Решение №2070/04 признание рекламы ненадлежащей от 20 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 067/05/5-71/2019

«6» июня 2019 года г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…>;

заместитель председателя Комиссии

члены Комиссии:

<…>;

<…>;

рассмотрев дело № 067/05/5-71/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в подъезде жилого многоквартирного дома по адресу: <...>, недостоверной рекламы ПАО «К», в тексте которой отсутствует часть существенной информации, что тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы,

в присутствии представителя заявителя ПАО «Р» (место нахождения: <…>) Г. (доверенность № <…>),

представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ПАО «К» (место нахождения: <…>; ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>; дата регистрации <…>), не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Смоленское УФАС России 30.11.2018 поступило заявление ПАО «Р» от 30.11.2018 № <…>, в котором сообщается о том, что в подъезде жилого многоквартирного дома по адресу: <...>, распространяются рекламные листовки ПАО «К» с недостоверной рекламой следующего содержания:

«Изображение логотипа компании «К»

Домашний интернет

и Цифровое ТВ «К»

Лучший интернет

на выгодных условиях!

Бесплатное подключение: 8 <…>

изображение пчелы в черно – жёлтой цветовой гамме».

ПАО «Р» в своем заявлении указывает, что реклама ПАО «К» - «Лучший интернет на выгодных условиях!», является нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, так как содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемой услуги интернет «К», перед находящимися в обороте аналогичными услугами других продавцов (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе). ПАО «Р» просит Смоленское УФАС России принять соответствующие меры в пределах полномочий и устранить допущенные нарушения действующего законодательства.

В указанной рекламе ПАО «К», отсутствует конкретный критерий для утверждения «Лучший интернет на выгодных условиях!», а также отсутствует какое-либо объективное подтверждение о преимуществах рекламируемой компанией «К» услуги в сравнении с остальным рынком аналогичных услуг.

В целях принятия обоснованного решения по существу заявления ПАО «Р» Смоленским УФАС России был направлен запрос ПАО «К» № 3848/05 от 14.12.2018 о представлении необходимой информации (сведений) по факту распространения рекламы: «К Домашний интернет и Цифровое ТВ «К» Лучший интернет на выгодных условиях! Бесплатное подключение: 8 <…>».

В соответствии с пунктом 15 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508), антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его получения.

В рамках срока рассмотрения заявления ПАО «Р», ответ на запрос ПАО «К» в Смоленское УФАС России не был представлен, в связи с чем установить наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не удалось, возбуждение дела по признакам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе в двухмесячный срок со дня подачи заявления не представлялось возможным.

В соответствии с пунктом 17 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508), Смоленское УФАС России, по результатам рассмотрения заявления ПАО «Р» приняло решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Смоленское УФАС России по собственной инициативе продолжило работу по установлению признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении указанной в заявлении ПАО «Р» ненадлежащей рекламы ПАО «К».

Согласно письму ПАО «К» от 17.01.2019, в ответ на запрос Смоленского УФАС, изготовление указанной выше рекламы (листовка А4) осуществлялось ООО «Реновация» по заказу ПАО «К» на основании счёта № <…>. ПАО «К» в подтверждение выполнения работ указанных в счёте № <…> были представлены: макет рассматриваемой рекламы (в данном макете отсутствует текст «Бесплатное подключение: 8 <…>», по сообщению ПАО «К», данная информация распечатывалась на листовках сотрудниками ПАО «К» после получения листовок); копия Акта № <…>, а так же платёжное поручение № <…>. Согласно представленным документам, услуга была выполнена полностью и оплачена. Так же ПАО «К» сообщило, что на листовках с рекламой услуг ПАО «К» текст «Домашний интернет и Цифровое ТВ «К» Лучший интернет на выгодных условиях! Бесплатное подключение: 8 <…>» был размещён с отсутствием знаков препинания между первой и второй строчками, и из буквального толкования предложения (фразы) «Домашний интернет и Цифровое ТВ «К» Лучший интернет на выгодных условиях!» следует, что указанная реклама содержит сравнение внутренних услуг ПАО «К», а именно между условиями стандартной линейки тарифов и условиями акционного тарифа, указанного в рассматриваемой листовке. Указанная реклама содержит источник информации об акционном тарифе, а именно номер телефона менеджера ПАО «К» -8 <…>. Указанная реклама распространялась в следующих городах Смоленской области: Смоленск, Десногорск, Вязьма, Ярцево. Данная реклама, по сообщению ПАО «К», не распространяется с 31.08.2018.

Смоленским УФАС России 17.05.2019 в отношении ПАО «К» было вынесено Определение о возбуждении дела № 067/05/5-71/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Смоленского УФАС России было установлено следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»): «Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к компании «К», способствует продвижению её услуг на рынке.

Частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В тексте указанной рекламы отсутствует существенная информация о сравнении внутренних услуг ПАО «К», между условиями стандартной линейки тарифов и условиями акционного тарифа, что вводит потребителей рекламы в заблуждение, так как из текста рекламы можно сделать вывод о преимуществе рекламируемой компанией «К» услуги интернет, перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами.

Указание номера телефона, по которому можно получить дополнительные сведения о рекламируемой услуги, само по себе не влияет на восприятие рекламы и не восполняет отсутствующую в ней существенную информацию об аукционном тарифе и о том, что в рекламе сравниваются только внутренние услуги ПАО «К».

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»: «Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».

Таким образом, в тексте указанной рекламы услуг ПАО «К» отсутствует часть существенной информации о сравнении внутренних услуг ПАО «К», а именно, между условиями стандартной линейки тарифов и условиями акционного тарифа, что тем самым может вводить потребителей рекламы в заблуждение, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе», на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несёт рекламодатель. Согласно статье 3 Закона «О рекламе»: «рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо».

На основании выше изложенного, рекламодателем указанной рекламы является ПАО «К».

На рассмотрении дела представитель ПАО «Р» Г. согласилась с выводами Комиссии Смоленского УФАС России и сообщила, что в настоящее время рекламные листовки с указанной рекламой в подъезде жилого многоквартирного дома по адресу: <...> не распространяются.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «К»: «Домашний интернет и Цифровое ТВ «К» Лучший интернет на выгодных условиях! Бесплатное подключение: 8 <…>», размещаемую в подъезде жилого многоквартирного дома по адресу: <...>, в тексте которой отсутствует часть существенной информации о сравнении услуг ПАО «К», что тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О Рекламе».

2. Не выдавать ПАО «К» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «20» июня 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: _______________ <…>

Заместитель

председателя Комиссии: _______________ <…>

Члены Комиссии: _______________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны