Решение б/н Решение по делу №274/17-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Ро... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- руководитель Смоленского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

 

<…>

- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

 

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;

при участии представителей:

от государственного заказчика: <…>  представителя по доверенности от 21.11.2017;

представители заявителя на заседание не явились, уведомлены надлежащим образом;

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 29.08.2017 № 107) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО «Центр поставок Профит» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт железнодорожных путей (извещение 0363100011217000057),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Суть жалобы ООО «Центр поставок Профит» (далее – Заявитель, Общество) сводится к следующему.

1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, что является нарушением ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.

2. При осуществлении закупки заказчик не установил единое требование к участникам закупки, предусмотренное пп.7 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, заказчиком в сметных расчетах указаны требования к материалам с неизменными значениями, что исключает использование товаров и материалов эквивалентных или лучше по своим характеристикам.

4. Заказчиком в проекте государственного контракта не определен срок приемки выполненных работ.

5. В проекте контракта заказчиком не определены все пороговые значения размеров штрафов и пеней.

В связи с изложенным, Общество просит выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, в связи с чем просит признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы и проведенной в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт железнодорожных путей и аукционная документация размещены 01.11.2017 в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 164 757,20 руб.

1. Согласно ч.1 ст. 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В соответствии с ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме установлена на 09:00 16.11.2017, т.е. на пятнадцатый день.

Вместе с тем, извещение об осуществлении электронного аукциона размещено заказчиком на официальном сайте – 01.11.2017 14:43

Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в электронном аукционе согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ должен быть установлен не ранее 16.11.2017 23:59.

Таким образом, действиями заказчика, ненадлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, нарушена ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пп.7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия установила, что в п. 2 аукционной документации установлены единые требования к участникам закупки.

Однако требование, предусмотренное пп.7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не установлено.

Следовательно, второй довод Общества является обоснованным в действиях заказчика допущено нарушение пп.7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Рассмотрев довод Заявителя о том, что заказчик, не установив требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам используемых при выполнении работ материалов нарушил ст.33 и ст.64 Закона о контрактной системе, Комиссия Смоленского УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.

В силу п. 3 ст.13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе: выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В тоже время, установление тех или иных требований к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, является правом заказчика, которое он реализует при необходимости. Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией. В случае не установления соответствующих требований в аукционной документации, у участника закупки не возникает обязанности указания их в заявке.

Также, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Как было установлено Комиссией Смоленского УФАС России, требования к материалам, используемым при выполнении работ, содержатся в проектной документации, размещенной в составе аукционной документации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и локальных сметных расчетах. При этом законодательство о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам всех товаров, содержащихся в сметах. Смета использована в качестве обоснования цены контракта, а не в качестве требований к материалам и товарам, используемым при выполнении работ.

Согласно Техническому заданию аукционной документации в рамках исполнения контракта необходимо выполнить капитальный ремонт железнодорожных путей.

Техническим заданием предусмотрено, что работы, являющиеся предметом аукциона, выполняются в соответствии с утвержденной и согласованной сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью Технического задания.

В локальном сметном расчете на капитальный ремонт железнодорожных путей указано, следующее:

- п. 13 шпалы деревянные пропитанные, тип 1,

- п. 25 фундамент блочный «с пути» при массе опор до 0,6т.

Таким образом, аукционной документацией установлены показатели товара, используемого при выполнении работ (фундамент блочный «с пути» при массе опор до 0,6т.) и показатели, которые не могут изменяться (шпалы деревянные пропитанные, тип 1).

4. Рассмотрев довод жалобы об отсутствии в проекте контракта срока приемки выполненных работ, Комиссия Смоленского УФАС России признает его обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Изучив положения представленного проекта контракта Комиссия Смоленского УФАС России установила, что проект контракта не содержит обязательное условие о сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), что не соответствует положениям ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Частью 1 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Аукционная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем, не должна содержать в себе никаких неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.

Таким образом, заказчик, не установив в проекте контракта срок приемки выполненных работ, нарушил ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 утверждены определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

В соответствии с пп. «б» п. 3 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Согласно пп. «б» п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).

Пунктом 5.3 проекта государственного контракта заказчиком установлено «за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных п.5.3. контракта, размер штрафа составляет 10 процентов от цены контракта (этапа)».

В п. 5.2 проекта государственного контракта указано, что «за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы 1000 рублей».

Комиссия Смоленского УФАС установила, что вышеуказанные пункты проекта государственного контракта не соответствуют требованием установленным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1042.

Кроме того, согласно пп. «б» п. 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Однако проект государственного контракта не содержит размер штрафа в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и порядок его определения.

Таким образом, в действиях заказчика содержаться нарушения ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в аукционной документации мер ответственности сторон контракта в случае ненадлежащего исполнения ими его условий (в виде штрафов и пеней).

В ходе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС установлено следующее.

Согласно ч.1 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Комиссия Смоленского УФАС России установила, что 15.11.2017 20:04 заказчик разместил извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме установлена на 16.11.2017 09:00.

В связи с вышеизложенным заказчик был вправе отменить определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее 11.11.2017.

Следовательно, заказчиком нарушен срок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установленный ч.1 ст. 36 Закона о контрактной системе.

Таким образом, изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Центр поставок Профит» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт железнодорожных путей (извещение                      0363100011217000057) обоснованной в части нарушения ч. 1 ст. 31, ч. 4, 5, 8 ст. 34, ч. 13 ст. 34, ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действия государственного заказчика нарушения ч. 1 ст. 31, ч. 4,5,8,13 ст. 34, ч. 1,3 ст. 36.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок не выдавать в связи с тем, что заказчик отменил определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны