Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 05-02/13-16/РА

об административном правонарушении

«27» сентября 2016 г.                                                                                                  г. Смоленск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-02/13-16/РА, возбужденного в отношении Кредитного потребительского кооператива «КРЫМ» (место нахождения: 295024, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Октябрьская, д. 12),

УСТАНОВИЛ:

Событие административного правонарушения и его квалификация.

В Смоленское УФАС России 30.06.2016 поступило заявление Отделения по Смоленской области Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (далее – Отделение Смоленск), в котором сообщается следующее. В Отделение Смоленск поступают телефонные звонки физических лиц о разъяснении правомерности осуществления кредитным потребительским кооперативом «КРЫМ» (ОГРН 1159102105799, ИНН 9102189320; далее - КПК «КРЫМ») операций по привлечению вкладов с высокими процентными ставками привлечения. КПК «КРЫМ» создан 02.07.2015, зарегистрирован в г. Симферополь (Республика Крым), имеет подразделения в городах – Брянск, Симферополь, Севастополь и Смоленск. На поднадзорной Отделению Смоленск территории подразделение КПК «КРЫМ» располагается по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, д. 7. Кооператив активно рекламирует свою деятельность. На пешеходную улицу выставлен рекламный штендер с упоминанием слова «Вклады» и размером процентных ставок привлечения. Аналогичная информация размещена на сайте КПК «КРЫМ». Поскольку КПК «КРЫМ»  не является банком, не имеет лицензии на осуществление деятельности по привлечению денежных средств во вклады, можно сделать вывод о недостоверности рекламной информации. Отделение Смоленск просит принять соответствующие меры к КПК «КРЫМ».

Должностными лицами Смоленского УФАС России в результате осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы, 07.07.2016 был зафиксирован факт размещения рекламного штендера около входа в офис КПК «КРЫМ» по адресу г. Смоленск, ул. Николаева, д. 7, с информацией следующего содержания:

«КРЫМ кредитный потребительский кооператив.

ВКЛАДЫ от 1000 рублей от 18 до 21 % годовых от 3 до 12 месяцев.

Все вклады застрахованы. Копите с умом! Изображение копилки.

тел.: 8 (4812) 698-696 www.kpkkpym.ru  г. Смоленск, ул. Николаева, д. 7».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц – размещается на улице города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к кредитному потребительскому кооперативу «КРЫМ» и оказываемым им финансовым услугам.

На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»): «Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»: «финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее Закон «О кредитной кооперации»): «кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)».

На основании требований, установленных пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона «О кредитной кооперации»: «кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Таким образом, основной целью деятельности кредитного кооператива является осуществление финансовой взаимопомощи добровольно объединившимися гражданами – пайщиками за счет паевых взносов, переданных в собственность кредитного кооператива и личных сбережений.

Согласно пункту 1 статьи 835 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ: «Право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом».

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990
№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон «О банках и банковской деятельности»): «К банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)».

Согласно статье 36 Закона «О банках и банковской деятельности»: «вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов».

С учетом вышеизложенного, исключительное право на привлечение денежных средств во вклады имеют только банки, которым такое право предоставлено соответствующей лицензией, выданной Банком России и организации, не имеющие такой лицензии не вправе осуществлять такой вид банковских операций.

 

На основании пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе»: «Не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений»

В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона «О рекламе»: «если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается».

Согласно информации Отделения Смоленск,  КПК «КРЫМ» не имеет лицензии на осуществление деятельности по привлечению денежных средств во вклады.

Учитывая вышеизложенное, реклама финансовых услуг: «КРЫМ кредитный потребительский кооператив. ВКЛАДЫ от 1000 рублей от 18 до 21 % годовых от 3 до 12 месяцев…» является ненадлежащей, так как в ней содержится информация по оказанию  банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады лицом - кредитным потребительским кооперативом «КРЫМ», не имеющим на то соответствующей лицензии, что является нарушением требований пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Закона «О рекламе».  

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе является ненадлежащей.

Таким образом, установлено событие административного правонарушения, выразившееся в размещении ненадлежащей наружной рекламы финансовых услуг по оказанию  банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады лицом - кредитным потребительским кооперативом «КРЫМ», не имеющим на то соответствующей лицензии, что является нарушением требований пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Закона «О рекламе».  

Ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 7 и статьёй 28 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несет рекламодатель; на основании части 7 статьи 38 данного Закона, ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 7 Закона «О рекламе» - рекламораспространитель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств».

Деятельность в офисе по адресу г. Смоленск, ул. Николаева, д. 7 осуществляет КПК «КРЫМ» (местонахождение: 295024, Республика Крым, г. Симферополь,
ул. Севастопольская, д. 13). Рекламный штендер, установленный у входа в офис
КПК «КРЫМ», изготовлен ООО «18 метров» по заказу КПК «КРЫМ»  на основании договора от 06.06.2016 № 06062016, заключенного  КПК «КРЫМ»  с ООО «18 метров». Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше рекламы является КПК «КРЫМ» (местонахождение: 295024, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Октябрьская, д. 12).

Согласно пункту 7.2. договора от 06.06.2016 № 06062016, ответственность сторон определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Макет штендера с рекламой финансовых услуг исполнителем работ с КПК «КРЫМ»  согласован 02.06.2016. Штендер с рекламой, изготовленный ООО «18 метров»,   принят КПК «КРЫМ»  по накладной № 145 от 06.06.2016, оплата произведена КПК «КРЫМ»  полностью (платёжное поручение № 227 от 06.06.2016) на основании счёта на оплату   № 142 от 06.06.2016.

На основании вышеизложенного, виновным в совершении указанного правонарушения  является КПК «КРЫМ».

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая все обстоятельства дела, ответственность за административное правонарушение несёт КПК «КРЫМ».

Частью 1 статьи 14.3 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 указанной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38 и 19.31 КоАП, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Факт совершения административного правонарушения КПК «КРЫМ» подтверждается протоколом по делу № 05-02/13-16/РА об административном правонарушении от 13.09.2016, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения КПК «КРЫМ» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истёк.

Добровольное прекращение КПК «Крым» нарушения законодательства Закона «О рекламе» (до принятия Комиссией Смоленского УФАС России решения по делу № 05-01/17-16/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), на основании статьи 4.2 КоАП необходимо признать обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП, не установлено.

Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Дело рассматривалось с участием управляющего дополнительным офисом Кредитного потребительского кооператива «КРЫМ» в г. Смоленске  <...> (доверенность КПК «Крым» № 14/06/2016-02 от 14.06.2018), который пояснил, что нарушения допущены  неумышленно и устранены 05.08.2016. <...> просил ограничиться предупреждением, так как КПК «Крым» является микропредприятием, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 26.09.2016, представленной письмом КПК «Крым» от 26.09.2016. 

Кредитный потребительский кооператив «КРЫМ» (ОГРН 1159102105799, ИНН 9102189320), согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 26.09.2016, по состоянию на 10.09.2016 включен в Единый реестр  субъектов малого и среднего предпринимательства (номер ЮЭ9965-16-281621) как микропредприятие.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 3.4 КоАП: «Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме».

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административное правонарушение по статье 14.3 КоАП  КПК «Крым» совершено впервые. Случаев причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, при совершении КПК «Крым» указанного административного правонарушения, не установлено.

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП,  установлены обстоятельства замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьями 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 29.2 и 29.10 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Кредитный  потребительский кооператив «КРЫМ» (место нахождения: 295024, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Октябрьская, д. 12; ОГРН 1159102105799, ИНН 9102189320) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в размещении наружной рекламы финансовых услуг по оказанию  банковской услуги по привлечению денежных средств во вклады лицом - кредитным потребительским кооперативом КПК «КРЫМ», не имеющим на то соответствующей лицензии, что является нарушением требований пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить Кредитному  потребительскому кооперативу «КРЫМ»  наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны