Решение б/н Решение по делу № 203/17-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Р... от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

<…>

 

 

- руководитель Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

<…>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

при участии представителей:

от муниципального заказчика: <…> представителя по доверенности от 07.04.2017, <…> представителя по доверенности от 24.08.2017 <…> представителя по доверенности от 25.11.2016,

представители заявителя на заседание не явились, уведомлены надлежащим образом;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 04.04.2017 № 74) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу  ООО «Профит-плюс» на положения аукционной документации муниципального заказчика - Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона  на выполнение отделочных, сантехнических, электромонтажных работ и устройство отопления в муниципальных квартирах корп. 2 и благоустройство территории корп. 1 и корп. 2 по адресу: ул. Смоленская, д.16, г. Вязьма, Смоленской области (извещение № 0163300025017000300)

УСТАНОВИЛА:

Суть жалобы ООО «Профит-плюс» (далее – Заявитель, Общество) сводится к следующему.

1. указанные в аукционной документации требования к применяемым материалам ограничили возможность участия Общества в качестве поставщика, так как для предоставления им надлежащего предложения и согласия выполнения работ по заданным критериям, ему необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее;

2. заказчик в проекте контракта не указал идентификационный код закупки            (далее – ИКЗ);

3. в проекте контракта заказчиком неправомерно установлен срок оплаты выполненных работ с нарушением ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе;

4. в проекте контракта, не установлены все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту.

В связи с изложенным Общество просит выдать муниципальному заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, в связи с чем просят признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы и проведенной в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона  на выполнение отделочных, сантехнических, электромонтажных работ и устройство отопления в муниципальных квартирах корп. 2 и благоустройство территории корп. 1 и корп. 2 по адресу: ул. Смоленская, д.16, г. Вязьма, Смоленской области и аукционная документация размещены 28.07.2017 в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 267 640,00 руб.

1. В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссией установлено, что в Приложении №1 аукционной документации сформировано Техническое задание, в котором указаны

 

 

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3,5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Как следует из документации об электронном аукционе заказчик не требует от участников подробного описания предлагаемого участником товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии, после его производства (компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара), а только непосредственную поставку товара в диапазонных значениях, которые не противоречат требованиям аукционной документации:

Кроме того на заседании Комиссии представители заказчика пояснили следующее, что указание на диапазонное значение не повлияет на результат определения поставщика (участник, который указал диапазонные значения, соответствующие указанному в требованиях ГОСТу не отклоняется).

Участник аукциона должен ориентироваться на то, что при поставке товара, его качество не должно быть хуже, чем указанно в требованиях аукционной документации.

Кроме того, как следует из п. 9.6 Технического задания аукционной документации примененные конструкции, детали, изделия и прочее должны соответствовать ГОСТам, стандартам, иметь сертификаты соответствия.

Соответственно подрядчик, только после заключения контракта, при поставке товара должен предоставить заказчику копии сертификатов (паспортов) качества завода изготовителя на поставляемый товар.

Требования о необходимости предоставления участниками электронного аукциона копий сертификатов (паспортов) качества завода изготовителя на поставляемый товар в составе заявок участников заказчик не установил.

Указания о необходимости предоставления участниками электронного аукциона (в составе заявок) копий сертификатов (паспортов) качества завода изготовителя на поставляемый товар в аукционной документации отсутствуют.

Таким образом, требования к материалам, указанные в аукционной документации не ограничило, количество участников.

Надлежащее исполнение требований Закона о контрактной системе заказчиком не может ограничивать конкуренцию и нарушать принципы действующего законодательства о контрактной системе.

Таким образом вышеуказанный доводы жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель не явился, доказательств, обосновывающих доводы жалобы, Заявителем не представлены.

2. Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В соответствии с п. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе об идентификационном коде закупки.

Статья 64 Закона о контрактной системе содержит перечень сведений, которая должна содержать аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона.

В извещении о проведении закупки, а также в п. 2 Информационной карты аукционной документации указан идентификационный код закупки (ИКЗ: 173672200653167220100101651704339244).

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации.

Таким образом, учитывая, что извещение и аукционная документация содержит идентификационный код закупки, а также то, что аукционная документация включает проект контракта, довод заявителя жалобы об отсутствии идентификационного кода закупки в проекте контракта не может быть признан обоснованным.

          3. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст.94 настоящего закона.

Согласно ч. ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

В п. 2.2 проекта контракта установлено, что оплата работ осуществляется муниципальным заказчиком в безналичной форме в рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в контракте. Оплата выполненных работ производится в 2018 г. после перечисления субсидии из областного бюджета в бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на основании счета после выполнения работ и подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) при условии устранения выявленных при приемке работ недостатков.

Таким образом, Заказчиком установлен неправомерный срок оплаты выполненных работ, что является нарушением ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В этой части довод жалобы Заявителя нашел свое подтверждение.

4. Раздел 7 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, посвящен ответственности сторон контракта, в том числе штрафам, налагаемым при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами условий контракта.

Согласно п.7.8, 7.11 проекта контракта размеры штрафов определяются в процентном отношении к цене контракта (10%, и 2,5% соответственно).

В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее Правила).

В силу п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Учитывая изложенное, проект контракта должен содержать размеры штрафов в виде фиксированной суммы, рассчитанные в порядке, установленном Правилами.

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комиссией установлено, что в п. 7.9  проекта контракта заказчиком установлено, что в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, подрядчик уплачивает муниципальному заказчику штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063:

- 10 процентов цены контракта, что составляет 526 764,00  руб.;

Согласно п. 7.11. проекта контракта за ненадлежащее исполнение муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом или отсутствия лимитов бюджетных обязательств, подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063:

- 2,5 процента цены контракта, что составляет 131 691,00 руб.;

Поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафа, пени, подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Вместе с тем в пунктах 7.9 и 7.11 проекта контракта документации об аукционе  установлены штрафы, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, без учета возможного снижения цены в результате аукциона, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и требованиям ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Также Комиссией установлено, что в проекте контракта заказчик установил размер штрафа с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку размер штрафа для заказчика и подрядчика соответствует цене контракта до 3 млн. рублей, тогда как начальная (максимальная) цена контракта по данному аукциону составляет 5 267 640,00 рублей.

Поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн. рублей, заказчику необходимо было установить штрафы для заказчика и подрядчика 2% и 5% соответственно.

Таким образом, доводы жалобы о нарушении заказчиком ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе подтверждены.

Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу  ООО «Профит-плюс» на положения аукционной документации муниципального заказчика - Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона  на выполнение отделочных, сантехнических, электромонтажных работ и устройство отопления в муниципальных квартирах корп. 2 и благоустройство территории корп. 1 и корп. 2 по адресу: ул. Смоленская, д.16, г. Вязьма, Смоленской области (извещение № 0163300025017000300) обоснованной в части нарушения ч. 5,8,13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушения ч.5,8,13 ст.34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на ограничение количества участников закупки.

4.  Заказчику при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, учесть нарушения ч.5,8,13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

            В соответствии с ч.9 ст.106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны