Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО "Альянс-Ойл" от 30.07.... от 8 июля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



РЕШЕНИЕ

«30» июля 2009г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении ан-тимонопольного законодательства <...>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление ООО «Промтранссервис» (далее – Заявитель), касающееся от-ключения ООО «Альянс-Ойл» электроснабжения объектов, принадлежащих Заяви-телю, расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-он, п. Гнёздово.
Из заявления и представленных материалов следует, что согласно договору № 27 от 25.10.2001 Заявитель приобрёл в собственность энергетическое оборудова-ние, в частности: КТП-400/6-10/0,4 в комплекте с распределительной щитовой 380 вольт, кабелем АВГ 40×50, пакетным выключателем, электрическими тэнами, 3-мя прожекторами, штепсельными разъёмами, осветительным щитком.
В дальнейшем вышеуказанную КТП – 400/6-10/0,4 приобрело в собственность ООО «Интер-Ойл», а в сентябре 2004 года её купило ООО «Альянс-Ойл». С 2004 по 2008 год электроснабжение объектов Заявителя осуществлялось через опосредован-но присоединённую сеть ООО «Альянс-Ойл», а также бывших собственников ТП. Однако, в декабре 2008 года ООО «Альянс-Ойл» без какого-либо предупреждения отключило от электроснабжения, принадлежащие Заявителю, строящиеся объекты. На требования ООО «Промтранссервис» о возобновлении энергоснабжения принад-лежащих ему объектов, ООО «Альянс-Ойл» отвечает отказом, при этом не указыва-ет причин отключения.
В связи с этим, ООО «Промтранссервис» просит Смоленское УФАС России обязать ООО «Альянс-Ойл» возобновить энергоснабжение объектов, принадлежа-щих ООО «Промтранссервис» (расположенных по адресу: Смоленская обл., Смо-ленский р-н, п. Гнёздово).
Смоленским УФАС России был направлен запрос (от 01.07.2009 исх. № 1989/04) в адрес ООО «Альянс-Ойл» по вышеуказанному вопросу, в ответ на ко-торый данное общество сообщило (письмо от 08.07.2009 исх. № 08/07-09), что, при-обретая вышеуказанную КТП-400/6-10/0,4 ООО «Альянс-Ойл» не принимало ника-ких обязательств в части электроснабжения соседних организаций, каких-либо до-говоров, регулирующих отношения в сфере электроснабжения с Заявителем не за-ключало. Кроме того, мощность подстанции практически соответствует проектному потреблению электроэнергии ООО «Альянс-Ойл». Также, ООО «Альянс-Ойл» со-общило, что каких-либо писем от проектных либо энергоснабжающих организаций по поводу согласования подключения Заявителя от КТП-400/6-10/0,4 в адрес данно-го общества не поступало. Отключение Заявителя от вышеуказанной подстанции было произведено ООО «Альянс-Ойл» в соответствии с постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Смоленским УФАС России был направлен запрос в ОАО «Смоленскэнергос-быт» (письмо от 17.07.2009 исх. № 12-05/1966) о предоставлении информации по рассматриваемому вопросу, в ответ на который общество сообщило, что в настоя-щее время между ООО «Промтранссервис» и ОАО «Смоленскэнергосбыт» заклю-чён договор энергоснабжения № 101343 от 20.01.2003. Однако, 06.08.2003 в адрес Западного отделения филиала «Энергосбыт» ОАО «Смоленскэнерго» (далее – фи-лиала «Энергосбыт») поступило письмо от ООО «Промтранссервис», которым Зая-витель поставил филиал «Энергосбыт» в известность о том, что с 15.07.2003 вре-менно приостанавливается работа трансформаторной подстанции (КТП-400/6-10/0,4), расположенной на территории п. Гнёздово, и, принадлежащей в то время Заявителю. На основании данного письма между Заявителем и филиалом «Энерго-сбыт» не производились расчёты за электроэнергию и не производятся до настояще-го времени (с ОАО «Смоленскэнергосбыт»).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изло-женные в заявлении, по незаконному отключению Ответчиком электроснабжения электроустановок Заявителя, и сообщил, что ООО «Альянс-Ойл» приобрело в соб-ственность трансформаторную подстанцию (КТП – 400/6-10/0,4) в 2004 году, однако оформило всю необходимую документацию для осуществления надлежащего энер-госнабжения и использования ТП только в 2006 году. До 2006 года ООО «Пром-транссервис» вносило в ОАО «Смоленскэнергосбыт» плату за собственное электро-потребление, а также за электропотребление ООО «Альянс-Ойл», подтверждением этому являются счета на оплату (приобщены к материалам дела). В дальнейшем ООО «Промтранссервис» вносило плату за электрическую энергию ООО «Альянс-Ойл» наличными деньгами. В декабре 2008 года ООО «Альянс-Ойл», по своей ини-циативе, неправомерно отключило электроэнергию ООО «Промтранссервис», не во-зобновляет электроснабжение, чем препятствует осуществлению хозяйственной деятельности Заявителя. Несмотря на наличие договорных отношений между Заяви-телем и ОАО «Смоленскэнергосбыт», Ответчик прекращением электроснабжения от ТП электроустановок ООО «Промтранссервис» и отказом в его возобновлении на-рушает права Заявителя.
Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя, сообщив, что ООО «Альянс-Ойл» приобрело у ООО «Интер-Ойл» в собственность трансформа-торную подстанцию (КТП – 400/6-10/0,4, далее - ТП), оформило все необходимые документы, предусмотренные законодательством, для надлежащего использования ТП. Даная подстанция приобреталась без каких-либо обременений, информации о потребителях электрической энергии, подключённых к ТП, Ответчику представлено не было. В настоящее время у Заявителя изменилась точка подключения, в связи с чем, ООО «Промтранссервис» необходимо выполнить заново процедуру технологи-ческого присоединения, согласно действующему законодательству. После выполне-ния данной процедуры Заявитель может обратиться в ООО «Альянс-Ойл» со всеми необходимыми документами по вопросу электроснабжения, но только на ту величи-ну мощности, которая была выделена ему ранее – 5кВт. Учитывая тот факт, что у ООО «Промтранссервис» нет никаких документов, подтверждающих технологиче-ское присоединение от КТП – 400/6-10/0,4, ООО «Альянс-Ойл» устно уведомило Заявителя о планируемом отсоединении от электрической сети, а в декабре 2008 го-да осуществило такое отсоединение в присутствии представителя федерального ор-гана исполнительной власти по технологическому надзору.
Представители Ответчика также сообщили, что рассматриваемое дело возбу-ждено Смоленским УФАС России по признакам нарушения ООО «Альянс-Ойл» пункта 4 части 1сатьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованном прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое пре-кращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, норматив-ными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Однако, ООО «Альянс-Ойл» производством и продажей электрической энергии не занимается.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителей заявите-ля и ответчика, Комиссия Смоленского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конку-ренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением мо-нополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические ли-ца и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конку-ренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъ-екта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естест-венной монополии.
В собственности ООО «Альянс-Ойл» находится трансформаторная подстан-ция - КТП – 400/6-10/0,4 с соответствующим электрическим оборудованием. Элек-троснабжение объектов, принадлежащих ООО «Промтранссервис», расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-н, пос. Гнёздово, до декабря 2008 года осуществлялось от вышеуказанной ТП. Энергопринимающие устройства ООО «Промтранссервис» были технологически присоединены к электрическим сетям се-тевой организации через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собст-венности ООО «Альянс-Ойл».
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «Альянс-Ойл», занимает доми-нирующее положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны прилегания электрических сетей от ТП-129 (КТП – 400/6-10/0,4) в точке технологического присоединения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» за-прещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяй-ствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопуще-ние, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованный отказ или пре-кращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара пря-мо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами правитель-ства российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Комиссия посчитала ошибочным мнение Ответчика о том, что, не занимаясь производством и продажей электрической энергии, ООО «Альянс-Ойл» не нарушает пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», по сле-дующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В результате изучения конкурентной среды локального рынка услуг по пере-даче электрической энергии (аналитический отчёт, л.д. 62-63) Смоленским УФАС России было установлено, что ООО «Альянс-Ойл» действует на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии и фактически оказывает услуги по переда-че электрической энергии ООО «Промтранссервис».
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об элек-троэнергетике» установлено, что антимонопольное регулирование и контроль на оп-товом и розничном рынках осуществляются в соответствии с антимонопольным за-конодательством Российской Федерации с учетом особенностей установленных на-стоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оп-тового рынка.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функ-ционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, огра-ничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключитель-ным положением на оптовом и розничных рынках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнер-гетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологиче-ское присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией было установлено, что Заявитель яв-лялся собственником энергетического оборудования в частности: КТП-400/6-10/0,4 в комплекте с распределительной щитовой 380 вольт, кабелем АВГ 40×50, пакетным выключателем, электрическими тэнами, 3-мя прожекторами, штепсельными разъё-мами, осветительным щитком. Принадлежащие Заявителю энергопринимающие устройства были технологически присоединены к электрическим сетям сетевой ор-ганизации – ОАО «Смоленскэнерго», о чём свидетельствует акт разграничения ба-лансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сто-рон от 03.07.2002 (л.д. 48). 20.01.2003 между ОАО «Смоленскэнерго» и ООО «Промтранссервис» был заключён договор энергоснабжения № 101343, по которому Заявителем производилась оплата за электрическую энергию. На момент рассмотре-ния дела данный договор сторонами не расторгался (письмо ОАО «Смоленскэнер-госбыт» от 17.07.2009 № 12-05/1966, л.д. 50).
В сентябре 2004 года собственником вышеуказанной ТП стало ООО «Альянс-Ойл», которое через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства осуще-ствляло электроснабжение объектов Заявителя до декабря 2008 года, что не оспари-валось Ответчиком в ходе рассмотрения дела. Кроме того, на рассмотрении дела представитель Ответчика Железняков А.А. подтвердил, что при приобретении в собственность трансформаторной подстанции (КТП-400/6-10/0,4) ООО «Альянс-Ойл» располагало информацией о том, что к данной ТП присоединены энергопри-нимающие устройства Заявителя (суммарной мощностью токоприёмников 5 кВТ).
Таким образом, энергопринимающие устройства ООО «Промтранссервис» опосредованного присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ООО «Альянс-Ойл».
Из пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, далее – Правила недискриминационно-го доступа), что собственники и иные законные владельцы объектов электросе-тевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опо-средованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энерго-принимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов элек-тросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по пере-даче электрической энергии.
Как указал в ходе рассмотрения дела Ответчик, со сменой владельца ТП у ООО «Промтранссервис» изменилась точка присоединения к электрической сети, и Заявителю необходимо заново осуществить процедуру технологического присоеди-нения, что установлено Правилами технологического присоединения энергоприни-мающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежа-щих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановле-нием Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, далее – Правила технологического присоединения). По этой причине, по мнению Ответчика, дейст-вия ООО «Альянс-Ойл», касающиеся отсоединения энергопринимающих устройств Заявителя от электрической сети, не противоречат действующему законодательству.
Данный довод Ответчика Комиссия посчитала несостоятельным по следую-щим основаниям.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие данных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуата-цию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются ка-тегория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производст-венной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощ-ности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергоприни-мающих устройств.
Согласно имеющимся в деле материалам, а именно: приложению к договору энергоснабжения от 20.01.2003 № 101343, заключённому между ОАО «Смоленск-энерго» и ООО «Промтранссервис» - «Принципиальная схема электроснабжения и расстановки расчётных счётчиков» (л.д. 47) и акту разграничения балансовой при-надлежности сетей, подписанному между филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Смо-ленскэнерго» и ООО «Альянс-Ойл» № 82-21/1133 от 12.05.2009 (л.д. 33-34), измене-ние точки присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, не повлекла изменение схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
Следовательно, действие Правил технологического присоединения в данном случае на ООО «Промтранссервис» не распространяются.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, ча-стью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО «Альянс-Ойл» по отсоединению от электриче-ской сети энергопринимающих устройств ООО «Промтранссервис» нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путём экономически и технологиче-ски не обоснованного прекращения производства товара (услуги), если на этот товар (услугу) имеется спрос, а также если такое прекращение производства товара (услу-ги) прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пра-вительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномо-ченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами и на-рушающими Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче элек-трической энергии и оказания этих услуг.
2. Выдать ООО «Альянс-Ойл» предписание о прекращении нарушения пунк-та 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путём восста-новления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законода-тельства, обеспечив беспрепятственный переток электрической энергии ООО «Промтранссервис» через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие на праве собственности ООО «Альянс-Ойл», в соответствии с Правилами недискрими-национного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
3. Рекомендовать ООО «Промтранссервис» обратиться в ООО «Альянс-Ойл» для подписания между сторонами акта по разграничению балансовой принад-лежности и эксплуатационной ответственности.

Подписи членов Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-01/19-2009

«30» июля 2009 г. г. Смоленск

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимо-нопольного законодательства <...>
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Альянс-Ойл» в срок до 01.09.2009 прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотребле-нии доминирующим положением путём экономически и технологически не обоснованного отсоединения от электрической сети энергопринимающих устройств ООО «Промтранс-сервис», если такое отсоединение прямо не предусмотрено федеральными законами, нор-мативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными право-выми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
2. ООО «Альянс-Ойл» в срок до 01.09.2009 восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, обеспечив беспрепятственный переток электрической энергии ООО «Промтранссервис» через объекты электросетевого хозяйст-ва, принадлежащие на праве собственности ООО «Альянс-Ойл», в соответствии с Прави-лами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и ока-зания этих услуг.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Смоленское УФАС России в срок до 10.09.2009, предоставив письменные доказательства его исполнения.


Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны