Решение б/н Решение по делу №165/17-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Ро... от 23 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<…>

 

 

- руководитель Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

 

 

 

<…>

- ведущий специалист-эксперт финансово-аналитического отдела Смоленского УФАС России;

 

 

 

при участии представителей:

от муниципального заказчика: <…>. представитель по доверенности от 27.07.2017 №396, <…>. представителя по доверенности от 27.07.2017 №397, представители заявителя на заседание не явились, уведомлены надлежащим образом;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 04.04.2017 № 74) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу  ООО «Перспектива» на положения аукционной документации муниципального заказчика – МБДОУ «Детский сад «Мишутка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБДОУ «Детский сад «Мишутка» г. Десногорска (извещение № 0363300105217000009)

УСТАНОВИЛА:

Из жалобы ООО «Перспектива»   (далее также – Заявитель) следует:

1. в Извещении о проведение закупки установлена дата и время окончание срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки;

2. в нарушение требований ч.ч. 2,4 ст.31 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015г. заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона о наличии у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, а также не установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям;

3. проект контракта составлен с нарушением ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063;

4. в проекте контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на три месяца. Одновременно с этим в п. 6.6 проекта контракта указано, что заказчик обязан возвратить Подрядчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта  в течение 5 дней со дня исполнения Подрядчиком своих обязательств. Таким образом, в проекте контракта установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа такого обеспечения.

В связи с изложенным Заявитель просит выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, в связи с чем просят признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы и проведенной в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБДОУ «Детский сад «Мишутка» г. Десногорска и аукционная документация размещены 03.07.2017 в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 10 447 692,05 руб.

1. В силу ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч. 2,3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В соответствии с ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБДОУ «Детский сад «Мишутка» г. Десногорска и аукционная документация размещены 03.07.2017 в единой информационной системе.

Изменения извещения о проведении электронного аукциона размещено 06.07.2017, согласно которого, дата и время окончания подачи заявок 22.07.2017. Срок подачи заявок составляет более пятнадцати дней.

Вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, в том числе без учета выходных дней, на которых приходится окончание срока подачи заявок (22.07.2017 (суббота), Заказчик исполнил. Срок подачи заявок составляет 17 дней.

Жалоба ООО «Перспектива» в указанной части необоснованна.

2. Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 данного закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.2 и 2,1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 данного закона.

Как установлено п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 данного закона и инструкцию по ее заполнению.

 В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч. 2 и 2,1 ст.31 (при наличии таких требований) данного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.

В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1)        финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2)        на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3)        опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4)        необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В целях реализации требований Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление № 99), в котором, в том числе, установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.

Согласно позиции 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

-          работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

-          работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией, предмет закупки отнесен заказчиком к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 43.33.10.000. Начальная (максимальная) цена контракта электронного аукциона превышает 10 млн. руб. и составляет 10 447 692,05 руб.

Как следует из содержания извещения, аукционной документации, дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, заказчиком не установлены. Также в документации об электроном аукционе отсутствуют требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие таким дополнительным требованиям.

Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители заказчика, виды работ, которые необходимо выполнить при исполнении муниципального контракта, не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Комиссией установлено, что в соответствии с содержанием извещения, аукционной документации, предметом закупки является «Ремонт фасада здания МБДОУ «Детский сад «Мишутка» г.Десногорска.

Как следует из содержания технического задания аукционной документации, видами работ, которые необходимо исполнить при выполнении муниципального контракта являются: ремонт фасада фасадными кассетами. Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ремонт фасадов зданий не относится к группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.

Из смысла приведенных положений Постановления № 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.

В то же время из содержания рассматриваемых положений Постановления № 99 не следует, что к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, относятся и работы по текущему ремонту.

С учетом изложенного Комиссия решила, что несмотря на то, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей (10 447 692,05 руб.) и в извещении о проведении электронного аукциона установлен ОКПД2 42.11.10.120, не установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением №99 не нарушает требований Закона о контрактной системе, так как в объект закупки включены работы исключительно по ремонту фасада здания и из технического задания аукционной документации не следует потребность Заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений.

3. Согласно п. 9.4, 9.5 проекта контракта размеры штрафов определяются в процентном отношении к цене контракта (2%, и 5% соответственно).

В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила.

В силу п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Учитывая изложенное, проект контракта должен содержать размеры штрафов в виде фиксированной суммы, рассчитанные в порядке, установленном Правилами.

Комиссией установлено, что проект контракта не содержит размеры штрафов в виде фиксированной суммы, а определяются в процентном отношении к цене контракта (2%, и 5% соответственно).

Таким образом, доводы жалобы о нарушении заказчиком ч.5,8 ст.34  Закона о контрактной системе и п. 4.5 Правил утвержденных Постановлением Правительства от 25.11.2016 № 1063 подтверждены.

4. Рассмотрев довод жалобы об установлении  заказчиком разных сроков действия обеспечения исполнения контракта, Комиссия признает его необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе   срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно документации об электронном аукционе, заказчиком установлено требование к банковской гарантии о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта на три месяца.

Таким образом,   заказчиком установлен срок   банковской гарантии в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что данное требование выполнено заказчиком в п. 6.6  проекта контракта.

При таких обстоятельствах, приведенные заявителем в жалобе положения проекта контракта, установлены заказчиком в соответствии с указанными требованиями Закона о контрактной системе.

Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива»  на действия муниципального заказчика – МБДОУ «Детский сад «Мишутка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБДОУ «Детский сад «Мишутка» г. Десногорска (извещение № 0363300105217000009) обоснованной в части нарушения ч.5,8 ст.34  Закона о контрактной системе и п. 4.5 Правил утвержденных Постановлением Правительства от 25.11.2016 № 1063.

2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушения ч.5,8 ст.34  Закона о контрактной системе и п. 4.5 Правил утвержденных Постановлением Правительства от 25.11.2016 № 1063.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на ограничение количества участников закупки.

4.  Заказчику при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, внести в проект контракта изменения, исключающие нарушения ч.5,8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

            В соответствии с ч.9 ст.106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны