Решение б/н Решение по жалобе ООО "Аврора С" от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

№067/10/18.1-196/2021

 

20 мая 2021 г.                                                                                                                  г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

<…>

<…>,

 

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей Заказчика – Смоленского регионального филиала АО «Россельхозбанк»: <…> (доверенность от 10.12.2018), <…> (доверенность от 23.03.2021), <…> (доверенность от 18.05.2017); Заявителя – ООО «Аврора С»: <…> (доверенность от 01.02.2021),

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу ООО «Аврора С»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.05.2021  в Смоленское УФАС России поступила жалоба ООО «Аврора С» (далее также Заявитель) на действия конкурсной комиссии Заказчика – АО «Россельхозбанк» в лице Смоленского регионального филиала (далее – Смоленский РФ АО «Россельхозбанк») при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оргтехники и оригинальных тонер-картриджей для нужд Смоленского РФ АО «Россельхозбанк» (далее – Запрос котировок); согласно доводам жалобы при проведении Запроса котировок были нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об  отказе Заявителю в допуске к участию в  спорной процедуре.

Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы,  с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и пояснения, заслушав представителей Заказчика установила следующее.

 

20.04.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu опубликовано Извещение № 32110208148 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оргтехники и оригинальных тонер-картриджей для нужд Смоленского РФ АО «Россельхозбанк».

Начальная (максимальная) цена договора составила 466 715,97 руб.

Согласно выписке из протокола заседания конкурсной комиссии Смоленского регионального филиала АО «Россельхозбанк» по вопросам закупочной деятельности филиала №043-26-01/50  от 28.04.2021 на участие в обжалуемой закупке заявки подали 11 (одиннадцать) участников закупки: ООО «Мастер-РМ», ООО «Гудвилл», ООО «Диджитал», ООО «ЛантаСервис», ООО «Компьютерные системы и связи», ООО «Норбер», ИП Дымников Ю.П., ООО «Регион-Ресурс», ООО «Аврора-С», ООО «Софт Билдинг», ООО «Диалог-Екатеринбург».

В соответствии с указанным протоколом конкурсной комиссией заявки ООО «Гудвил», ООО «Норбер», ООО «Регион-Ресурс», ООО «Аврора-С», ООО «Софт Билдинг» признаны несоответствующими требованиям, установленным извещением; в частности заявка ООО «Аврора С» (ценовое предложение – <…> руб., в т.ч. НДС 20%)  признана несоответствующей требованиям, установленным извещением, в связи с непредставлением в составе своей заявки в соответствии с пунктом 17.19 Извещения  «Справки, подписанной участником процедуры закупки, о том, что данная сделка не является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, либо отсканированное решение уполномоченного органа управления участника процедуры закупки о согласии на совершение сделки, в которой имеется заинтересованность, и (или) отсканированное извещение о совершении сделки с заинтересованностью…».

Согласно выписке из протокола заседания конкурсной комиссии Смоленского регионального филиала АО «Россельхозбанк» по вопросам закупочной деятельности филиала №043-26-01/50  от 29.04.2021 победителем процедуры закупки признано ООО «Мастер-РМ» (ценовое предложение - <…> руб., в т.ч. НДС 20%), ООО «Компьютерные системы связи» (ценовое предложение - <…> руб., в т.ч. НДС 20%) присвоено второе место.  

Данная закупка осуществлялась в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение об организации закупочной деятельности в АО «Россельхозбанк» №409-П, утверждено решением Наблюдательного совета АО «Россельхозбанк» от 06.04.2021 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона  и абз. 2 пункта 1.2 Положения о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из положений части 20 статьи 3.2 Закона о закупках и подпункта 6.11.1 пункта 6.11 Положения о закупках следует, что под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого  соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктом 3.15 Положения о закупках установлено, что участники процедуры закупки не допускаются к участию в конкурентной процедуре закупки в случае:

  • несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки и закупаемой продукции в соответствии с настоящим Положением и документацией процедуры закупки (извещением о проведении процедуры закупки);
  • несоответствия заявки (окончательного предложения) требованиям к составу заявки (окончательному предложению) на участие в процедуре закупки, в том числе непредоставления обязательных документов и сведений, предусмотренных документацией процедуры закупки (извещением о проведении процедуры закупки) (в том числе непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, если требование обеспечения таких заявок указано в документации процедуры закупки (извещении о проведении процедуры закупки);
  • наличия в заявках (окончательных предложениях) предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (общую начальную (максимальную) цену единиц товаров, работ, услуг), установленную Банком в документации процедуры закупки (извещении о проведении процедуры закупки);
  • предоставления в составе заявки (окончательного предложения) недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, работах, услугах, являющихся предметом процедуры закупки;
  • нарушения порядка и срока подачи заявки (окончательного предложения) на участие в процедуре закупки;
  • несоответствия привлекаемых участником процедуры закупки субподрядчиков (соисполнителей) установленным в документации процедуры закупки (извещении о проведении процедуры закупки) требованиям к таким субподрядчикам (соисполнителям) (в случае установления в документации процедуры закупки и/или проекте договора таких требований);
  • несоответствия лиц (одного из лиц), выступающих на стороне этого участника процедуры закупки, требованиям к участникам процедуры закупки, выступающим на стороне одного участника процедуры закупки, установленным в документации процедуры закупки (извещении о проведении процедуры закупки) требованиям к таким участникам процедуры закупки (в случае установления в документации процедуры закупки и/или проекте договора таких требований);
  • непредставления в составе заявки на участие в процедуре закупки, осуществляемой в порядке, предусмотренном пунктами 3.2.1 и 3.2.3 настоящего Положения, сведений об участнике процедуры закупки или привлекаемом участником процедуры закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа СМСП из Единого реестра СМСП или Декларации;
  • несоответствия сведений об участнике процедуры закупки, осуществляемой в порядке, предусмотренном пунктами 3.2.1 и 3.2.3 настоящего Положения, или привлекаемом участником процедуры закупки такой процедуры закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа СМСП, содержащихся в Декларации, критериям отнесения к СМСП, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.16 Положения о закупках Банк отклоняет заявку участника процедуры закупки на любой стадии процедуры закупки до заключения договора, в случае выявления любого из оснований для отказа в допуске к участию в процедуре закупки, предусмотренных пунктом 3.15 данного Положения.

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 17.1.1 Извещения заявка на участие в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения (ценовое предложение предоставляется Покупателю в соответствии с правилами электронной площадки).

Заявка на участие в запросе котировок составляется по форме согласно пункту 12 Извещения о проведении запроса котировок и в соответствии с инструкциями, приведенными в извещении о проведении запроса котировок (Приложение 3 к извещению о проведении запроса котировок).

При этом согласно абзацу 8 пункта 12 Извещения представление заявки на участие в Запросе котировок с отклонением от форм, установленных извещением о проведении запроса котировок, не расценивается Конкурсной комиссией как несоответствие заявки на участие в Запросе котировок требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, при условии, что все сведения, предусмотренные в указанных формах, отражены в составе документов, предоставленных участником запроса котировок.

Согласно пункту 17.1.9 Извещения, участнику закупки в составе своей Заявки необходимо было представить в том числе, справку, подписанную участником процедуры закупки, о том, что данная сделка не является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, либо отсканированное решение уполномоченного органа управления участника процедуры закупки о согласии на совершение сделки, в которой имеется заинтересованность, и (или) отсканированное извещение о совершении сделки с заинтересованностью, направленное:

а) для акционерных обществ - членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, и (или) иным лицам, которым предусмотрено направление извещения в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества;

б) для обществ с ограниченной ответственностью - незаинтересованным участникам общества, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) – также незаинтересованным членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом общества;

в) для иных лиц – в случае, если порядок совершения этими лицами сделок, в которых имеется заинтересованность, установлен федеральными законами, регламентирующими их деятельность – в соответствии с требованиями таких федеральных законов,

с приложением письма от участника процедуры закупки, в котором содержится информация о том, что на момент подачи заявки на участие в Запросе котировок, поступило, либо не поступило требование от заинтересованных лиц об одобрении данной сделки в том случае, если участником процедуры закупки не было получено решение уполномоченного органа управления участника процедуры закупки о согласии на совершение сделки.

Извещением, форма представления такого документа в составе заявки не предусмотрена, следовательно, данная информация может быть представлена участником закупки в свободной форме.

Как указано выше, заявка ООО «Аврора С» признана несоответствующей требованиям, установленным извещением, в связи с непредставлением в составе своей заявки в соответствии с пунктом 17.19 Извещения «Справки, подписанной участником процедуры закупки, о том, что данная сделка не является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, либо отсканированное решение уполномоченного органа управления участника процедуры закупки о согласии на совершение сделки, в которой имеется заинтересованность, и (или) отсканированное извещение о совершении сделки с заинтересованностью…».

Согласно письменным возражениям Заказчика от 18.05.2021 №043-02-14/1372 Обществом в составе своей заявки была представлена декларация, а не справка. Понятие «декларация» не применяется к документам, содержащим информацию о сделках, в совершении которой имеется заинтересованность. Кроме того, представленная ООО «Аврора С» декларация не подписана Обществом, а содержит лишь впечатанный текст «ЭЦП».

Комиссией установлено, что ООО «Аврора С» в составе своей заявки представило декларацию, в которой указано, что сделка по спорной закупке для Общества с ограниченной ответственностью «Аврора С» не является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность.

Из изложенного следует, что Обществом в составе заявки был представлен документ, подтверждающий отсутствие заинтересованности Заявителя в сделке, который подлежал оценке наравне с другими документами.

Комиссия Смоленского УФАС России также отклоняет довод Заказчика о том, что спорный документ («декларация») не был подписан участником закупки, а содержал только напечатанный текст ЭЦП,  в связи со следующим.

Рассматриваемая закупка проводилась в форме запроса котировок в электронной форме на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» секция «223-ФЗ и Коммерческие закупки» в соответствии с Регламентом работы на электронной площадке АО «ТЭК-Торг» в Секции «223-ФЗ и Коммерческие закупки», утвержденным Советом директоров АО «ТЭК-Торг» 09.03.2021 протокол №36 (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 3.3  Закона о закупках электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

Согласно подпункту 6.11.4.3 пункта 6.11 Положения о закупках для участия в запросе котировок в электронной форме участник процедуры закупки в любое время с даты размещения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме до предусмотренных таким извещением даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой процедуре закупки подает заявку на сайте оператора электронной площадки в соответствии с требованиями, предусмотренными извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, а также требованиями (регламентом) соответствующей электронной площадки.

Следовательно, при оценке юридически значимых при проведения рассматриваемой процедуры в электронной форме действий, следует применять положения действующего законодательства об электронной подписи, электронном документообороте.

Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 Регламента Электронные документы Оператора ЭТП, Организатора, Участника, связанные с получением аккредитации на ЭТП и проведения закупок, которые регулируются Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Оператора ЭТП, Организатора, Участника.

Согласно пункту 3.3 раздела 3 Регламента использование электронных подписей при проведении закупочных процедур осуществляется с учетом требований Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 3.5 раздела 3 Регламента электронные документы, подписанные электронной подписью, используемой на ЭТП, имеют такую же юридическую силу, как и документы на бумажном носителе, подписанные собственноручно и удостоверенные оттиском печати Оператора, Участника/Организатора, и влекут для соответствующей стороны правовые последствия, предусмотренные для данного документа.

В соответствии с абз. 3 пункта 6.4.11 раздела 6 Регламента  размещение заявки на участие в Закупочных процедурах, предусмотренных настоящим Регламентом, осуществляется Пользователем Участника путем ее подписания электронной подписью Пользователя, за исключением случаев, когда в соответствии с положениями данного Регламента и требованиями Организатора участие в закупочной процедуре возможно без использования Участниками Электронной подписи.

Из представленной электронной площадкой информации следует, что  клиентом электронной площадки, уполномоченным подписывать документы и сведения своей квалифицированной электронной подписью, является <…>.

Поданная в форме электронного документа заявка «Аврора С» (включая приложенные к ней документы) заверена и подписана квалифицированной электронной подписью уполномоченного действовать от имени Общества, в том числе на подписание таких документов, лицом - генеральным директором <…>.

Кроме того, в составе своей заявки Заявитель представил выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица ООО «Аврора С» является генеральный директор Общества <…>.

Таким образом, все документы, входящие в состав заявки (включая «декларацию») были подписаны уполномоченным должностным лицом Общества. Следовательно, заявка ООО «Аврора С» полностью соответствовала требованиям извещения и данный участник не подлежал отклонению от участия в процедуре.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что решение об отказе ООО «Аврора С» в допуске к участию в спорной закупке в связи с непредставлением в составе своей заявки в соответствии с пунктом 17.19 извещения  «Справки, подписанной участником процедуры закупки, о том, что данная сделка не является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, либо отсканированное решение уполномоченного органа управления участника процедуры закупки о согласии на совершение сделки, в которой имеется заинтересованность, и (или) отсканированное извещение о совершении сделки с заинтересованностью…» принято с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,  пункта 3.15 Положения о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя является обоснованной.

В тоже время Комиссия отмечает, что допущенные конкурсной комиссией нарушения не повлияли на результаты запроса котировок (выбор победителя), поскольку ценовое предложение Общества являлось наивысшим по сравнению с ценовыми предложениями других участников закупки, в связи с чем, оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Аврора С» на действия конкурсной комиссии заказчика – АО «Россельхозбанк» в лице Смоленского регионального филиала (далее – Смоленский РФ АО «Россельхозбанк») при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оргтехники и оригинальных тонер-картриджей для нужд Смоленского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 32110208148) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика - Смоленского РФ АО «Россельхозбанк» нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 3.15 Положения об организации закупочной деятельности в АО «Россельхозбанк» №409-П, утвержденного решением Наблюдательного совета АО «Россельхозбанк» от 06.04.2021.

3. Предписание Заказчику – Смоленскому РФ АО «Россельхозбанк» об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны