Решение б/н Решение по делу №202/17-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Ро... от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<…>

 

 

- руководитель Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

<…>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

при участии представителей:

от муниципального заказчика: <…> представителя по доверенности от 07.04.2017, <…> представителя по доверенности от 24.08.2017, <…> представителя по доверенности от 25.11.2016,

представители заявителя на заседание не явились, уведомлены надлежащим образом;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 04.04.2017 № 74) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу  ООО «Перспектива» на положения аукционной документации муниципального заказчика - Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона  на выполнение отделочных, сантехнических, электромонтажных работ и устройство отопления в муниципальных квартирах корп. 2 и благоустройство территории корп. 1 и корп. 2 по адресу: ул. Смоленская, д.16, г. Вязьма, Смоленской области (извещение № 0163300025017000300)

УСТАНОВИЛА:

Суть жалобы ООО «Перспектива» (далее – Заявитель, Общество) сводится к следующему:

1. из требований аукционной документации не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, так как в проекте контракта не указан срок выполнения подрядчиком обязательств по контракту;

2.  в проекте контракта заказчиком установлен срок оплаты выполненных работ без учета требований Закона о контрактной системе.

В связи с изложенным Общество просит выдать муниципальному заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, в связи с чем просят признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы и проведенной в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона  на выполнение отделочных, сантехнических, электромонтажных работ и устройство отопления в муниципальных квартирах корп. 2 и благоустройство территории корп. 1 и корп. 2 по адресу: ул. Смоленская, д.16, г. Вязьма, Смоленской области и аукционная документация размещены 28.07.2017 в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 267 640,00 руб.

1. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия

банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Заказчиком в п. 23 Информационной карты аукционной документации установлены требования к размеру обеспечения исполнения контракта, сроку и порядку предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта.

В проекте контракта установлено:

- срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. 8.3);

- контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 12.1);

- срок выполнения работ – до 31.12.2017 (п. 3.1);

- в течение 14 рабочих дней с момента окончания  выполнения работ и предоставления Подрядчиком акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) муниципальный заказчик осуществляет проверку результата работ по контракту на предмет соответствия выполненных работ требованиям и условиям контракта. По результату рассмотрения исполнения обязательств Подрядчика по контракту муниципальный заказчик подписывает и передает Подрядчику акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) или мотивированный отказ от его подписания в случае, если установлено ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по контракту (п.5.2, 5.3);

- подписанные муниципальным заказчиком и подрядчиком акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), являются основанием для оплаты подрядчику выполненных работ (п.5.5).

Исходя из вышеизложенного подрядчику представляется возможным установить срок выполнения обязательств по контракту и на основании этого рассчитать срок действия банковской гарантии.

Таким образом Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

           2. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст.94 настоящего закона.

Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Таким образом срок оплаты выполненных работ должен быть установлен с учетом требований ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что в п. 2.2 проекта контракта указано, что оплата работ осуществляется муниципальным заказчиком в безналичной форме в рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в контракте. Оплата выполненных работ производится в 2018 г. после перечисления субсидии из областного бюджета в бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на основании счета после выполнения работ и подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) при условии устранения выявленных при приемке работ недостатков.

Таким образом, Заказчиком установлен срок оплаты выполненных работ, без учета требований ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. В этой части довод жалобы Заявителя нашел свое подтверждение.

В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

Раздел 7 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, посвящен ответственности сторон контракта, в том числе штрафам, налагаемым при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами условий контракта.

Согласно п.7.8, 7.11 проекта контракта размеры штрафов определяются в процентном отношении к цене контракта (10% и 2,5% соответственно).

В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее Правила).

В силу п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Учитывая изложенное, проект контракта должен содержать размеры штрафов в виде фиксированной суммы, рассчитанные в порядке, установленном Правилами.

Комиссией установлено, что в п. 7.9  проекта контракта заказчиком установлено, что в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, подрядчик уплачивает муниципальному заказчику штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 – 10 процентов цены контракта, что составляет 526 764,00  руб.

Согласно п. 7.11. проекта контракта за ненадлежащее исполнение муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом или отсутствия лимитов бюджетных обязательств, подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 – 2,5 процента цены контракта, что составляет 131 691,00 руб.

Поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафа, пени, подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам необходимо устанавливать в проекте контракта все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Вместе с тем в пунктах 7.9 и 7.11 проекта контракта документации об аукционе  установлены штрафы, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, без учета возможного снижения цены в результате аукциона, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и требованиям ч.5,8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемой закупке начальная (максимальная) цена контракта превышает  3 млн. рублей (5 267 640,00 руб.), в связи, с чем заказчику необходимо было установить следующие размеры штрафов:  

-   за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту 2,5% и 2%;

- за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом 10% и 5%.

Таким образом, заказчиком допущены нарушения ч.5,8 ст.34 Закона о контрактной системе.

Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу  ООО «Перспектива» на положения аукционной документации муниципального заказчика - Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона  на выполнение отделочных, сантехнических, электромонтажных работ и устройство отопления в муниципальных квартирах корп. 2 и благоустройство территории корп. 1 и корп. 2 по адресу: ул. Смоленская, д.16, г. Вязьма, Смоленской области (извещение № 0163300025017000300) обоснованной в части нарушения ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушения ч.5,8,13 ст.34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на ограничение количества участников закупки.

4.  Заказчику при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, учесть нарушения ч.5,8,13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

            В соответствии с ч.9 ст.106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны