Решение б/н Решение по делу № 05-01/21-16/РЗ от 17 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-01/21-16/РЗ
29 сентября 2016 г. г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
заместитель председателя Комиссии:
члены Комиссии: |
<…> – заместитель руководителя Смоленского УФАС России <…> – начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, |
рассмотрев дело № 05-01/21-16/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на улицах г. Смоленска рекламы кафе «Любовное настроение», в тексте которой используется иностранное слово «КРАФТ», но при этом отсутствует существенная информация о рекламируемом товаре (новый, свежий КРАФТ) и его использовании, что тем самым приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы,
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – генерального директора ООО «ОРИОН» (местонахождение: 214019, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 9) <…>; заявитель <…> либо её представитель не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 18.07.2016 поступило обращение <...> от 18.07.2016, в котором сообщается, что в г. Смоленске, на углу пересечения ул. Шевченко - ул. Румянцева, установлена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания:
«Любовное настроение
Китайская кухня и всегда новый свежий КРАФТ.
А также суши, роллы, пицца и особое настроение. Любовь пройдет, настроение останется. 25 Сентября, 9 тел. 56-23-32 vk.com/lyubovnoenastroyeniye»
Заявитель считает, что рекламодатель и рекламораспространитель рекламируют алкогольный напиток – крафтовое пиво и просит провести проверку по данному факту и привлечь к ответственности рекламодателя и рекламораспространителя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»)»: «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама».
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – распространяется на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к кафе «Любовное настроение» и реализуемой продукции.
В тексте указанной рекламы используется иностранное слово «КРАФТ», но из текста рекламы понять, что оно означает в словосочетании «свежий КРАФТ», не предоставляется возможным.
Иностранное слово Крафт (craft) в переводе с английского означает «ремесло», «умение что-то делать» и имеет несколько значений: 1) создание предмета из одного или нескольких предметов; 2) особо прочная оберточная бумага, из которой изготовляют мешки и пакеты для сыпучих; 3) «craft beer» переводится как «ремесленное пиво»; 4) способ получения большей части существующих в Minecraft блоков и предметов.
У заявителя <...> выражение: «Всегда новый свежий КРАФТ», вызвало ассоциацию с крафтовым пивом.
С целью определения, с чем именно ассоциируется у потребителей рекламы объект рекламирования «свежий КРАФТ» в размещаемой рекламе, в Смоленском УФАС России 05.08.2016 состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Смоленском УФАС России, на котором обсуждался вопрос: вызывает ли выражение «СВЕЖИЙ КРАФТ» ассоциацию с пивом либо с новинками китайской кухни или с чем-то иным. Большинство членов Экспертного совета (77,8%) выразили мнение о том, что выражение: «СВЕЖИЙ КРАФТ», которое употребляется в тексте рекламы кафе «Любовное настроение», не ассоциируется с рекламой алкогольной продукции.
Кроме того, в целях всестороннего рассмотрения дела, Смоленским УФАС России 27-29 июля 2016 г. с использованием Интернет-сайта Smolenck.fas.gov.ru/news был проведен опрос жителей города по вопросу: «Какие ассоциации вызывает выражение: «Свежий крафт» в указанной рекламе: с пивом, с новинками китайской кухни или другое». В опросе приняло участие 288 пользователей сети Интернет. Согласно полученным ответам по опросу, выражение: «СВЕЖИЙ КРАФТ» в указанной рекламе вызывает различные ассоциации: с пивом (47,7%), новинками китайской кухни (31,6%) и иное (20,7%): бумагой для оформления подарков, игрой, ремеслом, продукцией или пищей, сделанной руками в ограниченном количестве, немецким скульптором, непринуждённым, свободным отдыхом, азартными играми, либо не знают, что это обозначает.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе»: «В рекламе не допускается
использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации».
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе»: «Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».
В рекламе: «Любовное настроение Китайская кухня и всегда новый свежий КРАФТ. А также суши, роллы, пицца и особое настроение. Любовь пройдет, настроение останется. 25 Сентября, 9 тел. 56-23-32 vk.com/lyubovnoenastroyeniye», используется иностранное слово «КРАФТ», но при этом отсутствует существенная информация о рекламируемом товаре (новый свежий КРАФТ) и его использовании, что тем самым приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо».
Деятельность в кафе «Любовное настроение» осуществляет ООО «ОРИОН» (местонахождение: 214019, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 9; ИНН: 6732114208). Согласно договору аренды рекламной конструкции (рекламоносителя) № 16-06-9-26 от 05.07.2016, заключенного ООО «ОРИОН» (далее - Арендатор) с ООО «РА «КАМЕЯ» (далее – Арендодатель), рекламная конструкция, установленная по адресу: г. Смоленск, угол пересечения ул. Шевченко, д. 58 и ул. Румянцева, принадлежит на праве аренды ООО «ОРИОН». Согласно пункту 4.1.3. договора, Арендатор обязуется размещать рекламно-информационные материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Законом «О рекламе». Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «ОРИОН».
На рассмотрении дела генеральный директор ООО «ОРИОН» <...> пояснил следующее. Размещаемая реклама является рекламой кафе «Любовное настроение». Слово «Крафт» в рекламе означает то, что в кафе делаются пельмени ручной работы, новинки различных блюд, а также на крафтовой бумаге печатаются визитки. Само слово «Крафт» давно вошло в русскую речь. С тем, что использование слова «КРАФТ» в рекламе является нарушением Закона «О рекламе», он не согласен.
Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения генеральный директор ООО «ОРИОН» <...>, считает доводы <...> необоснованными.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Любовное настроение Китайская кухня и всегда новый свежий КРАФТ. А также суши, роллы, пицца и особое настроение. Любовь пройдет, настроение останется. 25 Сентября, 9 тел. 56-23-32 vk.com/lyubovnoenastroyeniye», размещаемую на рекламной конструкции, по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, 58 – ул. Румянцева, в которой используется иностранное слово: «КРАФТ», но при этом отсутствует существенная информации о рекламируемом товаре (новый свежий КРАФТ) и его использовании, что тем самым приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «ОРИОН» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме «4» октября 2016 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«4» октября 2016 г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
члены Комиссии:
|
<…> – заместитель руководителя Смоленского УФАС России <…> – начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области; |
|
<…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, |
на основании своего решения от 29.09.2016 по делу № 05-01/21-16/РЗ о признании ненадлежащей рекламы: «Любовное настроение Китайская кухня и всегда новый свежий КРАФТ. А также суши, роллы, пицца и особое настроение. Любовь пройдет, настроение останется. 25 Сентября, 9 тел. 56-23-32 vk.com/lyubovnoenastroyeniye», размещаемой на рекламной конструкции, по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, 58 – ул. Румянцева, в которой используется иностранное слово: «КРАФТ», но при этом отсутствует существенная информации о рекламируемом товаре (новый свежий КРАФТ) и его использовании, что тем самым приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- Обществу с ограниченной ответственностью «ОРИОН» (местонахождение: 214019, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 9; ИНН: 6732114208) в тридцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы с использованием слова «КРАФТ», либо в текст рекламы добавить существенную информацию о рекламируемом товаре (новый свежий КРАФТ) и его использовании.
- Обществу с ограниченной ответственностью «ОРИОН» (местонахождение: 214019, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 9; ИНН: 6732114208) представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14.11.2016.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.