Решение б/н Решение по делу № 172/16-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Р... от 15 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 172/16-ГЗ/Ж о нарушении законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

07 июля 2016 года                                                                                                                          г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

Председатель Комиссии:

 

- <…>

 

- руководитель Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

 

 

- <…>

- главный специалист-эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

- <…>

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

при участии представителей:

от муниципального заказчика:

<…> – начальника отдела городского хозяйства  Администрации МО «Сычевский район» Смоленской области (распоряжение  от 11.01.2016 №1-р);

от уполномоченного органа:

<…>начальника Финансового управления Администрации МО «Сычевский район» Смоленской области (распоряжение от 12.03.2010 №17-р);

<…>главного специалиста отдела по бюджету Финансового управления Администрации МО «Сычевский район» Смоленской области (доверенность от 06.07.2016);

представители заявителя не явились,

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Управления) (приказ Смоленского УФАС России от 21.03.2016 № 26) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую жалобу ООО «Стройинвест» на действия муниципального заказчика – отдела городского хозяйства Администрации муниципального образования  «Сычевский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтного покрытия в г. Сычевка Смоленской области (извещение № 0163300000416000022)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Из жалобы ООО «Стройинвест» (далее – Заявитель, Общество), следует, что положения документации о закупке не соответствуют действующему законодательству о контрактной системе.

В этой связи Заявитель просит  рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

В ходе рассмотрения жалобы Общества и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтного покрытия в г. Сычевка Смоленской области и аукционная документация размещены 15.06.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта 15 062 969 руб.

  1. Согласно доводам жалобы, в нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в  документации о закупке отсутствует срок действия контракта, что не позволяет установить срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Аналогичные положения, в том числе в отношении срока действия банковской гарантии закреплены в аукционной документации.

При этом, в проекте муниципального контракта срок действия контракта не определен.

В соответствии с п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно п. 4.1.2 проекта муниципального контракта срок окончания работ  – 60 календарных дней с момента подписания контракта.

Учитывая, что дату подписания муниципального контракта на этапе проведения аукциона конкретно определить не представляется возможным, а следовательно, и момент окончания исполнения сторонами обязательств по контракту, из положений проекта муниципального контракта невозможно определенно установить срок действия контракта для расчета срока действия предоставляемой участниками в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, в целях соблюдения требований ч. 3 ст. 96  Закона о контрактной системе, аукционной документации к сроку ее действия.

Согласно ч. 4. ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

С учетом изложенного, условия контракта в части срока его действия носят необъективный характер, следовательно, составлены с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

  1. Согласно доводам жалобы, в нарушение Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение № 1 к Постановлению Правительства № 99).

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99, в случае выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ  за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В извещении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД 2: 42.11.10.120 (дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги), предусмотренные извещением, документацией об аукционе, проектом контракта работы включены в код 42 ОКПД 2 ОК 034-2014. Начальная (максимальная) цена аукциона  превышает 10 млн. рублей.

В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1 и 2 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, заказчиком в нарушение ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства № 99 не установлены.

Таким образом, доводы заявителя в данной части также являются обоснованными.

 

 

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 данного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" в п. 26 Информационной карты аукционной документации установлено требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В п. 13 Информационной карты аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) данного закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 данного закона.

Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.

Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления № 1457 может подтверждаться сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).

При этом нормами Закона о контрактной системе предусмотрено направление указанных документов оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.

На основании изложенного, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минэкономразвития России № 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/28993/16 от 28.04.2016.

С учетом изложенного, требование о предоставлении участниками закупки  вышеуказанной декларации в составе заявки на участие в аукционе является излишним, установлено не в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а следовательно,  в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Кроме этого, в п. 13 Информационной карты заказчиком установлено требование к участникам аукциона о предоставлении в составе второй части заявки  копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), выданного саморегулируемой организацией в области строительства, в порядке установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, что соответствует положениям ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, заказчиком не конкретизированы такие виды работ по перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, свидетельство о допуске к которым участникам закупки необходимо предоставить во второй части заявки.

При таких обстоятельствах, данное требование установлено в аукционной документации некорректно, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Аукционная документация не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, что нарушает требования  п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в  случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается  контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

Согласно п. 4 Правил, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой как 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой как 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (п.  5 Правил).

Вместе с тем, заказчиком в п. 7.3, 7.6 проекта муниципального контракта установлено  следующее:

  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате штрафа в размере  в размере 10% цены контракта.
  • в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2,5% цены контракта.

Таким образом, указанные в проекте контракта размеры штрафов установлены не  в соответствии с Правилами, в связи с чем заказчиком нарушены положения ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей заказчика, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия муниципального заказчика – отдела городского хозяйства Администрации муниципального образования  «Сычевский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтного покрытия в г. Сычевка Смоленской области (извещение № 0163300000416000022) обоснованной.  
  2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушения п.1 ч.1, ч. 4, 5 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 5, 8 ст. 34, п. 2 ч. 1, п. 11 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок не выдавать, так как предписание об устранении указанных нарушений выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО «Голос» по делу № 174/16-ГЗ/Ж.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны