Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-01/12-16/РЗ от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-01/12-16/РЗ

 

28 июня 2016 г.                                                                                                         г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

члены Комиссии:   

<…> – руководитель Смоленского УФАС России

<…> – начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России,

рассмотрев дело № 05-01/12-16/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> по факту распространения в эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево» рекламы газеты «Городская газета  Ярцево», в которой содержатся не соответствующие действительности сведения: «Самый большой охват аудитории о фактическом размере спроса на рекламируемую газету «Городская газета Ярцево»,  

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>; ИНН 670800306197, ОГРНИП 315673300025233); в отсутствии заявителя  <...>, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России 25.04.2016 поступило заявление <...> от 20.04.2016, в котором сообщается следующее. В эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево» в период с 6 по 19 апреля 2016 года транслировалась реклама газеты «Городская газета  Ярцево», в тексте которой содержится утверждение: «Самый большой охват аудитории». По мнению заявителя, указанное утверждение не соответствует действительности, так как на территории г. Ярцево, помимо газеты «Городская газета  Ярцево», выходит несколько зарегистрированных в установленном порядке   средств   массовой   информации:   газета   «Вести  Привопья»  -   тираж   4178

 

экземпляров в неделю, газета «Сигма-плюс» - тираж 9600  экземпляров в неделю и газета «Ярмакс» - тираж 10000 экземпляров в неделю. При этом тираж «Городская газета  Ярцево» составляет всего 3000 экземпляров в неделю. Законодательство запрещает использовать в рекламе утверждения в превосходной степени, если это не подтверждено документально. Очевидно, что тираж и, соответственно, охват аудитории у газеты «Городская газета  Ярцево» ниже, чем у любой из других местных газет, что указывает на недостоверную информацию  в  рекламе  и  вводит потребителей в заблуждение. Реклама также содержит признаки недобросовестной конкуренции, так как потенциальные клиенты (рекламодатели), размещающие рекламу в печатных СМИ г. Ярцево, вводятся в заблуждение относительно истинного охвата аудитории. Заявитель просит принять меры реагирования по изложенным фактам.

В Смоленское УФАС России 29.04.2016 из Управления Роскомнадзора по Смоленской области (письмо от 27.04.2016 № 1473-01/67) поступило ещё одно заявление <...> от 20.04.2016 идентичного содержания.

 

        В ходе рассмотрения заявления должностными лицами Смоленским УФАС России было установлено следующее.

        В эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево» в период с 03.03.2016 по 10.05.2016 транслировалась следующая информация:

«Вы желаете купить или продать? Вы предлагаете услуги или ищете работу?

Городская газета поможет Вам.

Более 1000 бесплатных объявлений, реклама, новости, телепрограмма

Самый большой охват аудитории. Подайте свое объявление, заявите о себе.

Городская газета работает для Вас. Прием объявлений по телефону 3-123-5»

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – распространяется в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования; направлена на привлечение внимания и формирование интереса к  «Городской газете», её продвижение на рынке.

 

Вещание на радиостанции «Русское Радио Ярцево» осуществляет ООО «РР-Смоленск».  ООО «РР-Смоленск» в ответ на запрос Смоленского УФАС России от 17.05.2016 (исх. № 1483/05), 20.05.2016  и  30.05.2016 представило документы, согласно которым указанная реклама на радиостанции «Русское Радио Ярцево» транслировалась на основании договора № 16-МО/77  возмездного оказания услуг по размещению рекламы в радиоэфире от 02.03.2016, заключенного индивидуальным предпринимателем <...> (Заказчик) с ООО «РР-Смоленск» (Исполнитель).

           Ни одно из периодических печатных изданий, которые распространяются на территории города  Ярцево, кроме газеты  «Городская газета Ярцево», не имеет в своём наименовании (названии) средства массовой информации такие слова как «Городская газета». Кроме того, на странице 20 газеты «Городская газета Ярцево» № 20 от 24.05.2016 и № 21 от 31.05.2016, указан номер телефона приёма бесплатных объявлений в газету  «Городская газета Ярцево»: 3-123-5, который указан  и в рекламе, распространяемой в эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево».

        Согласно информации из Перечня наименований зарегистрированных СМИ, размещённого на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, газета «Городская газета Ярцево» зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как печатное СМИ - Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 67 - 00265 от 26.10.2015, территория распространения – город Ярцево (Смоленская область), учредителем и  главным редактором газеты является <...>.

  Учитывая изложенное, указанную выше рекламу газеты «Городская газета», следует признать  как рекламу газеты  «Городская газета Ярцево».

  На основании выходных данных периодических печатных изданий, распространяемых на территории  г. Ярцево, тираж газеты  «Городская газета Ярцево» составляет 3000 экземпляров в неделю, «Вести Привопья» - 4278 экземпляров в неделю, «Сигма-плюс» - 9500  экземпляров в неделю и «Ярмакс» - 10000 экземпляров в неделю.  Учитывая изложенное, тираж газеты «Городская газета Ярцево» менее тиражей иных газет, распространяемых на территории г. Ярцево, соответственно и охват читателей (аудитории) у неё меньше.

Согласно пункту 1.1 договора № 213 на изготовление печатной продукции от 08.04.2016, заключенного индивидуальным предпринимателем <...> (далее – Издатель) с ЗАО «Полиграф-Сервис» (далее – Типография), Издатель поручает, а Типография принимает на себя обязательства по выполнению работ на основании заявок Издателя по печати офсетным способом издания «Городская газета Ярцево» с оригинал-макетов, получаемых от Издателя. На основании заявок и актов оказания услуг к указанному договору, еженедельный тираж выпуска газеты «Городская газета Ярцево» в апреле – мае 2016 года составлял  3 000 экземпляров, за исключением выпуска от 12.04.2016 – 5 000 экземпляров.

Таким образом, в тексте указанной выше рекламы содержится информация: «Самый большой охват аудитории», которая не соответствует  действительности о фактическом размере спроса на рекламируемую газету «Городская газета Ярцево» и соответственно, об объёме её продажи.

 

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе»: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Таким образом, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах. Недостоверным сведениям присущ не соответствующий истине, неправильный, неточный, ложный характер. Любое не обладающее достоверностью, весьма сомнительное, не соответствующее истине утверждение, способно ввести потребителей в заблуждение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

На основании пункта 13 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар.

Согласно пункту 14 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  об объёме производства или продажи рекламируемого или иного товара.

Таким образом, распространяемая реклама является недостоверной, так как утверждение в рекламе: «Самый большой охват аудитории» не соответствует  действительности о преимуществах газеты  «Городская газета Ярцево» в части размера спроса на рекламируемую газету и объёмах её продажи, перед находящимися в обороте иными периодическими печатными изданиями, что является нарушением пунктов 1, 13 и 14 части 3 статьи 5 «О рекламе».  

       

        Реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке. Сообщение в рекламе недостоверных сведений о том, что «Городская газета» имеет «самый большой охват аудитории», ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед конкурентами, действующими на том же товарном рынке и соблюдающими требования действующего законодательства. Распространяемая реклама косвенным путём внушает потребителю мысль о том, что та или иная газета, которая распространяется на территории города Ярцево, пользуется меньшим спросом и имеет меньший тираж выпуска,  хотя это не соответствует действительности.

На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14.2.  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в редакции от 05.10.2015) "О защите конкуренции", не допускается недобросовестная конкуренция путём введения в заблуждение, в том числе в отношении фактического размера спроса на такой товар.

Согласно пункту 1 статьи 14.3. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в редакции от 05.10.2015) "О защите конкуренции", не допускается недобросовестная  конкуренция путём некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путём использования слова "самый", создающего  впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Таким образом, утверждение в рекламе: «Самый большой охват аудитории» относительно газеты «Городская газета» не соответствует действительности по сравнению с тиражами периодических печатных изданий, выпускаемых иными издателями - конкурентами,   тем самым вводит в заблуждение потребителей в отношении фактического спроса на газету «Городская газета Ярцево» и является  нарушением пункта 2 статьи 14.2. и пункта 1 статьи 14.3. Закона «О защите конкуренции» в части совершения недобросовестной конкуренции, что является нарушением  пункта 4 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе».

 

          На основании вышеизложенного, в рекламе газеты «Городская газета Ярцево», которая транслировалась в эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево», содержатся  нарушения  требований пунктов 1, 13 и 14 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе». 

        Ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 5 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 указанного закона, несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо».

Реклама газеты «Городская газета Ярцево» в эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево» транслировалась на основании договора № 16-МО/77 от 02.03.2016  возмездного оказания услуг по размещению рекламы в радиоэфире, заключенного индивидуальным предпринимателем <...> (Заказчик) с ООО «РР-Смоленск» (Исполнитель). Согласно пункту 1.1. указанного договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по звуковому радиорекламному  обслуживанию Заказчика, а именно – оказать услуги по размещению в радиоэфире отдельных звуковых рекламных роликов. Размещение рекламного ролика в эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево» в период с 03.03.2016 по 10.05.2016 подтверждается актами № 36 от 31.03.2016, № 49 от 13.04.2016, № 65 от 07.05.2016 и      № 66 от 10.05.2016. Таким образом,  рекламодателем указанной выше рекламы является индивидуальный предприниматель <...>.

На рассмотрении дела индивидуальный предприниматель <...>. пояснила следующее. С выводами Комиссии, что ею допущены нарушения Закона «О рекламе»  при размещении рекламы на радио, она согласна, но нарушения допущены неумышленно, принизить кого-либо умысла не было. В содеянном раскаивается и использовать слова: «самый большой охват аудитории», она больше не будет и впредь будет более внимательной к требованиям Закона «О рекламе».

    

Комиссия, выслушав пояснения индивидуального предпринимателя <...> и рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что лицом, ответственным за размещение в эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево» ненадлежащей рекламы, в которой содержатся слова: «Самый большой охват аудитории» относительно газеты «Городская газета», является индивидуальный предприниматель <...>.

Доказательств о прекращении распространения указанной выше рекламы  индивидуальным предпринимателем <...> Комиссии Смоленского УФАС России  не представлено.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещаемую в эфире радиостанции «Русское Радио Ярцево» рекламу: «Вы желаете купить или продать? Вы предлагаете услуги или ищете работу? Городская газета поможет Вам. Более 1000 бесплатных объявлений, реклама, новости, телепрограмма. Самый большой охват аудитории. Подайте свое объявление, заявите о себе. Городская газета работает для Вас. Прием объявлений по телефону 3-123-5», в которой сведения: «Самый большой охват аудитории» не соответствуют  действительности о преимуществах газеты  «Городская газета Ярцево» перед находящимися в обороте иными периодическими печатными изданиями, в части  размера спроса на рекламируемую газету и объёмах её продажи, поскольку в ней содержатся нарушения требований пунктов 1, 13 и 14 части 3 статьи 5 и пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «6» июля 2016 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны