Решение б/н решение ИП Красновой Н.А. от 11 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику:

СОГАУ ДПО ЦОПП

 

Заявителю:

«К…»

 

Электронной площадке:

ООО «РТС-тендер»

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

№ 067/10/18.1-151/2022

 

06 апреля 2022 г.                                                                                                            г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

«…»

 

 

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

Заявителя – «К…» (доверенность, паспорт);

Заказчика – СОГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки»: «…» (доверенность, паспорт);

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу в дистанционном режиме «К…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.03.2022 в Смоленское УФАС России поступила жалоба «К…» (далее также Заявитель) на положения закупочной документации – Смоленского областного государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки» при проведении конкурса в электронной форме на поставку цифровой платформы (извещение № 32211172226).

По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении конкурса в электронной форме были допущены следующие нарушения:

1) опубликованная на официальном сайте информация по закупке не позволяет определить предмет такой закупки;

2) требование о предоставлении аттестата соответствия объекта информатизации серверного сегмента Платформы является избыточным и не позволяет определить сроки работ, выполнение которых зависит от выполнения работ третьими лицами

3) сроки выполнения работ, предусмотренные договором, выходят за рамки действия договора;

4) в проекте договора отсутствуют условия приемки работ по предоставлению аттестата;

5) техническое задание не позволяет однозначно определить перечень дополнительных работ и сроки их выполнения;

6) требование к исполнителю о включении сведений о платформе в единый реестр российских программ для вычислительных машин и баз данных в течение 65-ти календарных дней является избыточным; данное требование изложено в Информационной карте в виде незаконченного предложения, что вводит участников закупки в заблуждение.

Заказчиком обжалуемой закупки является – СОГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки» (далее - Заказчик).

Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы, с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пунктам 1 и 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

 

Комиссия, рассмотрев в пределах имеющихся полномочий жалобу Заявителя, установила следующее.

25.02.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu были опубликованы извещение № 32211172226 о проведении конкурса в электронной форме на поставку цифровой платформы и конкурсная документация.

Данная закупка проводится в порядке, установленном Законом о закупках, Положением о закупках СОГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки», утвержденным Наблюдательный советом СОГАУ ДПО «Учебный центр» (протокол № 38 от 20.11.2018) (далее – Положение о закупках), конкурсной документацией, извещением.

Начальная (максимальная) цена договора составила 3 600 000,00 руб., в т.ч. НДС.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе №2324007 от 01.04.2022 на участие в обжалуемой закупке заявки подали 2 (два) участника закупки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе № 2324007 от 01.04.2022 победителем признано ООО «Г…» (порядковый номер заявки 2); участнику с порядковым номером заявки 1 было отказано в участие в закупке.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 6.4 статьи 6 Положения о закупках конкурс проводится в случае закупки товаров (работ, услуг) в связи с конкретными потребностями Заказчика, в том числе, если предмет договора носит технически сложный характер и для эффективного проведения закупки Заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением ряда условий, в том числе описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 данной статьи.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 данного Закона.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 6.1 части 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке Заказчика.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о закупках для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

В соответствии подпунктами 2, 3, 27 пункта 4.2 Положения о закупках в документации о закупке указываются следующие сведения:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

- описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 4.4 Положения о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен содержаться предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 7.1 Положения о закупках для участия в закупке участник закупки подает заявку в сроки и по форме, которые установлены документацией о закупке и Положением. Форма заявки на участие в запросе котировок устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с настоящим Положением.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

В соответствии с Извещением, пунктом 3.1 Информационной карты предметом закупки является поставка цифровой платформы.

Согласно пункту 1.1 проекта договора исполнитель обязуется в соответствии с техническим заданием Заказчика поставить товар, а Заказчик обязуется принять поставленный исполнителем товар и оплатить его в порядке, предусмотренном договором.

В соответствии с пунктом 1.3 проекта договора обязательства исполнителя по поставке товара в соответствии с настоящим договором считаются исполненными надлежащим образом и в полном объеме с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки поставки товара, которые отвечают требованиям, установленным договором.

Согласно пояснениям заказчика, в рамках договора будет поставляться товар - «Цифровая платформа» (бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информации, включая предоставление продуктов/услуг/информации собственного производства).

Из изложенного следует, что положения документации о закупке, извещения позволяют установить, что предметом закупки является поставка цифровой платформы.

В связи с изложенным первый довод Заявителя признан необоснованным.

 

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Под объектами информатизации понимается совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (пункт 3.3 ГОСТа Р 58189-2018)

В соответствии с описанием объекта закупки цифровая платформа будет содержать персональные данные пользователей такой платформы. В этой связи должна быть обеспечена безопасность персональных данных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 Закона о персональных данных обеспечение безопасности персональных данных достигается, путем применения организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных.

В соответствии с пунктом 13 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17, содержащейся в государственных информационных системах для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводится аттестация информационной системы по требованиям защиты информации и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы.

Согласно пункту 4 Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну, утвержденного приказом ФСТЭК России от 29.04.2021 № 77, аттестация объекта информатизации проводится на этапе его создания или развития (модернизации) и предусматривает проведение комплекса организационных и технических мероприятий и работ (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие объекта информатизации требованиям по защите информации в условиях его эксплуатации. Допускается проведение аттестации объекта информатизации на этапе его эксплуатации в случае, если владельцем объекта принято решение об обработке защищаемой информации после ввода в эксплуатацию объекта информатизации.

Состав и содержание работ по аттестации, а также требования к форме и содержанию разрабатываемых при организации и проведении таких работ документов определены Порядком №77. Таким образом отсутствие в конкурсной документации порядка приемки работ по предоставлению аттестата не свидетельствует о нарушении действующего законодательства.

В соответствии с положениями Технического задания под понятием «Платформа» - понимается портал центра опережающей профессиональной подготовки Смоленской области; а образовательная программа опережающей профессиональной подготовки представляет собой информационную систему.

Согласно Техническому заданию в течение 180 календарных дней исполнитель предоставляет Заказчику аттестат соответствия объекта информатизации серверного сегмента Платформы на соответствие требованиям по безопасности информации не ниже 3-го уровню защищенности по требованиям ФСТЭК России и отчет об отсутствии уязвимостей уровня «Критический» и «Высокий», размещенных в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), в Платформе и прикладном программном обеспечении, необходимом для функционирования Платформы.

Исполнитель обязуется выполнить все необходимые требования, предусмотренные законодательством РФ.

Исполнитель обязан предоставить заказчику необходимую документацию, в том числе эксплуатационную подтверждающую выполнение требований по защите информации, а также методические рекомендации для создания новых автоматизированных рабочих мест, планируемых к дальнейшему подключению к Платформе.

Ввиду специфики объекта закупки, установленное заказчиком требование о предоставлении в рамках исполнения договора аттестата соответствия объекта информатизации, не противоречит требования действующего законодательства.

В связи с изложенным второй и четвертый доводы Заявителя также признаны необоснованными.

 

Как указано выше, в соответствии с Техническим заданием исполнитель в течение 180 календарных дней предоставляет Заказчику аттестат соответствия объекта информатизации серверного сегмента Платформы на соответствие требованиям по безопасности информации не ниже 3-го уровню защищенности по требованиям ФСТЭК России и отчет об отсутствии уязвимостей уровня «Критический» и «Высокий», размещенных в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), в Платформе и прикладном программном обеспечении, необходимом для функционирования Платформы.

Согласно положениям договора (пункты 1.2, 6.1, 6.2) договор вступает в силу (считается заключенным) с момента его подписания обеими сторонами и действует в течение 2022 года либо до исполнения сторонами своих обязательств.

Из изложенного следует, что срок действия договора превышает 180 календарных дней.

В связи с изложенным третий довод Заявителя признан необоснованным.

 

Согласно пункту 11 Технического задания исполнителем гарантийное обслуживание проводится в течение 12 месяцев с даты подписания Заказчиком и исполнителем Акта приема-передачи лицензий. Исполнитель гарантирует, что Платформа будет функционировать в соответствии со своим назначением. Исполнитель проводит обучающий вебинар для сотрудников Заказчика в режиме видеоконференцсвязи (ВКС). В рамках обслуживания и поддержания в актуальном состоянии Платформы выполняется:

- обновление Платформы при выпуске новых версий входящих в них элементов программного обеспечения;

- организация приема обращений по телефону, электронной почте о технических ошибках (дефектах), недостатках и нештатных ситуациях в работе Платформы, оперативных консультаций по рабочим дням с 8:30 до 18:00;

- обработка поступивших обращений не позднее 2-х рабочих дней с момента регистрации обращения по рабочим дням с 8:30 до 18:00; результатом обработки сообщения является заключение Исполнителя о наличии (отсутствии) ошибок, недостатков в Платформе, а также о возможности внесения изменений в Платформу в рамках гарантийного обслуживания;

- анализ информации о технических ошибках (дефектах), недостатках в работе Платформы, выработка с ответственным сотрудником Заказчика предложений по срокам и способам их преодоления;

- внесение изменений (при необходимости) в Платформу в целях устранения выявленных технических ошибок (дефектов), недостатков и предоставление Заказчику документированных обновлений.

Устранение проблем Исполнителем осуществляется при помощи конфигурирования экземпляра Платформы или установки дополнительных компонентов.

Периодические доработки функционала Платформы по запросу Заказчика не реже 1 раза в полгода или при возникновении новых требований Министерства просвещения или Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Периодическое обновление по запросу Заказчиком программной части Платформы не реже 1 раза в месяц. Обновления могут включать в себя:

- устранение выявленных в процессе работы Платформы технических ошибок (дефектов) и недостатков;

- устранение проблем безопасности, выявленных в процессе работы Платформы;

- добавление новых инструментов и функциональных возможностей Платформы.

Поскольку в Техническом задании определены период осуществления гарантийного обслуживания (в течение 12 месяцев), периодичность обслуживания (не реже 1 раза в месяц, не реже 1 раза в полгода и пр.) и вариации такого обслуживания (обновление, доработки, организация приема обращений…) сделать вывод о том, что текущая формулировка Технического задания не позволяет определить задачи, перечень работ и определить сроки выполнения таких работ, не представляется возможным.

В этой связи пятый довод Заявителя также признан необоснованным.

 

В соответствии с пунктом 10 приказа Минцифры от 21.02.2019 №62 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра евразийских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее – Регламент) срок предоставления государственной услуги, результатом которой является включение сведений о программном обеспечении в реестры программного обеспечения - не более 65 рабочих дней со дня регистрации заявления посредством заполнения соответствующих электронных форм.

Из изложенного следует, что срок включения сведений о программном обеспечении в реестры программного обеспечения не должен превышать 65 рабочих дней.

Согласно пункту 8 Технического задания заказчиком определено условие о том, что «исполнитель гарантирует включение сведений о Платформе в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в течение 65-ти календарных дней с даты заключения договора, в случае если поставляемое».

Таким образом установленный Заказчиком срок включения сведений о Платформе в указанный реестр не противоречит требованиям Регламента.

В отношении довода Заявителя о незаконченности формулировки требования пункта 8 Технического задания, Управление отмечает, что очевидно просматривается техническая ошибка заказчика при подготовке конкурсной документации.

В связи с изложенным последний довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «К…» на положения закупочной документации Заказчика – СОГАУ ДПО «Центр опережающей профессиональной подготовки» при проведении конкурса в электронной форме на поставку цифровой платформы (извещение № 32211172226) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

«…»

                                                          

 

                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны