Решение б/н Решение по делу № 195/17-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Р... от 28 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<…>

 

 

- руководитель Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

 

 

при участии представителей:

от муниципального заказчика: <…> представителя по доверенности от 10.08.2017,

представители заявителя на заседание не явились, уведомлены надлежащим образом;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 04.04.2017 № 74) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу                                   ООО «Перспектива» на положения аукционной документации муниципального  заказчика - Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона  на выполнение работ на ремонт асфальтобетонного покрытия по ул.50 лет ВЛКСМ и ул. Советская в городе Гагарине Смоленской области (извещение № 0163300047417000103)

УСТАНОВИЛА:

Из жалобы ООО «Перспектива»  (далее также – Заявитель, Общество) следует, что проект контракта составлен с нарушением ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, нарушение вышеуказанных норм выразилось в указании в проекте контракта размеров штрафов в процентах от цены контракта, а не фиксированных сумм.

Во втором доводе жалобы Общество указывает, что заказчик установил в проекте контракта требование о подписании контракта в бумажном виде, что противоречит порядку заключения контракта.

Также Заявитель указывает, что в проекте контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Одновременно с этим в п. 6.4 проекта контракта указано, что срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, устанавливается в течение 20 банковских дней с момента подписания акта выполнения работ по форме КС-2.  Таким образом, в проекте контракта установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа такого обеспечения.

В связи с изложенным Заявитель просит выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, в связи с чем просит признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы и проведенной в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ на ремонт асфальтобетонного покрытия по ул.50 лет ВЛКСМ и ул. Советская в городе Гагарине Смоленской области и аукционная документация размещены 31.07.2017 в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 15 026 335,00 руб.

1. Раздел 5 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, посвящен ответственности сторон контракта, в том числе штрафам, налагаемым при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами условий контракта.

Согласно п.5.5, 5.8 проекта контракта размеры штрафов определяются в процентном отношении к цене контракта (2%, и 5% соответственно).

В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее Правила).

В силу п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Учитывая изложенное, проект контракта должен содержать размеры штрафов в виде фиксированной суммы, рассчитанные в порядке, установленном Правилами.

Комиссией установлено, что проект контракта не содержит размеры штрафов в виде фиксированной суммы, а определяются в процентном отношении к цене контракта (2%, и 5% соответственно).

Таким образом, доводы жалобы о нарушении заказчиком ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе подтверждены.

2. Довод жалобы о наличии в документации условия о подписании контракта в бумажном виде Комиссия признает необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном данным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Одним из способов определения поставщика является аукцион в электронной форме. Данный способ определения подрядчика выбран заказчиком.

Согласно ч.1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 60 Закона о контрактной системе).

В силу ч. 2 ст. 60 Закона о контрактной системе, документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

Таким образом, при проведении электронного аукциона Законом о контрактной системе предусмотрена только электронная форма документов, подписанных усиленной электронной подписью.

В п. 6 документации об электронном аукционе содержится порядок заключения контракта.  

На заседании Комиссии установлено, что в документации об электронном аукционе установлен порядок заключения контракта в соответствии со ст. 70 Закона о контрактной системе.

При этом ни аукционная документация, ни проект контракта не содержат условие о подписании контракта в бумажном виде.

Таким образом, требования к форме контракта, установленные Законом о контрактной системе, заказчиком соблюдены.

3. Рассмотрев довод жалобы об установлении  заказчиком разных сроков действия обеспечения исполнения контракта, Комиссия признает его необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе   срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно документации об электронном аукционе, заказчиком установлено требование к банковской гарантии о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом,   заказчиком установлен срок   банковской гарантии в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что данное требование выполнено заказчиком в п. 6.1  проекта контракта.

При таких обстоятельствах, приведенные заявителем в жалобе положения проекта контракта, установлены заказчиком в соответствии с указанными требованиями Закона о контрактной системе.

В ходе внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом идентификационный код закупки Заказчику необходимо указывать, в том числе, в контракте и(или) документации об аукционе.

 Комиссия установила, что заказчиком идентификационный код закупки (173672202949767220100111241244211244) указан в извещении, в Плане-графике закупок.

В ходе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС определила, что вопреки требованиям ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе Заказчиком идентификационный код закупки указан только в извещении о проведении аукциона, так же Заказчиком в «Проекте – контракта» предусмотрено поле для внесения указанной информации.

Таким образом, Комиссия Смоленского УФАС России усматривает, нарушение ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что указанные нарушения, в рассматриваемом случае, повлияло на процедуру проведения торгов.

Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива»  на положения аукционной документации муниципального  заказчика - Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона  на выполнение работ на ремонт асфальтобетонного покрытия по ул.50 лет ВЛКСМ и ул. Советская в городе Гагарине Смоленской области (извещение № 0163300047417000103) обоснованной в части нарушения ч.5,8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушения ч.5,8 ст.34, ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на ограничение количества участников закупки.

4.  Заказчику при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, внести в проект контракта изменения, исключающие нарушения ч.5,8 ст. 34, ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.

            В соответствии с ч.9 ст.106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны