Решение б/н Решение по делу №143/15-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Ро... от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №143/15-ГЗ/Ж о нарушении

законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

15 сентября 2015 года                                                                                                      г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

- <…>

 

- заместитель руководителя Смоленского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

 

- <…>

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

 

 

- <…>

 

 

 

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

 

При участии представителей:

 

от ответчика (государственного заказчика): <…> – представителя ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России (доверенность от 18.02.2014 №67 АА 0590694);

<…> - представителя ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России (доверенность от 07.08.2015 №141);

<…> -  представителя ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России (доверенность от 07.08.2015 №142);      

 

от заявителя – ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» было уведомлено надлежащим образом, на заседание Комиссии представители заявителя не явились;

 

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 31.08.2015 № 55) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия государственного заказчика – ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России при проведении электронного аукциона на  выполнение работ по капитальному ремонту систем отопления, вентиляции и электроснабжения административно-учебного корпуса ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России (извещение № 0363100011515000005),

УСТАНОВИЛА:

Из жалобы ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (далее также – заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок членом Комиссии <…> следует, что государственным заказчиком в п. 2, 13, 20, 35  аукционной документации (в таблице товаров в описании объекта закупки) не установлены единицы измерения размеров корпусов щитов стандартного исполнения. Также, государственным заказчиком в п. 25 Технического задания установлены избыточные требования к товару.

В п. 62 Технического задания «Пиломатериалы» не указано, какие именно пиломатериалы требуется заказчику, что не позволяет составить заявку на участие в электронном аукционе.

Заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг).

Заказчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность по установлению неустойки в виде штрафа, так как заказчик в проекте контракта не указал значения размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

В проекте контракта отсутствует антидемпинговая оговорка о том, что в случае снижения цены контракта в ходе проведения электронного аукциона на 25% и более, подрядчик должен предоставить дополнительное обеспечение исполнения контракта.

Также заказчик ненадлежаще исполнил обязанность по установлению в проекте контракта неустойки в виде пени, т.к. не указал формулы расчета пеней, которые в свою очередь установлены в вышеуказанных Правилах.

Представители ответчика с доводами жалобы не согласились и указали, что документация о проведении вышеуказанного электронного аукциона полностью соответствует Закону о контрактной системе. 08.09.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено разъяснение положений аукционной документации, согласно которому в п. 2, 13, 20, 35 Технического задания «Корпус щита стандартного исполнения» единица измерения размера – мм; п. 80 Технического задания «Сталь листовая оцинкованная» должен соответствовать ГОСТ 14918-80 «Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия». Согласно вышеуказанного ГОСТа значение показателя «масса 1м² слоя покрытия нанесенного с 2-х сторон – свыше 142,5 до 570 включительно» зависит от ряда характеристик стали,   в том числе: класс толщины, толщина покрытия.

Пункт 25 Технического задания «Краска» должен соответствовать ГОСТ 28196-89 «Краски водно-дисперсионные. Технические условия». Данное требование установлено документацией об электронном аукционе.

Пункт 62 Технического задания «Пиломатериалы» должен соответствовать ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия». Требования, установленные в аукционной документации к пиломатериалам, соответствуют требованиям, установленным в ГОСТ.

Также, в разделе 8 проекта контракта  «Ответственность сторон» заказчиком надлежаще исполнена обязанность по установлению неустоек  в виде штрафов и пеней.

В п. 9 аукционной документации содержатся положения об антидемпинговых мерах. Также, Заказчик полагает, что у него не возникло обязанности устанавливать требования к энергетической эффективности товаров (работ, услуг), поскольку в Техническом задании не указаны товары, в отношении которых устанавливаются такие требования.

Представители государственного заказчика, на основании изложенного, просят признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены 14.07.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 19 370 050 руб., 00 коп.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.09.2015 на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.

Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о частичной обоснованности доводов, изложенных в жалобе Общества, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком не установлены единицы измерения отдельных характеристик товаров - в п. 2, 13, 20, 35 размеры корпусов щитов стандартного исполнения; в п. 80 «Сталь листовая оцинкованная» не установлена единица измерения веса покрытия, нанесённого с двух сторон. Однако, 08.09.2015 заказчиком было размещено разъяснение указанных положений аукционной документации, согласно которому в п. 2, 13, 20, 35 Технического задания «Корпус щита стандартного исполнения» единица измерения размера – мм; п. 80 Технического задания «Сталь листовая оцинкованная» должен соответствовать ГОСТ 14918-80 «Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия». Согласно вышеуказанного ГОСТа значение показателя «масса 1м² слоя покрытия нанесенного с 2-х сторон, г – свыше 142,5 до 570 включительно» зависит от ряда характеристик стали,   в том числе: класс толщины, толщина покрытия.

 Также, государственным заказчиком в п. 25 Технического задания в отношении  товара «Краска» установлены следующие требования: «Дисперсия поливинилацетатная: по винилацетату предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производства помещения – 10 мг/м²,  в воде водоемов – 0,2 мг/м²,  в атмосфере – 0,15 мг/м²,  класс опасности – 3; по ацетальдегиду предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственного помещения – 5 мг/м², в воде водоемов – 0,2 мг/м²,  в атмосфере – 0,01 мг/м²,  класс опасности – 3; по дибутилфталату предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственного помещения – 0,5 мг/м²,  в воде водоемов – 0,2 мг/м²,  класс опасности – 2». Данные требования установлены заказчиком в соответствии с ГОСТом 28196-89 «Краски водно-дисперсионные. Технические условия» и не противоречат положениям ст. 33 Закона о контрактной системе.

В п. 62 Технического задания в отношении пиломатериалов заказчиком установлены следующие характеристики: «Пиломатериалы: обрезные сучки, сросшиеся здоровые, а в брусьях и частично сросшиеся и несросшиеся здоровые пластевые и ребровые, кромочные, количество - не более 3. Размер - не более ½; трещины торцовые (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной в долях ширины пиломатериала - не более ½. Пороки строения древесины: прорость допускается односторонняя шириной в долях соответствующей стороны пиломатериала - не более ¼; и длиной в долях длины пиломатериала - не более 1/10. Грибные поражения, заболонные грибные окраски и плесень допускаются поверхностные в виде пятен и полос. Глубокие поражения допускаются общей площадью в % от площади пиломатериала - не более 50 %. Инородные включения, механические повреждения и пороки обработки инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.) не допускаются. Обзол (в обрезных пиломатериалах) острый не допускается, тупой допускается на пластях и кромках размером в долях ширины соответствующих сторон пиломатериала без ограничения по длине - не более 1/3; допускается на отдельных участках кромок размером в долях ширины кромки - не более: 2/3 и протяженностью в долях длины пиломатериала - не более1/4. Первого или 2-го, или 3-го сорта», без указания определённого вида пиломатериалов. Данные требования установлены заказчиком в соответствии с ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия». Требования указанного ГОСТа относятся к любым видам пиломатериалов (доскам, брусьям, брускам), соответственно для заказчика вид пиломатериалов не является существенным.

Заявителем также указано, что заказчиком не установлены требования к энергетической эффективности товаров, работ и услуг в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 №229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений» (далее – Требования об энергетической эффективности товаров).

Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о несостоятельности данного довода исходя из нижеследующего.

В соответствии с п. 1 Требований об энергетической эффективности товаров  требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания инженерно-технических систем ресурсоснабжения зданий, строений, сооружений предъявляются в отношении радиаторов отопления - наличие на подводящих теплоноситель трубах средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны или термостатические краны, а также в отношении водоразборных смесителей и кранов для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении, - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны.

Однако, использование вышеуказанных материалов не предусмотрено Техническим заданием. Шаровые и муфтовые краны, указанные в Техническом задании, не относятся к водозаборным смесителям.

В соответствии с п. 2 Требований об энергетической эффективности товаров требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания инженерно-технических систем ресурсоснабжения зданий, строений, сооружений предъявляются в отношении входных дверей в здание - наличие дверного доводчика (за исключением карусельных входных дверей и иных входных дверей, конструкцией которых не предусмотрена возможность установки дверного доводчика). Однако, в Техническом задании отсутствует указание на входные двери, а указаны утеплённые герметические двери.

Заявителем в жалобе не приведено доводов в отношении каких именно материалов должно быть установлено требование к энергоэффективности.

 

Довод заявителя о том, что заказчиком в проекте контракта должна содержаться информация о всех возможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения Комиссия также считает необоснованным.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

Согласно вышеуказанным Правилам за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в процентах, размер которых будет зависеть от цены контракта.

В соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, и не может превышать начальную (максимальную) цену контракта в размере 19 370 050 руб., 00 коп. заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта в качестве отлагательного условия значения размеров штрафа, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1063.

В проекте контракта государственным заказчиком установлено следующее: «В случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2% цены контракта; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа в размере 5% цены контракта».

Таким образом, государственным заказчиком, надлежаще исполнена обязанность по установлению размеров штрафов.

 

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно п. 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки. Пунктами 7, 8 Правил определены формулы позволяющие рассчитать размер ставки и коэффициент соответственно.

Заказчиком в п. 8.2 Проекта контракта установлено: «В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, являются подзаконным правовым актом, целью которого является установление правил определения размера штрафных санкций в отношении заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Пунктами 6-8 Правил, как и ч. ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, устанавливается обязательность включения в государственный контракт условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за несвоевременное исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

Заказчик, не указав порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, не исполнил обязанность, предусмотренную п. п. 6, 7, 8 Правил о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением ч. 5, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе. Данное нарушение не повлияло на проведение электронного аукциона.

 

Довод заявителя о том, что государственным заказчиком нарушено законодательство о контрактной системе в связи с неуказанием в проекте контракта антидемпинговой оговорки о том, что в случае снижения цены в ходе проведения электронного аукциона на 25% и более подрядчик должен предоставить дополнительное обеспечение исполнения контракта, Комиссия считает необоснованным, поскольку ст. 34 Закона о контрактной системе не содержит требования об обязательном включении в проект контракта положений об антидемпинговых мерах при проведении электронного аукциона. Данное условие установлено заказчиком в п. 9 документации об электронном аукционе.

 

 

В ходе внеплановой проверки иных нарушений законодательства о контрактной системе Комиссией выявлено не было.

Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ч. 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия государственного заказчика – ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России при проведении электронного аукциона на (извещение №00363100011515000005) частично обоснованной/

2. Признать в действиях государственного заказчика – ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России нарушения ч. 5, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок государственному заказчику не выдавать.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Заместитель Председателя Комиссии:

______________________

<…>

 

Члены Комиссии:­­

 

_____________________

 

 <…>

 

 

 

 

 

_____________________

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны