Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 04-02/25-2017

 

 

г. Смоленск

Резолютивная часть оглашена 4 октября 2017 года

В полном объёме постановление изготовлено 6 октября 2017 года

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России <…>, рассмотрев протокол № 04-02/25-2017 об административном правонарушении от 23.08.2017, составленный в отношении ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; ОГРН 1046900099498) и материалы дела № 04-02/25-2017 об административном правонарушении,

 в присутствии защитников ПАО «МРСК Центра» – <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Смоленское УФАС России поступило заявление <…> (далее – Заявитель), касающееся технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра» (далее также Общество).

Так как собранные по такому заявлению материалы указывали на нарушение ПАО «МРСК Центра» установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, 23.08.2017 в отношении Общества был составлен протокол № 04-02/25-2017 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ определяет, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, заключается в несоблюдении или нарушении хозяйствующим субъектом правил подключения, присоединения к инфраструктурным сетям.

Субъектами административной ответственности могут быть хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность посредством инфраструктурных сетей и подключающие потребителей оказываемых услуг для того, чтобы иметь возможность оказывать им услуги, а также их должностные лица.

В соответствии со статьёй 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), которые регламентируют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данныхПравил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Как усматривается из материалов дела, 11.07.2017 Заявитель обратился в Общество с заявкой № 16462959 на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств – электробытовой техники и освещения садового дома, расположенных по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, садоводческое товарищество «Ветеран» в районе пос.Печерск, уч.27, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0013501:43, максимальной мощностью 10 кВт при напряжении 0,4 кВ, категория надёжности – III (по одному источнику электроснабжения).

Совместно с заявкой Заявителем были предоставлены Обществу следующие документы:

- ксерокопия паспорта гражданина Российской Федерации 66 00 191534;

- список энергопринимающих устройств, которые могут быть присоедигнены к устройствам противоаварийной автоматики;

- свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0013501:43;

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.04.2017 № 2020В/2017 на садоводческое товарищество «Ветеран» (ОГРН 1076731015470);

- план расположения земельного участка и скрин-шоты из ИСОГД города Смоленска.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

- правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

- процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

- правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

- состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

- ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 действие данных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заявитель относится к потребителям, указанным в пункте 14 Правил № 861.

Согласно пункту 14 Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и» и «л» пункта 9 данных Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Так, подпунктами «б», «и» и «л» пункта 9 Правил № 861 предусмотрено указание в заявке следующих сведений:

- наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «б»);

- сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям) (подпункт «и»);

- наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (подпункт «л»).

Приложением № 6 к Правилам № 861 установлена форма заявки для такой категории потребителей.

Изучив заявку <…> от 11.07.2017 (л.д.22-23), прихожу к мнению, что предусмотренные пунктом 14 Правил № 861 сведения в ней указаны в полном объёме, и обязательные к заполнению поля в форме такой заявки заполнены в полном объёме. К заявке были приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 10 Правил № 861 для данной категории потребителей.

Письмом Общества от 12.07.2017 № МР1-СМ/Р1-41/1969 Общество сообщило <...> о необходимости устранения следующих замечаний по его заявке:

- паспортные данные заявителя указаны не в полном объёме (п.9а Правил № 861);

- отсутствует копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования (пункт 10з Правил № 861).

Относительно не указания <…> в заявке своих паспортных данных в полном объёме со ссылкой на требования подпункта «а» пункта 9 Правил № 861 прихожу к следующему.

Как следует из подпункта «а» пункта 9  Правил № 861, в заявке должны быть указаны следующие паспортные данные: серия <...> номер и дата выдачи паспорта.

Как было указано выше, в форме заявки <…> все обязательные поля заявки от 11.07.2017 были заполнены, в том числе, были заполнены поля паспортных данных «серия», «номер» «выдан (кем, когда)».  

На рассмотрении дела защитники ПАО «МРСК Центра» пояснили, что в поле паспортных данных «серия» указано две цифры вместо четырёх, и такое обстоятельство является основным препятствием для не направления Заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Вместе с тем, к заявке от 11.07.2017 Заявителем была приложена ксерокопия тех листов паспорта гражданина Российской Федерации, на которых имеется такая информация, в связи с чем такие доводы представителей ПАО «МРСК Центра» считаю несостоятельными.

Относительно отсутствия в составе заявки предусмотренной подпунктом «з» пункта 10 Правил № 861 копии договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования прихожу к следующему.

Как следует из подпункта «з» пункта 10 Правил № 861 во взаимосвязи с пунктом 8(5) тех же Правил, копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования должна быть приложена к заявке только в том случае, если  технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, а не к сетям сетевой организации непосредственно. При этом договор заключается такими гражданами с объединением, владеющими соответствующими объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования.

Таким образом, обязательство предоставления в сетевую организацию  согласно подпункту «з» пункта 10 Правил № 861 в составе заявки копии договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, заключаемого гражданином и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением, будет иметь место в случае, если на момент подачи заявки заявитель является гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (статья 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

На рассмотрении дела защитники ПАО «МРСК Центра» пояснили, что <…> относится именно к такой категории, так как из представленного им совместно с заявкой свидетельства о государственной регистрации права от 06.05.2008 следует, что принадлежащий ему земельный участок для садоводства расположен на территории садоводческого товарищества «Ветеран» (указано в адресе объекта). 

Вместе с тем, из этого свидетельства такой однозначный вывод сделать нельзя, и из буквального прочтения адреса объекта данное суждение не подтверждается.  

Более того, к заявке от 11.07.2017 Заявителем была приложена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.04.2017 № 2020В/2017 на садоводческое товарищество «Ветеран» (ОГРН 1076731015470), из которой следует, что деятельность товарищества в качестве юридического лица 22.10.2007 была прекращена, в связи с чем с этой даты его правоспособность прекращена (пункт 3 статьи 49 ГК РФ), и Заявитель не может вступать с ним какие-либо сделки.

Представленная Смоленскому УФАС России письмом Общества от 03.08.2017 № МР1-СМ/31-1/4837 в подтверждение возможности заключения договора с несуществующим юридическим лицом копия договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ «Ветеран» от 04.07.2016 не является допустимы доказательством, так как такой договор в силу статей 166 и 168 ГК РФ признаётся недействительной (ничтожной) сделкой. И более того, в соответствии с пунктом 7.1 такого договор он вообще не считается заключённым.

Согласно пункту 15 Правил № 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил № 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» обязано было направить в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, не позднее 26.07.2017, чего Обществом выполнено не было.

В имеющихся в деле материалах отсутствует доказательства соблюдения ПАО «МРСК Центра» требований, установленных пунктом 15 Правил № 861.

Не направив Заявителю проект договора в установленный срок, Общество нарушило установленный Правилами № 861 порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Из пояснений защитников ПАО «МРСК Центра» следует, что до настоящего времени проект такого договора в адрес Заявителя не направлен.

Как указано выше, за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПАО «МРСК Центра» ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление заместителя руководителя Тверского УФАС России от 14.06.2016 № 03-5/1-6-2016 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства, вступило в законную силу 04.07.2016, административный штраф оплачен 09.08.2016), что с учётом статьи 4.6 КоАП РФ является квалифицирующим признаком при рассмотрении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Объект правонарушения – правоотношения в энергетике (глава 9 КоАП РФ).

Объективная сторона – нарушение ПАО «МРСК Центра» установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъект правонарушения – юридическое лицо ПАО «МРСК Центра».

Субъективная сторонаПАО «МРСК Центра» виновно в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ПАО «МРСК Центра» требований Правил № 861, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность совершенного ПАО «МРСК Центра» административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность совершенного ПАО «МРСК Центра» административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлены.

Срок давности привлечения ПАО «МРСК Центра» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истёк.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не усматривается.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; ОГРН 1046900099498; ИНН 6901067107) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме, по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Смоленской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, л/с 04631485530), ИНН 6730031796, КПП 673001001. Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК Г.СМОЛЕНСК, БИК 046614001, р/счет 40101810200000010001, КБК 16111641000016000140, код по ОКТМО 66701000, УИН 16122201710060953760 (квитанция для уплаты штрафа прилагается).

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела контроля

экономической концентрации

и естественных монополий

Смоленского УФАС России 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны