Решение б/н Решение по делу № 05-01/14-16/РЗ от 5 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

члены Комиссии:   

<…> – руководитель Смоленского УФАС России,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России,

<…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 05-01/14-16/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> по факту распространения в эфире радиоканала «Русское Радио» рекламы медицинской компании «ЛабСтори» о проведении медицинских анализов, в которой усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 3 и 12 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

представители: заявителя <...> (Смоленская обл., <…>); лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>), заинтересованного лица ООО «ЛабСтори» (местонахождение: 199004, г. Санкт-Петербург, Средний В.О. проспект, д. 42, лит. А, пом. 3-Н), на рассмотрение дела не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

индивидуального предпринимателя <...> было вынесено Определение о возбуждении дела
№ 05-01/14-16/РЗ по признакам нарушения пунктов 2, 3 и 12 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе». В указанном Определении рассмотрение дела было назначено на 26.07.2016.

Комиссия Смоленского УФАС России 26.07.2016, исследовав все материалы дела
№ 05-01/14-16/РЗ, признала их достаточными для принятия решения в отсутствии лиц, участвующих в деле и установила следующее.

В Смоленское УФАС России 04.05.2016 поступило обращение <...> от 04.05.2016, в котором сообщается, что 28.04.2016 с 15час.20мин. по 15час.25мин. в эфире радиоканала «Русское Радио» транслировалась реклама медицинской компании «ЛабСтори». По мнению заявителя, в распространяемой рекламе содержатся несоответствующие действительности сведения о взятии крови без боли, так как проколоть кожу без боли невозможно и никто не может гарантировать медицинский результат. Заявитель просит принять меры и прекратить выпуск ложной рекламы.

Должностными лицами Смоленского УФАС России установлено, что на радиоканале «Русское Радио» в период с 01.04.2016 по 30.04.2016 транслировалась реклама следующего содержания:

«Чтоб распознать причины нездоровья,

Болезни чтоб поставить шах и мат,

Анализы зовем сдавать в ЛабСтори,

Где каждым пациентом дорожат.

Работаем без выходных и без обеда.

Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли.

От пациента лишь тогда болезнь отступит,

Когда причины выявит ЛабСтори.

Медицинская компания ЛабСтори: Дзержинского, 5

(напротив памятника с Орлами).

Где анализы в центре города сдать?

ЛабСтори, Дзержинского, 5.

(имеются противопоказания, необходима консультация специалиста)»

Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – распространяется в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к услугам медицинской компании «ЛабСтори».

Должностными лицами Смоленского УФАС России 29.06.2016 был осуществлён телефонный звонок в медицинскую компанию «ЛабСтори» по номеру телефона 30-48-91 для получения информации о процедуре взятия анализа крови. Специалист медицинской компании «ЛабСтори» сообщил, что кровь для анализов берётся только из вены, никакого обезболивания перед забором крови не производится, соответственно прокол кожи будет сопровождаться болевым эффектом. Таким образом, утверждение в рекламе: «Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли» не соответствует действительности.

В тексте рекламы содержится утверждение: «От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори», создающее впечатление о том, что после исследований (анализов), проведённых медицинской компанией «ЛабСтори», заболевание пройдёт, то есть произойдёт улучшение состояния здоровья человека. Однако, сама по себе диагностика заболеваний не может оказать положительное влияние на здоровье человека, а лишь помогает врачу уточнить диагноз. На официальном сайте медицинской компании «ЛабСтори» www.labstori.ru указано: «Важно! Врач-консультант не ставит диагноз заболевания и не назначает лечение пациенту». Таким образом, утверждение в рекламе: «От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори» не соответствует действительности.

На основании части 1 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На основании пункта 3 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно пункту 12 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Таким образом, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах. Недостоверным сведениям присущ не соответствующий истине, неправильный, неточный, ложный характер. Любое не обладающее достоверностью, весьма сомнительное, не соответствующее истине утверждение, способно ввести потребителей в заблуждение.

Учитывая вышеизложенное, распространяемая реклама является недостоверной, так как утверждение в рекламе: «Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли. От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори», не соответствует действительности о том, что анализ крови производится без боли и создаёт впечатление улучшения состояния здоровья человека в результате проведения исследований (анализов) медицинской компанией «ЛабСтори», что является нарушением пунктов 2, 3 и 12 части 3 статьи 5 «О рекламе».  

В соответствии с Отраслевым стандартом «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», принятым и введённым в действие Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Таким образом, рекламируемые услуги по проведению лабораторных исследований являются медицинскими услугами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.

На основании части 3 статьи 24 Закона «О рекламе», требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Учитывая вышеизложенное, утверждение в рекламе: «От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори» содержит ссылку на улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования – проведения анализов в медицинской компании «ЛабСтори», что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе».

Таким образом, в рекламе: «Чтоб распознать причины нездоровья, Болезни чтоб поставить шах и мат, анализы зовем сдавать в ЛабСтори, где каждым пациентом дорожат. Работаем без выходных и без обеда. Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли. От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори. Медицинская компания ЛабСтори: Дзержинского, 5 (напротив памятника с Орлами). Где анализы в центре города сдать? ЛабСтори, Дзержинского, 5. (имеются противопоказания, необходима консультация специалиста)», является нарушеним пунктов 2, 3 и 12 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 и статьёй 24 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несёт рекламодатель. В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму».

В ходе рассмотрения заявления <...> должностными лицами Смоленского УФАС России установлено, что указанная реклама транслировалась в эфире радиоканала «Русское Радио» на основании договора на оказание услуг от 01.01.2016, заключенного между ООО «Пресса» и индивидуальным предпринимателем <…>. Согласно условиям договора, ООО «Пресса», действующее на основании договора с правообладателем радиоканала «Русское Радио» и на основании лицензии на радиовещание, обязуется оказать индивидуальному предпринимателю <…> в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 услуги по проведению рекламной кампании (рекламных кампаний) индивидуального предпринимателя <…> – путём размещения рекламы в региональном эфире г. Смоленска на волне 103,5 радиоканала «Русское Радио».

Согласно договору на оказание услуг от 01.01.2016, заключенного индивидуальным предпринимателем <…> с индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальный предприниматель <…> обязуется оказать индивидуальному предпринимателю <…> в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 услуги по проведению рекламной кампании (рекламных кампаний) индивидуального предпринимателя <...> – путём размещения рекламы в региональном эфире (г. Смоленск, Смоленская область) радиоканалов «Авторадио», Радио «Мир», «ДиФМ», «Юмор FM», «Русское Радио»;

Индивидуальным предпринимателем <...> (далее – Агент) с ООО «ЛабСтори» (далее – Заказчик) заключен договор на оказание услуг от 01.01.2016, согласно пункту 1 которого, Агент обязуется оказать Заказчику в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 услуги по проведению рекламной кампании (рекламных кампаний) Заказчика – путём размещения рекламы в Региональном эфире г. Смоленска на волне 103,5 радиоканала «Русское Радио». В соответствии с пунктом 2 указанного договора, Агент получает право заключать договоры на реализацию услуг по размещению Региональной рекламы в эфире радиоканала, указанного в пункте 1 договора, от своего имени, но в интересах Заказчика, с третьими лицами. Согласно пункту 3 договора, региональная реклама размещается в форме рекламных роликов. На основании пункта 7 договора, Агент обязан проверять предоставленные Заказчиком рекламные тексты на соответствие ее требованиям законодательства РФ, включая законодательство о Российской Федерации о рекламе; в случае, если в связи с размещением рекламы, размещенной Агентом, ФАС России (территориальным управлением) будет рассматриваться административное дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, лицом, ответственным за соответствие рекламного материала требованиям действующего законодательства является Агент. В соответствии с пунктом 8 договора, Заказчик предоставляет текст для записи рекламы. Согласно пункту 12 договора, Агент несёт полную ответственность за содержание и оформление региональной рекламы, если она не соответствует указаниям Заказчика, за содержание рекламы требованиям действующего законодательства.

Должностными лицами Смоленского УФАС России установлено, что текст рекламного ролика, вышедшего в эфир радиоканала «Русское Радио», не соответствует тексту, предоставленном в заявке ООО «ЛабСтори» от 14.03.2016, а именно слова: «Возьмут здесь кровь у вас почти без боли. От пациента отступить болезнь должна, когда причины выявит ЛабСтори» были заменены на слова: «Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли. От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори».

Индивидуальный предприниматель <...> в письме от 14.07.2016 сообщил, что он является уполномоченным лицом ООО «ЛабСтрои» п размещению рекламной информации общества на радиоканале «Русское Радио». Между ООО «ЛабСтори» и индивидуальным предпринимателем <...> заключен договор на оказание услуг от 01.01.2016, согласно условий которого к договору ООО «ЛабСтори» оформляет заявку с примерным текстом рекламы и период времени, в который должна выйти реклама в
г. Смоленске. Ролик индивидуальный предприниматель <...> записывает самостоятельно, ориентируясь на пожелания рекламодателя. Спорный ролик записывал знакомый и при прослушивании готового ролика индивидуальный предприниматель <...> не обратил внимание на то, что текст рекламы был изменен, потому что стихотворная форма было соблюдена.

Таким образом, рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы: «Чтоб распознать причины нездоровья, болезни чтоб поставить шах и мат, анализы зовем сдавать в ЛабСтори, где каждым пациентом дорожат. Работаем без выходных и без обеда. Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли. От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори. Медицинская компания ЛабСтори: Дзержинского, 5 (напротив памятника с Орлами). Где анализы в центре города сдать? ЛабСтори, Дзержинского, 5. (имеются противопоказания, необходима консультация специалиста)» является индивидуальный предприниматель <…> (адрес регистрации: <…>).

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещаемую эфире радиоканала «Русское Радио» рекламу: «Чтоб распознать причины нездоровья, Болезни чтоб поставить шах и мат, анализы зовем сдавать в ЛабСтори, где каждым пациентом дорожат. Работаем без выходных и без обеда. Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли. От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори. Медицинская компания ЛабСтори: Дзержинского, 5 (напротив памятника с Орлами). Где анализы в центре города сдать? ЛабСтори, Дзержинского, 5. (имеются противопоказания, необходима консультация специалиста)», в которой содержатся несоответствующие действительности сведения о том, что анализ крови производится без боли, а также содержит ссылку на улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования – проведения исследований (анализов) в медицинской компании «ЛабСтори», поскольку в ней нарушены пунктов 2, 3 и 12 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2016 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«26» июля 2016 года                                                                                   г. Смоленск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

 

члены Комиссии:   

<…> – руководитель Смоленского УФАС России,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России,

,

на основании своего решения от 26.07.2016 по делу № 05-01/14-16/РЗ о признании ненадлежащей размещаемой в эфире радиоканала «Русское Радио» рекламы «Чтоб распознать причины нездоровья, Болезни чтоб поставить шах и мат, анализы зовем сдавать в ЛабСтори, где каждым пациентом дорожат. Работаем без выходных и без обеда. Возьмут здесь кровь у вас совсем без боли. От пациента лишь тогда болезнь отступит, когда причины выявит ЛабСтори. Медицинская компания ЛабСтори: Дзержинского, 5 (напротив памятника с Орлами). Где анализы в центре города сдать? ЛабСтори, Дзержинского, 5. (имеются противопоказания, необходима консультация специалиста)», в которой содержатся несоответствующие действительности сведения о том, что анализ крови производится без боли, а также содержит ссылку на улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования – проведения исследований (анализов) в медицинской компании «ЛабСтори», поскольку в ней нарушены пунктов 2, 3 и 12 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»),

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Индивидуальному предпринимателю <…> (адрес регистрации: <…>), в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: привести текст рекламы в соответствие с текстом заявки ООО «ЛабСтори» от 14.03.2016 либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы.

2. Индивидуальному предпринимателю <…> (адрес регистрации: <…>) представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15.08.2016.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц административный штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны