Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу 197/15-ГЗ/Ж о нарушении законо... от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу 197/15-ГЗ/Ж о нарушении

законодательства Российской Федерации о контрактной системе

24 ноября 2015 года                                                                                                        г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

Председатель

Комиссии:

 

- <…>

 

-  руководитель Смоленского УФАС России;

Заместитель

председателя Комиссии:

 

- <…>

 

-  начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

Член Комиссии:

 

- <…>

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

при участии представителей:

от государственного

заказчика:

 

 

 

 

 

 

 

от заявителя:

 

 

- <…>

 

 

- <…>

 

 

 

 

- <…>

 

 

- представителя  УФФСП России по Смоленской области по доверенности от 23.11.2015;

- представителя  УФФСП России по Смоленской области по доверенности от 23.11.2015;

 

 

- представителя филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» (доверенность от 12.11.2015);

 

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 31.08.2015 № 55) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия государственного заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (извещение № 0163100006215000052)

УСТАНОВИЛА:

Из жалобы СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее также – Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок представителем Заявителя, следует, что показатели нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», установленные заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.п 4, 27 «Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085, а именно:  выезд на место ДТП квалифицированного представителя страховой компании,  предоставление эвакуатора для транспортировки автомобиля с места ДТП до ближайшего места хранения и ремонта, закрепление персонального сотрудника страховщика за заказчиком; юридическое сопровождение включая представление интересов страхователя в судебных и иных органах независимо от виновности должны быть отнесены к нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Заявитель считает, что Заказчиком, нарушен порядок оценки конкурсных заявок, установленный Правилами оценки заявок, а именно установлен нестоимостной критерий, не предусмотренный данным постановлением, что в свою очередь нарушает ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, согласно которой порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме этого, сумма максимальных значений всех показателей критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» составляет 40 баллов, вместо 100 баллов, как указано в п. 45 Информационной карты.

В связи с вышеизложенным, Заявитель просит выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители ответчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что указанные показатели нестоимостного критерия оценки относятся к качеству услуг.

Учитывая вышеизложенное, представители ответчика просят признать действия государственного заказчика правомерными, жалобу - необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы СПАО «РЕСО-Гарантия» и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация размещены 28.10.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 48 268 руб., 45 коп.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.

Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются «Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила).

Согласно п. 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, п. 11 Правил установлено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Абзацем вторым п. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателям, предусмотренным п. 25 Правил, в соответствии с п. 26 Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по каждому из указанных показателей.

Согласно п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В соответствии с п. 28 Правил, оценка заявок по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п. 11 Правил.

В п. 45 Информационной карты аукциона установлено, что  для оценки заявок на участие в конкурсе используется 2 критерия оценки:

1) цена контракта;

2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

При этом, согласно п. 45.1. Информационной карты, показателями нестоимостного критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» определены:

1. Компания является участником соглашения о прямом возмещении убытков;

2. Срок рассмотрения выплат страхового возмещения по полюсам обязательного страхования автогражданской ответственности после предоставления всех необходимых документов;

3. Количество дней, необходимое для направления потерпевших на независимую экспертизу с момента обращения;

4.  Выезд на место ДТП квалифицированного представителя страховой компании;

5. Предоставление эвакуатора для транспортировки автомобиля с места ДТП до ближайшего места хранения и ремонта;

6.  Закрепление персонального сотрудника страховщика за заказчиком;

7.  Юридическое сопровождение включая представление интересов страхователя в судебных и иных органах независимо от виновности.

При этом, в Приложении №4 к Информационной карте открытого конкурса, так же указано, что количество баллов, присваиваемых заявке по вышеуказанным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по каждому из указанных показателей.

Пунктом 20 Правил, предусмотрено, что оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в пп. "а" и "в" п. 25  Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 - 24 Правил.

В рамках установленных показателей нестоимостного критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» не оценивается наличие у участников финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыт работы, связанный с предметом контракта, деловая репутация, специалисты и иные работники определенного уровня квалификации.

В  п. 25 Правил не установлен исчерпывающий перечень возможных показателей нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», в связи с чем Комиссия Смоленского УФАС России полагает, что определенные заказчиком показатели данного нестоимостного критерия  возможно отнести  к критерию оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок».

Вместе  с тем, заказчиком не использована 100-балльная шкала оценки критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», что не соответствует и нарушает положения п. 11 Правил, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы жалобы в данной части являются обоснованными.

В ходе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчиком должны быть указаны, в том числе требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 данного закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 данного закона.

Частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при ее осуществлении.

В ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного закона.

Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») такое требование к участникам, как правомочность участника закупки заключать  контракт (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе) исключено. 

В извещении о проведении конкурса заказчиком установлены требования к участникам закупки, в числе которых  правомочность участника закупки заключать контракт,  что является излишним требованием и установление его после внесения изменений в ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49  данного закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе также определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В нарушение указанных требований закона заказчиком в проекте контракта не установлены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, исполнителем  обязательств, предусмотренных контрактом.

Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия государственного заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (извещение № 0163100006215000052) обоснованной.
  2. Признать в действиях государственного заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 5, 8 ст. 34  Закона о контрактной системе, п. 11 Правил.
  1. Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  2. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Смоленского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

предписание №46-197/ГЗ-Ж-15

о прекращении нарушения законодательства

о контрактной системе

24 ноября 2015 года                                                                                              

                                          г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председатель

Комиссии:

 

 

- <…>

 

 

-  руководитель Смоленского УФАС России;

Заместитель

председателя Комиссии:

 

- <…>

 

-  начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

Член Комиссии:

 

- <…>

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

на основании решения Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок №197/15-ГЗ/Ж от 24 ноября 2015 года по результатам рассмотрения жалобы СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия государственного заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (извещение № 0163100006215000052), а также по результатам проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере закупок, руководствуясь ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе

предписывает:

  1. Государственному заказчику – Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области устранить нарушение законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (извещение № 0163100006215000052), а именно:

- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 18.11.2015;

- отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.11.2015;

- вернуть ранее поданные заявки участников закупки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности участников подать новые заявки на участие в открытом конкурсе;

-  внести изменения в конкурсную документацию, устраняющие нарушения  ч. 8 ст. 32, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 5, 8 ст. 34  Закона о контрактной системе, п. 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

2. Государственному заказчику в срок до 11.12.2015 представить в Смоленское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте to67@fas.gov.ru или по факсимильной связи (4812) 386-222, а также письмом по адресу: 214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 14а.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны