Решение б/н Решение по жалобе ООО «Медскан» на действия государственного... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 224/12-ГЗ/Ж о нарушении

законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

27 августа 2012 года                                                                                                г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <…>

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России № 113 от 15.08.2012) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО «Медскан» (исх. № 11/08 от 20.08.2012) на действия государственного заказчика – ГУ – Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам в третьем квартале 2012 года  абсорбирующего белья и подгузников. Лот № 1 – поставка подгузников для взрослых (извещение № 0263100000212000127),

УСТАНОВИЛА:

В жалобе ООО «Медскан» (далее – заявитель), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов членом Комиссии указано на нарушение государственным заказчиком законодательства в сфере размещении заказов.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0263100000212000127 и документация об аукционе 08.08.2012 размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

По мнению заявителя, аукционная документация составлена государственным заказчиком с нарушением требований законодательства в сфере размещения заказов, выразившимся в следующем.

Заказчиком в Техническом задании, установлены значения одной из технических характеристик закупаемых подгузников разных размерных рядов (объем талии), которые, по мнению Общества, свойственны только для подгузников товарного знака Seni, что ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.

Производители функционального нижнего белья, представленные на российском рынке, для определения размера подгузников для взрослых используют следующие обозначения: S (1), M (2), L (3), XL (4). Каждому размеру соответствуют определенный обхват талии подгузника, который примерно одинаковый у каждого производителя (различия в нескольких сантиметрах:  5 см).

Данные различия являются несущественными и не влияют на качество и потребительские свойства товара, так как подгузник подбирается по размеру, и за счет боковых застежек позволяет подогнать его по фигуре.

При этом по своим техническим характеристикам и потребительским свойствам подгузники других производителей не уступают, а по некоторым показателям превосходят, подгузники товарного знака Seni.

Таким образом, заказчиком были нарушены требования ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов (на основании отсылочной нормы ч. 1 ст. 41.6 данного закона), согласно которой документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В связи с изложенным, ООО «Медскан» просит Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов выдать государственному заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.

Представители государственного заказчика <…> (далее – представители ответчика) по сути жалобы пояснили следующее.

Заказчиком 08 августа 2012 года был размещен открытый аукцион в электронной форме, извещение под №0263100000212000117 на поставку инвалидам в третьем квартале 2012 года абсорбирующего белья и подгузников.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР), разрабатываемой государственным казенным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. ИПР инвалида содержит реабилитационные мероприятия, технические средства и услуги, предоставляемые инвалиду и обязательна для исполнения уполномоченным органом.

Техническое задание документации об аукционе было сформировано с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальных программах реабилитации инвалидов.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, Заказчиком в техническом задании документации об аукционе были указаны объемы талии подгузников для взрослых, исходя из нужд заказчика, основанных на представляемых программах реабилитации инвалидов, содержащих указание на нуждаемость инвалида в закупаемых типах изделий.

Росздравнадзором разрешено использование и реализация на территории РФ абсорбирующего белья более 20 производителей. Размеры товара у разных производителей имеют различный обхват (объем) талии и бедер. В целях расширения круга участников размещения заказа и возможности поставки эквивалентного товара были определены параметры эквивалентности товара.

В разделе III документации об аукционе «Техническое задание на поставку инвалидам во втором полугодии 2012 года подгузников» установлены функциональные, качественные характеристики и потребительские свойства товара, для закупаемых подгузников Seni, с предоставлением возможности поставки подгузников иных производителей, при условии соответствия значениям показателей эквивалентности, установленных в аукционной документации.

Одним из параметров эквивалентности товара является размер (объем талии).

Проанализировав информацию из общедоступных источников и сделав запросы производителям о характеристиках производимых ими подгузников, заказчик сделал вывод о том, что объему талии подгузников, указанных в документации, соответствуют подгузники следующих производителей:

размер XS: Hartman, Seni, Abena, ID Slip;

размер S: Hartman, Pharma, Tena, Seni;

размер M: Hartman, Pharma, Seni, Euron Form;

размер L: Hartman, Pharma, Seni, Euron Form, ID Slip, Abena;

размер XL: Hartman, Pharma, Seni.

В этой связи, под установленные заказчиком в Техническом задании характеристики закупаемых подгузников, подходят подгузники других производителей, а не только подгузники Seni, как утверждает заявитель. Кроме того, предметом обжалуемого открытого аукциона в электронной форме является поставка подгузников, а не их изготовление (производство).

Таким образом, любой участник размещения заказа имеет возможность приобрести товар с соответствующими характеристиками у производителя и предложить его к поставке.

На основании изложенного, представители ответчика просят Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов признать жалобу ООО «Медскан» необоснованной и отказать в удовлетворении требований, изложенных в жалобе.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Медскан» на действия государственного заказчика – ГУ – Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам в третьем квартале 2012 года  абсорбирующего белья и подгузников. Лот № 1 – поставка подгузников для взрослых (извещение № 0263100000212000127), и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

Извещение о проведении открытого аукциона и аукционная документация размещены 08.08.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

Предметом контракта, в соответствии с п. 2 Информационной карты, является поставка инвалидам в третьем квартале 2012 года абсорбирующего белья и подгузников.

Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 данного закона.

Пункт 1 ч. 4 ст. 41.6 и ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов предусматривают, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов, понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков , а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 данного закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов определено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ).

Из анализа указанных правовых норм следует, что при установлении требований к товару определяющее значение имеют потребности заказчика в приобретении нужного ему товара, а не возможности потенциальных поставщиков.

При этом Закон о размещении заказов не обязывает заказчика обосновывать свои потребности в товарах, работах, услугах, а также установление тех или иных технических характеристик в отношении закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

В то же время, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов).

Согласно ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с ч. 2 данной статьи.

Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов  установлено, что одним из направлений деятельности Государственного учреждения – Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Смоленской области, является обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.

Заказчиком, для осуществления данных полномочий производится закупка для инвалидов подгузников товарного знака «Seni».

При этом заказчиком правомерно предусмотрена возможность предложения участниками размещения заказа товара, являющимся его эквивалентом с показателями эквивалентности, представленными в виде минимальных значений (см. таблицу):

 

Наименование

изделий

Впитываемость

Единица измерения изделия

Количество, шт.

Подгузники для взрослых малые (ХS) объем талии не менее 40-60 см

не менее 1400 мл

шт.

1650

Подгузники для взрослых малые (S) объем талии не менее 55-80 см

не менее 1600 мл

шт.

7350

Подгузники для взрослых средние (М) объем талии не менее 75-110 см

не менее 2300 мл

шт.

137700

Подгузники для взрослых большие  (L) объем талии не менее 100-150 см

не менее 2800 мл

шт.

155810

Подгузники для взрослых очень большие (ХL) объем талии не менее 130-170 см

не менее 3200 мл

шт.

36410

Итого

х

х

338920

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проанализировав информацию, представленную заказчиком (официальный ответ ООО «ПАУЛЬ ХАРТМАН» от 15.08.2012 - импортера изделий медицинского назначения, гигиены и санитарии, выпускаемых под товарным знаком «HARTMANN) пришла к выводу о том, что выпускаемая указанным производителем продукция (подгузники) соответствующих размерных рядов (XS, S, M, L, XL) подходит под установленный заказчиком диапазон значений такой характеристики закупаемой продукции как «объем талии». Кроме того, продукция (подгузники) других производителей (Abena, Id Slip, Euron Form и пр.) также соответствует потребностям заказчика в товарах, указанным в Техническом задании.

В этой связи довод заявителя, касающийся того, что указанные значения обхвата талии/бедер соответствуют только подгузникам товарного знака Seni, не нашел своего подтверждения, так как под указанные диапазоны значений характеристик закупаемых заказчиком подгузников попадают подгузники иных (описанных выше) производителей.

Кроме того, предметом открытого аукциона в электронной форме является право на заключение государственного контракта не на изготовление подгузников, а на их поставку. В связи с чем, участником размещения заказа могло выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.

На основании изложенного, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу о том, что заказчиком в аукционной документации установленные требования (технические характеристики), предъявляемые к закупаемым подгузникам, не ограничивают количество участников размещения заказа.

Таким образом, изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчиков, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Медскан» на действия государственного заказчика – ГУ – Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам в третьем квартале 2012 года  абсорбирующего белья и подгузников. Лот № 1 – поставка подгузников для взрослых (извещение № 0263100000212000127), необоснованной.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны