Решение б/н часть 1 статьи 18 от 9 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<…>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 067/05/18-4/2021

«9» февраля 2021 г. г. Смоленск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

заместитель председателя Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Смоленского УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Смоленского УФАС России,

рассмотрев дело № 067/05/18-4/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы посредством использования телефонной связи без согласия на то абонента, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <…> (место нахождения: <…>);

и заявитель – <…> на рассмотрение дела не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

в Смоленское УФАС России 07.12.2020 по электронной почте поступило обращение <…>, в котором указано, что на его абонентский номер <…> 05.12.2020 в 12:45 с номера <…> поступил звонок рекламного характера. . В своем обращении <…>. указывает, что своего согласия на получения данной рекламы не давал. Заявитель просит привлечь лицо, которое распространяло рекламу без его на то согласие, к административной ответственности.

К обращению прилагалась запись телефонного разговора следующего содержания:

- «Добрый день, меня зовут <…>. Уделите мне пару минут. Спешу Вас поздравить, Вы ранее пользовались услугами платежных систем МастерКард и Виза и в качестве благодарности за ваше доверие мы делаем Вам подарок. Это карта рассрочки, проценты по этой карте Вам вообще не нужно платить, так как она не является кредитной. С картой покупки оплачиваются в рассрочку без процентов до 18 месяцев, в течение 10 лет можете без проблем совершать покупки без процентов, тем более по карте предусмотрено пожизненное бесплатное обслуживание, то есть за карту не надо будет платить ни сейчас, ни потом. Она для Вас абсолютно бесплатна. Для уточнения места получения вашей карты оставайтесь на линии»;

- «Сейчас узнаем, какой банк»;

- «Добрый день»;

- «Здравствуйте»;

- «Меня зовут Оксана, как я могу к Вам обращаться»;

- «Я получил рекламный звонок сейчас от бота с предложением карты. Скажите, какой это банк?»;

- «Карта «Халва» от Совкомбанка»;

- «Очень интересно, а скажите, откуда мой номер телефона и почему именно мне решили эту карту предложить?»;

- «Но не только Вам. Ваш номер телефона нам предоставили магазины партнеры. Вы наверно оставляли данные на скидочные или бонусные карты в наших магазинах партнерах»;

- «Даже если я в каком-то магазине партнере и оставлял, это не дает право банку мне звонить с предложениями, потому что согласия…»;

- «Вы не заинтересованы в получении карты «Халва» от Совкомбанка?»;

- «Ну конечно же, нет»;

- «Тогда всего доброго, до свидание».

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, указанная информация, распространяемая посредством использования телефонной связи на номер абонента <…>, является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к «<…>» и способствует продвижению её услуг на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, распространение рекламной информации о карте рассрочки «Халва» от «<…>» посредством использования телефонной связи на номер телефона абонента +<…> без его на то согласия, указывает на признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, на основании части 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель. В соответствии со статьёй 3 Закона о рекламе: «рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств».

В ходе проведенного Смоленским УФАС России расследования установлено следующее.

Согласно выписке из реестра российской системы и плана нумерации, размещаемого на сайте Федерального агентства связи, номер телефона <…> входит в состав ресурса нумерации, выделенного ПАО «<…>» (регион – Владимирская область).

ПАО «<…>» факт поступления 05.12.2020 в 12:45 на абонентский номер <…> голосового вызова с телефонного номера <…> подтверждает.

ПАО «<…>» письмом от 11.12.2020 № 5/1-03-LASB-Исх-00271/20 сообщило Смоленскому УФАС России, что абонентский номер <…>, с которого поступил телефонный звонок с рекламой банковских услуг, выделен в пользование индивидуальному предпринимателю <…> по договору оказания услуг связи от 31.08.2020 № IM-C997-1863.

На запрос Смоленского УФАС России от 14.12.2020 №5131/04 ИП <…>. сообщила, что не может дать пояснения, каким образом вышеуказанная информация была распространена с номера телефона, оформленного на неё. ИП <…> также сообщила, что правонарушение совершила впервые.

Смоленским УФАС России 15.01.2021 в отношении ИП <…>, которой выделен в пользование номер телефона <…> и с которого поступил звонок рекламного характера без согласия на то абонента, было вынесено Определение о возбуждении дела 067/05/18-4/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе. В указанном Определении рассмотрение дела назначено на 09.02.2021 в 11:00. Данное определение было направлено индивидуальному предпринимателю Пинаевой О.Д. заказным письмом на адрес регистрации и на адрес электронной почты заявителя.

В ответ на Определение Смоленского УФАС России от 15.01.2021 индивидуальным предпринимателем <…> были представлены письменные пояснения о том, что аудиозапись представленная заявителем не является доказательством по делу, так как из ее содержания невозможно сделать выводы о достоверности и принадлежности к вменяемым правонарушениям. Кроме того ранее пояснялось, что никаких звонков в адрес заявителя ИП <…> не осуществляла, также утверждает, что сим-карта ею утеряна в 2019году. ИП <…> относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что указывает на необходимость замены административного наказания на предупреждение согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Договоров на распространение рекламы не заключала.

По мнению индивидуального предпринимателя <…> никакого нарушения Закона о рекламе ей допущено не было.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Закона о рекламе при дозвоне на номер телефона <…> звонившее лицо должно было удостовериться в том, готов ли абонент прослушать рекламную информацию, т.е. получить предварительное согласие абонента на распространение рекламы посредством телефонной связи. Однако данные действия, согласно записи телефонного разговора, не производились.

Таким образом, распространение рекламной информации банковских услуг «Совкомбанка» посредством использования телефонной связи путём осуществления звонка с телефонного номера <…> на номер телефона абонента <…> без его на то согласия, является нарушением требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Учитывая изложенное, рекламораспространителем указанной выше рекламы является ИП <…> Рассмотрев материалы дела, Комиссия Смоленского УФАС России считает, что лицом, допустившим нарушение законодательства о рекламе является ИП <…> и в целях прекращения распространения ненадлежащей рекламы банковских услуг «<…>» Комиссией Смоленского УФАС России установлена необходимость пресечения распространения ненадлежащей рекламы, прекратить распространение которой способен ИП <…>.

Комиссия Смоленского УФАС России, исследовав все материалы дела № 067/05/18-4/2021, признала их достаточными для принятия решения в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу банковских услуг «<…>», распространяемую ИП <…> посредством использования телефонной связи на номер телефона абонента <…> без его на то согласия, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «11» февраля 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны