Решение б/н Решение по делу №05-01/23-16/РЗ от 17 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

20 сентября 2016 года                                                                                                        г. Смоленск

  

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области;

 

Члены Комиссии:

 

<…> – начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области;

 

рассмотрев дело № 05-01/23-16/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении на средствах наружной рекламы в г. Смоленске ненадлежащей рекламы медицинских услуг медицинского центра «Надежда», в тексте которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалиста,

в присутствии индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>),

УСТАНОВИЛА:

в результате осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы должностными лицами Смоленского УФАС России 27.07.2016 было выявлено, что в г. Смоленске ул. Николаева, дом № 12-А, на стене торгового комплекса «Центрум», установлена рекламная конструкция (рекламный баннер) с рекламой следующего содержания:

«Надежда медицинский центр

- Акушер-гинеколог;- Аллерголог;- Гастроэнтеролог,- Кардиолог (вызов на дом);- Косметолог;- Маммолог;- Медицинский генетик;- Невролог (вызов на дом);- Нефролог;

- Онколог;- Педиатр;- Пластический хирург;- Психолог;- Ревматолог;- Сосудистый хирург; - Терапевт;- Хирург;- Уролог-андролог;- Эндокринолог

  • Гистороскопия
  • Ведение беременности
  • УЗИ всех органов и систем
  • Кольпоскопия
  • Подготовка к ЭКО
  • Все виды анализов
  • Лечение простатита и сексуальных расстройств (аппаратное лечение)

 ул. Урицкого, 15Б       www.nadegda-sm.ru        (4812) 62-39-39,8(951) 694-03-30»

 

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на улице города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к медицинским услугам, оказываемым в медицинском центре «Надежда».

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение»; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий»; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни».

В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" (утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12), медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно Номенклатуре медицинских услуг (утверждена Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н), гистороскопия, ведение беременности, УЗИ всех органов и систем, кольпоскопия, подготовка к ЭКО, услуги по проведению лабораторных исследований и лечение простатита и сексуальных расстройств (аппаратное лечение), относятся к медицинским услугам.

Таким образом, размещаемая реклама, в тексте которой содержится информация об оказании медицинских услуг в медицинском центре «Надежда»: гистороскопия, ведение беременности, УЗИ всех органов и систем, кольпоскопия, подготовка к ЭКО, все виды анализов и лечение простатита и сексуальных расстройств (аппаратное лечение), является рекламой медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе»: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники».

В тексте указанной рекламы медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных частями 7 - 9 статьи 24 Закона «О рекламе», на основании части 7 статьи 38 данного Закона, несет рекламораспространитель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств».

Реклама размещалась на основании договора № БН-03/16 от 01.07.2016 на размещение рекламы, заключенного индивидуальным предпринимателем <…> (далее – Рекламист) с ООО «Надежда» (далее – Рекламодатель). Согласно пункту 1.1. договора, рекламист размещает рекламно-информационные материалы рекламодателя на рекламных носителях Рекламиста. На основании пункта 3.5. договора, Рекламист вправе не принимать рекламные материалы, содержание и/или оформление которых, по мнению Рекламиста, не соответствуют моральным и этическим нормам, противоречит действующему Законодательству РФ. 

Согласно пункту 1.1 договора № 073/110 по предоставлению в аренду места на стене для размещения рекламного материала от 01.08.2012, заключенного индивидуальным предпринимателем <…> с ЗАО «Универсам «Центральный», индивидуальный предприниматель <…> является арендатором места на стене торгового комплекса «Центрум», по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 12-А. 

Таким образом, индивидуальный предприниматель <…> является рекламораспространителем указанной выше рекламы медицинских услуг.

На рассмотрении дела индивидуальный предприниматель <...> пояснил, что нарушение было допущено неумышленно, так как считал, что медицинские работники при размещении рекламы медицинских услуг, должны знать все требования к такой рекламе. Нарушение было устранено сразу же после того, как Смоленским УФАС России было выявлено отсутствие на баннере необходимого предупреждения; рекламодатель в течение суток заменил рекламный баннер, в текст рекламы медицинских услуг добавлено необходимое предупреждение о наличии противопоказаний к их применению.

В материалах дела имеется фотография рекламы, представленная ООО «Надежда», где в тексте присутствует надпись: «имеются противопоказания, необходима консультация специалиста», что свидетельствует о прекращении нарушения Закона «О рекламе».

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.   Признать ненадлежащей рекламу медицинского центра «Надежда» по оказанию медицинских услуг по гистороскопии, ведению беременности, подготовке к ЭКО, лечению простатита и сексуальных расстройств,  УЗИ всех органов и систем, кольпоскопии и проведению всех видов анализов, размещаемую на рекламной конструкции (рекламном баннере), установленной на внешней стене торгового комплекса «Центрум» по адресу: г. Смоленск ул. Николаева, дом № 12-А, в тексте которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны