Решение б/н Решение № 35/16-18.1/Ж по результатам рассмотрения жалобы в ... от 27 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 35/16-18.1/Ж
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции»
13 декабря 2016 года г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
|
- <…> |
- руководитель Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- <…> |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
|
- <…> |
ведущий специалист-эксперт финансово-аналитического отдела Смоленского УФАС России, |
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Наутилус»:
- <…> (доверенность, паспорт);
от заказчика (организатора торгов) - Смоленского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал»:
- <…> (доверенность, паспорт);
- <…> (доверенность, паспорт),
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу ООО «Наутилус» (поступила 02.12.2016 вх.№ 1358/03) на действия организатора торгов при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» (извещение №31604382598),
УСТАНОВИЛА:
В жалобе, заявитель указывает на неправомерные действия организатора торгов, выразившиеся в следующем:
- указание в закупочной документации конкретных характеристик товара (задвижки чугунные с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4). Указанный тип товара является обозначением товара одного производителя, который использует в маркировке своего товара такое буквенное обозначение;
- установление критерия оценки и сопоставления предложений («отсрочка оплаты по договору»). Данный критерий, как считает заявитель, является субъективным фактором, ущемляющим права участников.
- отсутствие у участников закупки возможности присутствовать при вскрытии конвертов, что, по мнению заявителя, препятствует участникам получить объективную информацию о ценовом предложении других участников-конкурентов и дает возможность заказчику «манипулировать ситуацией».
В этой связи представитель Заявителя просит приостановить заключение контракта по результатам проведения закупки №31604382598, признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание о внесении изменений в документацию закупки №31604382598 в целях приведения ее в соответствие с законодательством и недопущения ограничения конкуренции среди потенциальных участников.
В ходе заседания Комиссии представитель заявителя отказался от последнего довода жалобы.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу ООО «Наутилус» необоснованной, представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
В ходе рассмотрения по существу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
25.11.2016 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее также официальный сайт) опубликовано извещение №31604382598 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал».
Закупка проводилась в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд СМУП «Горводоканал», утвержденным приказом и.о.Генерального директора СМУП «Горводоканал» от 18.03.2015 № 105-3 (далее – Положение о закупках), документацией открытого запроса предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» (далее – Документация о закупке).
1. Согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Федеральным законом от 05.04.2016 №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» внесены изменения в пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупах.
В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках (в редакции Федерального закона от 05.04.2016 №104-ФЗ) в документации о закупке должны быть указаны, определенные положением о закупке, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
Согласно пункту 12 Документации заказчика, требования, установленные заказчиком, к количеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работ, услуг содержаться в Техническом задании.
В соответствии с Техническим заданием поставки подлежат задвижки чугунные с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» с заданными заказчиком техническими характеристиками.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что оценка заявок участников закупки происходила по техническим характеристикам предлагаемого к поставке товара. В случае их соответствия техническим характеристикам предмета закупки заявка участника была бы признана соответствующей требованиям Документации о закупке.
Комиссия отклоняет доводы представителей заказчика относительно оценки заявок участников исключительно по техническим характеристикам.
Так, согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» от 02.12.2016, для участия в открытом запросе предложений было подано три заявки: ООО «СП-Новосибирск», ООО «ПРОМКОМПЛЕКТ», ООО «Инекс». Как следует из Протокола ООО «СП-Новосибирск» и ООО «Инекс» отказано в допуске к участию в запросе предложений в связи с несоответствием представленных заявок требованиям извещения и документации, а именно, согласно протоколу, при рассмотрении заявки ООО «СП-Новосибирск» выявлено нарушение пункта 5 Документации и Технического задания «Учacтник пpедлoжил пoстaвкy задвижек с обрезиненным клином и не выдвижным шпинделем (aнaлoг AQV RSGV F4). Однако документация запроса предложений не содержит указания на возможность поставки аналога задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом)». «При рассмотрении заявки участника ООО «Инекс» выявлено: в нарушение п.5 Документации и технического задания Участник предложил поставку задвижек с обрезиненным клином F4 ZIGGIOTTO & C s.r.l. (Итaлия) (aнaлoг AQV RSGV F4). Однако дoкyментaция зaпpoсa предложений не содержит указания на возможность поставки аналога задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в кoмплекте co штуpвaлoм)».
Таким образом, заказчик требовал поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4.
Кроме того, проект договора поставки (приложение №3 к Документации о закупке) предусматривает необходимость поставки именно задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом). Поставка иных задвижек свидетельствовала бы о нарушении поставщиком договорных обязательств.
Изучив Документацию о закупке Комиссия установила, что Техническое задание закупочной документации содержит требование о поставке задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) с определенными техническими характеристикам товара, установленными заказчиком.
Вместе с тем в Документации о закупке нет никаких ссылок на действующие технические регламенты и стандарты. Также Документация о закупке не содержит обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Таким образом Комиссией установлено, что описание объекта закупки противоречит требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
При этом Комиссия отмечает, что в Положение о закупках изменения не вносились. Вследствие этого, Положение о закупках не соответствует действующей редакции Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенное, Комиссии усматривает нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в описании объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Указание заказчиком в Документации о закупке на тип AQV RSGV F4 расценено Комиссией в качестве обстоятельства, ограничивающего количество участников закупки.
Вследствие этого Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях организатора закупки при установлении требования о поставке задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В силу Закона о закупках заказчики вправе самостоятельно определять перечень критериев оценки.
В соответствии с пунктом 4.6 Положения, «Если иное не определено в документации закупочной процедуры, критериями оценки предложений поставщиков и выбора победителя являются:
1) предложенная поставщиком цена договора;
2) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
3) квалификация участников конкурса;
4) расходы на эксплуатацию товара;
5) расходы на техническое обслуживание товара;
6) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
7) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
8) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг».
Согласно Документации о закупке заказчиком установлены следующие критерии оценки и сопоставления предложений с соответствующими критериями значимости:
№ п/п |
Критерии оценки Предложений |
Значимость критерия |
|
Цена договора |
40,00% |
|
Срок поставки |
10,00% |
|
Качество (оценивается на основании технических паспортов и сертификатов соответствия продукции) |
30,00% |
|
Финансовая устойчивость участника (оценивается на основании анализа бухгалтерской отчетности и расшифровок кредиторской задолженности) |
10,00% |
|
Отсрочка оплаты по договору |
10,00% |
|
Итого: |
100,00% |
Таким образом, установленные в Документации о закупке критерии оценки не противоречат Положению о закупках, при этом не являются требованиями к участникам закупки и не служат ограничением возможности участия в открытом запросе предложений участникам закупки.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части неправомерного установления критерия оценки и сопоставления предложений «отсрочка оплаты по договору» необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Наутилус» на действия организатора торгов при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» (извещение №31604382598) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов Смоленского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части описания объекта закупки.
3. Выдать организатору торгов СМУП «Горводоканал» предписание об устранении нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-35/16-18.1/Ж
13 декабря 2016 г. г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
|
- <…> |
- руководитель Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- <…> |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
|
- <…> |
- ведущий специалист-эксперт финансово-аналитического отдела Смоленского УФАС России, |
на основании своего решения от 13.12.2016 № 35/16-18.1/Ж, принятого по итогам рассмотрения поступившей в адрес Смоленского УФАС России жалобы ООО «Наутилус» на действия организатора торгов при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» (извещение №31604382598), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов Смоленскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения открытого запроса предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» (извещение №31604382598) путем:
- отмены Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал» от 02.12.2016;
- возвращения ранее поданных заявок участников закупки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности участников подать новые заявки на участие в открытом запросе предложений;
- внесения изменений в документацию открытого запроса предложений на право заключения договора поставки задвижек чугунных с обрезиненным клином тип AQV RSGV F4 (в комплекте со штурвалом) для нужд СМУП «Горводоканал», устраняющих нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках;
2. Представить в Смоленское УФАС России в срок до 25 января 2017 подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте to67@fas.gov.ru или по факсимильной связи (4812) 38 62 22, а также письмом по адресу: 214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 14а.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.