Предупреждение №1376/05 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействий), которые... от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В связи с наличием в действиях акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921, (юридический адрес: 107078, г. Москва, пр-т. Академика Сахарова, д. 10) в лице Смоленского филиала АО «СОГАЗ» (фактический адрес: 214018, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 17 а) (далее — АО «СОГАЗ») признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в нарушении порядка применения базовых ставок, определенных Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указания Банка России) и «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденного постановлением Банка России 19.09.2014 № 431-П (далее - Положение о правилах ОСАГО) при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для участия в электронном аукционе на оказание услуг по ОСАГО автотранспортных средств принадлежащих Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области» (далее - ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области»), извещение № 0863100000317000241.

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) признаки нарушения антимонопольного законодательства были выявлены по итогам рассмотрения обращения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области» (вх. № 428/03 от 27.02.2018) по вопросу проверки наличия нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «СОГАЗ», а так же жалобы СПАО «ИНГОССТРАХ» (вх. № 643/03 от 30.03.2018) на действия АО «СОГАЗ» при участии в электронном аукционе на оказание услуг по ОСАГО ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области».

В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения и жалобы установлено следующее.

 29.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru была размещена информация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области» (извещение № 0863100000317000241, далее - Электронный аукцион). Торги проводились на электронной площадке АО «ЕЭТП» http://roseltorg.ru.

Документация к Электронному аукциону проекта государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО, содержит приложение № 2 к техническому заданию со сведениями о 980 (девятистах восьмидесяти) транспортных средствах, подлежащих обязательному страхованию, такими как:

- категория транспортного средства (ТС);

- мощность (л.с.), разрешенная максимальная масса (кг), вместимость (мест);

- коэффициенты страховых тарифов: базовая ставка страхового тарифа (ТБ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования ТС (КТ), коэффициент страховых тарифов в зависимости наличия возможности управления ТС с прицепом к нему (КПр), коэффициент мощности двигателя (КМ), коэффициент тарифа в зависимости от периода использования транспортного средства (КС), коэффициент тарифов от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению ТС (КО), коэффициент тарифов в зависимости от срока страхования (КП) и коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (на период страхования 2018-2019, далее – КБМ).  

Начальная (максимальная) цена контракта: 5 156 010,11рублей.

Электронный аукцион состоялся 19.01.2018.

На участие в электронном аукционе были поданы заявки пяти участников. В результате рассмотрения первой части заявок, заявки двух участников были  признаны несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

25.01.2018, по результатам рассмотрения второй части заявок победителем Электронного аукциона было признано АО «СОГАЗ», как участник сделавший лучшее  предложение о цене контракта  - 4 382 608,67 рублей.

Так, между АО «СОГАЗ» и ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области» по итогам Электронного аукциона был заключен государственный контракт № 156 от 28.02.2018 на оказание услуг по ОСАГО с ценой контракта 4 382 592,45 (четыре миллиона триста восемьдесят две тысячи пятьсот девяносто два рубля, 45 копеек).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002      № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Во исполнение указанной нормы Банком России утверждены Указания от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

 

По результатам анализа расчета цены заключенного Государственного контракта № 156 от 28.02.2018 на оказание услуг по ОСАГО установлено, что снижение цены контракта произошло в связи с применением АО «СОГАЗ» пониженного  коэффициента страховых тарифов КБМ путем его снижения (от 0,05 до 0,45), с присвоением более высокого класса, отличного от заявленного Заказчиком в аукционной документации.

Также размер страховой премии по транспортному средству с порядковым номером 857 не соответствуют использованным размерам базовой тарифной ставки и коэффициентам страховых тарифов по этому транспортному средству, а именно страховая премия рассчитана неверно в сторону занижения, что также привело к уменьшению цены контракта. 

В результате указанных действий стоимость предложенной АО «СОГАЗ» цены контракта оказалась ниже стоимости предложений участников Электронного аукциона, указавших цену контракта  в соответствии с Аукционной документацией Заказчика, действующими Указаниями Банка России и Положениями о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

Необходимо отметить, что все коэффициенты, необходимые для формирования участниками своего ценового предложения, были указаны Заказчиком в Аукционной документации.

Кроме того, положения Аукционной документации не содержали необходимых сведений, позволяющих страховщикам самостоятельно определить значения коэффициента КБМ, с помощью информационной базы АИС РСА. В частности, Аукционная документация не содержала сведений о VIN-номерах, марках и моделях транспортных средств, а также государственных регистрационных знаков транспортных средств. То есть все участники Электронного аукциона при расчете страховой премии могли использовать только те коэффициенты страховых тарифов, которые были указаны Заказчиком в Аукционной документации.

В предыдущие периоды АО «СОГАЗ» также не являлось страховщиком по договорам ОСАГО автотранспортных средств, принадлежащих  ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», следовательно, коэффициенты КБМ не могли быть известны Обществу.

Таким образом, нарушение порядка определения стоимости услуг по ОСАГО при участии в Электронном аукционе позволило АО «СОГАЗ» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками Электронного аукциона.

В результате действий АО «СОГАЗ», участники, добросовестно предложившие цену контракта равную начальной (максимальной) цене контракта, лишились возможности одержать победу в Электронном аукционе, заключить контракт на оказание услуг по ОСАГО и получить прибыль.

 

Необходимо отметить, что по состоянию на 22.05.2018 по заключенному государственному контракту № 156 от 28.02.2018 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», со стороны учреждения была произведена оплата 169 страховых полисов ОСАГО на сумму 860 670,67 рублей, выданных страховой компанией АО «СОГАЗ».

10.05.2018 от АО «СОГАЗ» в адрес ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области» поступило письмо на переоформление выданных и оплаченных страховых полисов ОСАГО. В письменных пояснениях АО «СОГАЗ» это связывает с выявленными техническими ошибками при определении КБМ и расчете премии по ранее выданным полисам ОСАГО.

16.05.2018 от АО «СОГАЗ» поступили на оплату 56 страховых полисов ОСАГО, в которых значения КБМ равно 0,95 (как ранее было заявлено Заказчиком в аукционной документации), что не соответствует расчету страховой премии (Приложение 1) к государственному контракту, который был ранее представлен со стороны АО «СОГАЗ». КБМ с таким показателем отсутствовал в данном расчете страховой премии.

Предоставление полисов ОСАГО, со стороны АО «СОГАЗ», с увеличенным размером КБМ приводит к увеличению стоимости полиса и как следствие к увеличению стоимости государственного контракта.

Вышеуказанное еще раз подтверждает недобросовестность действий со стороны АО «СОГАЗ» при предложении заниженной цены государственного контракта при участии в Электронном аукционе, путем применения заниженных коэффициентов КБМ, отличных от указанных в аукционной документации Заказчика.

 

Таким образом, предложение АО «СОГАЗ» о цене контракта в размере 4 382 592,45 руб. нарушает законодательство в области обязательного страхования, а также антимонопольное законодательство.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Действия АО «СОГАЗ» нарушают запрет на недобросовестную конкуренцию установленный положениями статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающей, что иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 Закона о защите конкуренции не допускаются.

Учитывая изложенное действия АО «СОГАЗ» отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции в связи с чем, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Смоленское УФАС России предупреждает АО «СОГАЗ»:

- о необходимости устранения причин и условий способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления расчетов страховой премии по договорам ОСАГО в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный АО «СОГАЗ»  вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в 4 382 592,45 (четыре миллиона триста восемьдесят две тысячи пятьсот девяносто два рубля, 45 копеек), причитающуюся АО «СОГАЗ» в соответствии с Государственным контрактом № 156 от 28.02.2018, заключенным по результатам Электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области» являющимся владельцем автотранспортных средств служебных автомобилей (извещение                             № 0863100000317000241).

 

Срок для выполнения настоящего предупреждения – до 27.06.2018.

 

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Смоленское УФАС России не позднее трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Информируем, что в соответствии с частями 5, 6, 7, 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции»:

 - предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении;

- предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении;

- при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением;

- в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Реквизиты для перечисления средств:

УФК по Смоленской области (Смоленское УФАС России, л/с 04631485530), ИНН 6730031796, КПП 673001001. Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК Г.СМОЛЕНСК, БИК 046614001, р/счет 40101810200000010001, КБК 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства», код по ОКТМО 66701000, УИН 16147052400001215728

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны