графе «Получатель платежа» отсутствуют банковские реквизиты и расчётный счет ОАО «Жилищник», на который собственники (наниматели) жилых помещений или по их поручениям кредитные организации, а также платёжные агенты и банковские платёжные агенты, могли бы перечислять денежные средства за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).

К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (пункт 3 статьи 420 ГК РФ).

Пунктом 3 статьи 308 ГК РФ предусмотрено, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьёй 180 ГК РФ установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Заключённые между ОАО «Жилищник», СМУП «ВЦ ЖКХ» и ООО «Смоленская ТСК» Агентские договоры №№ 1, 2 в части возложения на потребителей собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Жилищник», обязанностей оплачивать жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета агентов (СМУП «ВЦ ЖКХ» и ООО «Смоленская ТСК»), являются ничтожными.

В силу пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Ограничение конкуренции происходит на рынке управления эксплуатацией многоквартирных домов в географических границах г. Смоленска, на котором существуют гражданские отношения между ОАО «Жилищник» и его контрагентами, которым могут впоследствии навязываться невыгодные условия договора.

Комиссия Смоленского УФАС России пришла к мнению, что реализуя рассматриваемые соглашения, участники рассматриваемого соглашения необоснованно требовали перечисления платы за ЖКУ лицам, не являющимся стороной договора управления многоквартирным домом.     

Таким образом, заключив Агентские договоры №№ 1, 2 в рассматриваемой редакции хозяйствующие субъекты, по сути, договорились внести изменения в условия действующих договоров управления многоквартирными домами, заключённых между ОАО «Жилищник» и его абонентами (потребителями услуг жилищно-коммунальных услуг), о порядке внесения размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

Из имеющегося в материалах дела аналитического отчёта следует, что на товарном рынке, на котором совершено нарушение – на рынке услуг управления эксплуатацией жилищного фонда (услуг управления многоквартирными домами) на территории города Смоленска действует 28 хозяйствующих субъектов. В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являлся комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключённых договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Законность вынесенного решения Комиссии Смоленского УФАС России от 10.12.2013 по делу № 04-01/13-2013 подтверждена вступившим 23.07.2014 в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.04.2014 по делу №А62-181/2014 (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014).

Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Понятие вины юридического лица является единым и заключается в возможности соблюсти установленные нормы и правила и непринятии им исчерпывающих мер по их соблюдению.

Вина ОАО «Жилищник» в совершении данного административного нарушения заключается в том, что у него имелась реальная возможность для соблюдения вышеуказанных требований законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению этих требований.

Более того, одно из выданных ОАО «Жилищник» в соответствии с пунктом 2 решения Комиссии Смоленского УФАС России от 10.12.2013 по делу № 04-01/13-2013 предписание до настоящего времени не исполнено (от 10.12.2013 исх. №4889/04).

Доказательств принятия ОАО «Жилищник» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований антимонопольного законодательства, материалы дела не содержат.

Таким образом, в действиях ОАО «Жилищник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Объект правонарушения – общественные отношения в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ).

Объективная сторона – заключение между ОАО «Жилищник», ООО «Смоленская теплосетевая компания» и СМУП «ВЦ ЖКХ» соглашений о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Жилищник» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ОАО «Жилищник» жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета ООО «Смоленская теплосетевая компания» и СМУП «ВЦ ЖКХ», признанных недопустимыми в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Субъект правонарушения – юридическое лицо ОАО «Жилищник» (214018, г. Смоленск, ул. 2-я Киевская, д. 20).

Субъективная сторона – юридическое лицо ОАО «Жилищник» виновно в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истёк.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ подлежит выяснению обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные имеющие для правильного разрешения дела обстоятельства, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно примечанию 3 к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.

С учётом имеющихся в деле материалов смягчающие ответственность обстоятельства не установлены.

Согласно примечанию 4 к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пунктами 1, 2 и 3 примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;

2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.

С учётом имеющихся в деле материалов признаны следующие отягчающие ответственность обстоятельства:

- повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).

Так, постановлениями Смоленского УФАС России о назначении административного наказания от 26.12.2013 по делу об административном правонарушении № 04-02/11-2013 и от 14.07.2014 по делу об административном правонарушении № 04-02/08-2014 ОАО «Жилищник» было признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ и частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и на общество наложены административные штрафы, которые 14.07.2014 и 13.10.2014 были уплачены. Срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, не истек.

Также отсутствуют основания для признания данного правонарушения малозначительным, так как установленное антиконкурентное соглашение создало существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям по защите конкуренции и длительное время реализовалось в отношении большого числа потребителей, в том числе и населения.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ юридические лица несут административную ответственность в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Достигнутое между ОАО «Жилищник», МУП «Смоленсктеплосеть» и ООО «Смоленская теплосетевая компания» соглашения о навязывании потребителям жилищно-коммунальных услуг, оказываемых ОАО «Жилищник», требований о перечислении денежных средств за такие услуги на расчётные счёта ООО «Смоленская теплосетевая компания» и СМУП «ВЦ ЖКХ», произошло на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда, на котором действует ОАО «Жилищник» (исполнитель коммунальных услуг).

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №04-02/15-2014 (исх. №4004/04 от 16.10.2014) у ОАО «Жилищник» были истребованы сведения (документы и материалы), необходимые должностному лицу Смоленского УФАС России для исчисления административного штрафа.

Из представленных в материалы дела финансовых документов Общества следует, что совокупный размер суммы выручки от реализации комплекса услуг по управлению многоквартирными домами в г. Смоленске в 2012 году составил 1 909 099 000 руб. 00 коп., а сумма выручки от реализации комплекса услуг по управлению многоквартирными домами в г. Смоленске, на рынке которого совершено административное правонарушение, составила 1 849 395 212  руб. 72 коп., что более 75 % совокупного размера суммы выручки.

Таким образом, в силу части 1 статьи 14.32 КоАП РФ на Общество  может быть наложен административный штраф в размере не менее 5 548 185 руб. 64 коп. (3/1000) и не более 55 481 856 руб. 38 коп. (3/100) (с учётом примечания 4 к статье 14.31 КоАП РФ, в зависимости от наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность).

Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ штраф определялся в зависимости от базовой суммы и наличия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, указанных в примечаниях 3 и 4 к части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, а именно:

Базовая сумма составляет: 5 548 185, 64 + (55 481 856, 38 – 5 548 185, 64) / 2 = 30 515 021 руб. 01 коп.

Сумма, на которую при наличии смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств размер административного штрафа подлежит уменьшению или увеличению: 1/8 (55 481 856, 38 – 5 548 185, 64) = 6 241 708 руб. 84 коп.

С учётом имеющихся в деле материалов смягчающие ответственность обстоятельства не установлены, признано одно отягчающие ответственность обстоятельство:

Таким образом, подлежит применению следующий административный штраф: 30 515 021, 01 + 6 241 708, 84 = 36 756 729 руб. 85 коп.

 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.32 (с учётом примечания 4 к части 2 статьи 14.31) КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Признать ОАО «Жилищник» (214018, г. Смоленск, ул. 2-я Киевская, д. 20) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 36 756 729 (тридцать шесть миллионов семьсот пятьдесят шесть тысяч семьсот двадцать девять) рублей 85 копеек.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны