Решение б/н Решение по делу 161/15-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Рос... от 5 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 161/15-ГЗ/Ж о нарушении

законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 октября 2015 года                                                                                                      г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

Председатель

Комиссии:

 

 

- <…>

 

- руководитель Смоленского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

 

- <…>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

 

- <…>

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

при участии представителей:

от государственного

заказчика:

 

 

 

 

 

- <…>

 

 

 

 

 

- <…>

 

 

 

- представителя Департамента Смоленской области по информационным технологиям (доверенность №0039 от 17.09.2015);

 

- представителя Департамента Смоленской области по информационным технологиям (доверенность №0042 от 05.10.2015);

 

от заявителя: ООО «Геолайф Эшелон» было уведомлено надлежащим образом, но на заседание Комиссии представитель заявителя не явился, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 31.08.2015 № 55) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО «Геолайф Эшелон» на действия государственного заказчика – Департамента Смоленской области по информационным технологиям при проведении электронного аукциона №0654-аэф/у на оказание услуг по модернизации системы мониторинга школьных автобусов на территории Смоленской области (извещение № 0163200000315006028)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Из жалобы ООО «Геолайф Эшелон» (далее также – Заявитель), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок сотрудником Смоленского УФАС России, следует, что в извещении о проведении электронного аукциона и в информационной карте не указаны требования, содержащиеся в п. 3.1 «Состав услуг по модернизации системы» раздела 3 «Требования к услугам по модернизации системы» Технического задания (Приложение №1 к Информационной карте), а именно требование, о том, что участник аукциона должен иметь лицензии на программное обеспечение «РНИС - Школьный автобус» разработанное ООО «НИИ Прикладной телематики». Также в документации об электронном аукционе не указано, какие именно лицензии должны предоставляться: простые (неисключительные) или исключительные. Требование заказчика о наличии вышеуказанных лицензий приводят к возможному ограничению конкуренции, так как победителю аукциона в электронной форме для надлежащего исполнения контракта будет необходимо заключить договор на использование программного обеспечения, в случае отсутствия у него лицензионных договоров с правообладателем программного обеспечения или сублицензионных договоров с лицами, с которыми правообладатель программного обеспечения заключил лицензионный договор и предоставил им права на использование программного обеспечения.

Заявитель отмечает, что заказчиком в разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме (исх. № 0982/2 от 18.09.2015) указываются конкретные авторские права, номера патентов, и наименование правообладателя программного обеспечения, что значительно ограничивает количество участников и создает преимущественные условия для правообладателя программного обеспечения.

На основании изложенного, Заявитель просит обязать государственного заказчика устранить нарушение законодательства о контрактной системе.

Представители ответчика с доводами Заявителя не согласились и пояснили, что законодательство о контрактной системе не содержит норм, обязывающих включать в извещении о проведении электронного аукциона и в информационную карту подробное описание объекта закупки, следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчик обязан включить в извещение о проведении электронного аукциона и в информационную карту сведения о необходимых заказчику лицензиях на право использования программ ЭВМ, указанных в п. 3.1 «Состав услуг по модернизации системы» раздела 3 «Требования к услугам по модернизации системы» Технического задания, несостоятелен.

Доводы Заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации не указан вид лицензии (простой (неисключительной) или исключительной), предоставляемой заказчику, представители ответчика так же считают необоснованными, так как документацией об электронном аукционе установлены пределы использования программы для ЭВМ. Необходимость заключения лицензионного договора с правообладателем программного обеспечения «РНИС - Школьный автобус» и программного обеспечения «Единая платформа навигационных приложений «РНИС-Платформа®» обусловлена соблюдением действующего законодательства об интеллектуальной собственности. Информация о лицензиях, номерах патентов и наименование правообладателя предоставлена заказчиком в рамках ответа на запрос разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме и носит справочный характер, не устанавливая каких-либо дополнительных требований к участникам закупки.

В связи с вышеизложенным представители ответчика просят признать действия государственного заказчика правомерными, жалобу - необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Геолайф Эшелон» и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены 15.09.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 960 600 руб. 00 коп.

Заказчиком в п. 3.1 «Состав услуг по модернизации системы» раздела 3 «Требования к услугам по модернизации системы» Технического задания (Приложение №1 к Информационной карте) установлено, какие именно услуги должны быть оказаны государственному заказчику в рамках модернизации системы мониторинга школьных автобусов на территории Смоленской области. Среди указанных услуг:

- предоставление и установка лицензий на ПК «РНИС-Школьный автобус» (1 АРМ) в количестве 20 шт, в дополнение к уже имеющимся у Заказчика лицензиям ПК «РНИС-Школьный автобус»;

- предоставление и установка лицензий на подсистему информационного обеспечения деятельности органов государственной власти (ядро+1 сегмент+3 АРМ) в количестве 1 шт;

- предоставление и установка лицензий на подсистему информационного обеспечения деятельности органов государственной власти (1 АРМ) в количестве 3 шт;

- предоставление и установка лицензий на средства, обеспечивающие взаимодействие с внешними системами и подсистемами (ядро+2 источника/получателя данных) в количестве 1 шт.

Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п.6 ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Пункт 1 ч.1 ст.31 указывает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, среди которых соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Поскольку предоставление соответствующих лицензий определено заказчиком как составная часть оказываемых услуг, и не является требованием к участникам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки по смыслу п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, довод Заявителя о том, что заказчик должен был установить в извещении о проведении электронного аукциона и в информационной карте, требование к участникам аукциона о наличии лицензии на программное обеспечение «РНИС - Школьный автобус» разработанное ООО «НИИ Прикладной телематики» является необоснованным.

Согласно ст. 1236 Гражданского кодекса Российской Федерации лицензионный договор может предусматривать:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Учитывая, что документация об электронном аукционе не содержит требования о передачи права использования результатов интеллектуальной деятельности без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя в части не указания в аукционной документации вида лицензии (простой (неисключительной) или исключительной) предоставляемой заказчику.

Также Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установление в документации об электронном аукционе требований о предоставлении государственному заказчику вышеуказанных лицензий приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки, в том числе свидетельствующих о невозможности предоставления данных лицензий участниками.

В разъяснении положений документации об электронном аукционе от 18.09.2015 заказчик указывает: «В качестве существующей системы мониторинга школьных автобусов на территории Смоленской области Департаментом используется ранее приобретённое программное обеспечение «РНИС-Школьный автобус» (серверная и клиентские части), разработанное ООО «НИИ Прикладной телематики», г. Москва, Российская Федерация (свидетельство Роспатента от 21.06.2013 № 2013615867). Указанная система является элементом региональной навигационно-информационной системы Смоленской области и функционирует в комплексе с ранее приобретённым ПО «Единая платформа навигационных приложений «РНИС-Платформа®», разработанным ООО «НИИ Прикладной телематики», г. Москва, Российская Федерация (свидетельство Роспатента от 21.06.2013 № 2013615799)».

Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика не имелось другого способа дачи разъяснений, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Указанная информация о лицензиях, номерах патентов и наименование правообладателя носит ознакомительный характер и не предъявляет дополнительных требований к участнику.

Таким образом, довод Заявителя о том, что указание конкретных авторских прав, номеров патентов, и наименование правообладателя программного обеспечения значительно ограничивает количество участников или приводит к невозможности их участия в электронном аукционе, и создает преимущественные условия для правообладателя программного обеспечения, не нашел своего подтверждения.

В ходе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России в действиях государственного заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.

Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Геолайф Эшелон» на действия государственного заказчика – Департамента Смоленской области по информационным технологиям при проведении электронного аукциона №0654-аэф/у на оказание услуг по модернизации системы мониторинга школьных автобусов на территории Смоленской области (извещение № 0163200000315006028) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны