Решение №4860/03 Решение по жалобе ООО "ПромИнновация" от 16 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

 статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

«О защите конкуренции» № 067/10/18.1-454/2020

 

11 ноября 2020 г.                                                                                                         г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

<…>

<…>

<…>

 

при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:

- Организатора закупки – АО «Концерн Росэнергоатом»: <…> (доверенность от 14.01.2020 №9/29/2020-ДОВ),

- Заявителя – ООО «ПромИнновация»: <…> (доверенность от 28.10.2020 №б/н),

в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ПромИнновация»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.10.2020 в Смоленское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве поступила жалоба  ООО «ПромИнновация» (далее также – Заявитель, Общество) на действия закупочной комиссии Заказчика – АО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция», организатора закупки - АО «Концерн Росэнергоатом» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку шкафов релейной защиты шунтирующих реакторов 500 и 750 кВ Смоленской АЭС (извещение № 32009480350 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) (далее – конкурс) на неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе.

Организатор торгов представил письменные пояснения по сути жалобы,  с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

30.10.2020 в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией с целью получения дополнительной информации на основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы до 11.00. 11.11.2020, соответствующее уведомление (исх. №4695/03 от 30.10.2020) было направлено Заявителю, Заказчику, Организатору торгов.

В ходе рассмотрения 11.11.2020 жалобы Общества установлено следующее.

09.09.2020 Организатором закупки на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu опубликовано извещение № 32009480350 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку шкафов релейной защиты шунтирующих реакторов 500 и 750 кВ Смоленской АЭС.

Данная закупка осуществлялась в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупках) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (протокол от 09.10.2019 №121), с учетом  приказа генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 27.02.2019 №1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 01.08.2019 №1/787-П), конкурсной документацией.

Начальная (максимальная) цена договора составила 62 983 134,00 руб.

Согласно протоколу № 1/32009480350 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по конкурсу (Лот 6431, ГПЗ 15517/126) от 06.10.2020 (далее – Протокол от 06.10.2020) на участие в обжалуемой закупке заявки подали 7 (семь) участников закупки: ООО «КБ Технаб», АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко», ООО «НПО Электроавтоматика», ОАО «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством» (ООО «ВНИИР»), ООО «Релематика», АО «Завод Электропульт» и ООО «ПромИнновация»; Обществу на основании подпунктов «д» и «ж» пункта 8.3 Раздела 1 приложения № 12 Положения о закупке, подпункта «д» пункта 8.3 части 2 тома 1 конкурсной документации отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке в связи со следующим:

- в требованиях к микропроцессорным устройствам РЗА, в части нормального функционирования терминалов при исчезновении или снижении напряжения ниже установленного предела при соответствующей организации системы постоянного оперативного тока не должно нарушаться на время до 0,5 с. (пункт 4.2.10 Технического задания), предложено 0,4 с.

- в составе заявки Заявителя не представлена банковская гарантия, также отсутствует обеспечительный платеж.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 4.2.1 Положения о закупках под конкурсом понимается способ определения поставщика, который  предложит лучшие условия исполнения договора по совокупности критериев, установленных документацией.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

-  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-   требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктами «а», «б», «в» части 1 статьи 5.2.1 Положения о закупках требования в отношении закупаемой продукции включают в себя в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, эксплуатационным характеристикам (при необходимости), порядок приемки продукции и иные показатели, связанные с определением соответствия продукции потребностям заказчика;

-   требования стандартов, технических условий или иных нормативных документов, которым должна соответствовать продукция, а также требования к подтверждающим документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т.п.), которые должны быть предоставлены в составе заявки, перед заключением договора либо при поставке продукции;

- требования к условиям производства продукции (использованию определенных технологий, соблюдению стандартов), основанные на соблюдении соответствующих требований законодательства и (или) распорядительных документов Корпорации (при их наличии).

В соответствии с частью 1 статьи 6.2.3 Положения о закупках подача, изменение, отзыв заявки участником закупки и прием заявок, открытие доступа к заявкам (при проведении закупок в электронной форме)/ вскрытие конвертов с заявками (при проведении закупок в неэлектронной (бумажной) форме) осуществляется в соответствии с порядками, установленными для конкретных способов закупки в приложении № 12, а также правилами ЭТП (в случае проведения закупки в электронной форме).

Согласно пункту 5.1 приложения 12 Положения о закупках для участия в закупке участник должен подать заявку на участие в закупке (предложение, предоставляемое с использованием функционала и в соответствии с регламентом ЭТП, сделанное в электронной форме с приложением комплекта электронных документов, указанных в разделе 2 части 1 документации, содержание и оформление которых соответствует требованиям документации в срок, указанный в извещении о проведении закупки, а также (для заказчиков второй группы) предоставляемое иностранными участниками, заявка которых не подписана ЭП на ЭТП, в бумажной форме согласно пункту 5.6 настоящего раздела). Заявка является предложением участника о заключении договора (офертой) и у участника закупки возникает обязанность заключить договор на условиях документации и его предложения. Участник закупки, подавая заявку на участие в закупке, тем самым подтверждает наличие в его заявке исключительно общедоступной информации и понимает, что в целях рассмотрения заявки сведения из заявки могут быть переданы членам комиссии, экспертам и иным лицам. С помощью программных и технических средств ЭТП обеспечивается отсутствие возможности подать заявку на ЭТП после установленного окончания срока подачи заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 6.2.4 Положения о закупках при проведении конкурса, запроса предложений рассмотрение заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки осуществляется в порядке и сроки, установленные в разделах 1, 3 приложения № 12 Положения о закупках, и предусматривает:

- проведение отборочной стадии, в рамках которой допускается уточнение заявок на участие в закупке по решению закупочной комиссии;

- проведение переговоров с участниками закупки (только при проведении запроса предложений в случае закупки продукции, указанной в пункте. 2 части 2 статьи 4.2.1);

- проведение переторжки (по решению закупочной комиссии, если извещением о проведении закупки предусмотрена возможность проведения переторжки);

- проведение оценочной стадии (в случае признания закупки состоявшейся и если данная стадия предусмотрена порядком проведения закупки);

- подведение, оформление итогов закупки.

В соответствии с пунктом 8.1 приложения 12 Положения о закупках в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии — допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.

 Согласно пункту 8.2 приложения 12 Положения о закупках критериями отбора при рассмотрении заявок являются:

- соответствие заявки требованиям документации по существу по своему составу, содержанию и оформлению;

- соответствие участника закупки и заявленных участником закупки субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей установленным требованиям (в случае установления требований);

- соответствие предлагаемой участником закупки продукции установленным требованиям;

- соответствие предлагаемых участником закупки договорных условий (в том числе, непревышение цены заявки объявленной НМЦ, НМЦ ед.) установленным требованиям;

- предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки (если требовалось). Независимо от наличия в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, организатор проверяет поступление денежных средств на расчетный счет, указанный в извещении о проведении закупки, на день, предшествующий заседанию комиссии по проведению отборочной стадии. При отсутствии в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, но поступлении денежных средств на условиях и в порядке, предусмотренным извещением о проведении закупки и пунктом 4 настоящего порядка, обеспечение заявки считается представленным надлежащим образом.

В соответствии с подпунктами «д» и «ж» пункта 8.3 приложения 12 Положения о закупках по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. Основаниями для отказа в допуске согласно подпунктам «д» и «ж» указанного пункта являются в том числе:

- несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;

- несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки (если требовалось), за исключением случая, указанного в подпункте «д» пункта 8.2 настоящего порядка.

Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что предметом спорной закупки является право заключения договора на поставку шкафов релейной защиты шунтирующих реакторов 500 и 750 кВ Смоленской АЭС.

Описание предмета закупки содержится в техническом задании (том 2) конкурсной документации.

В частности, в пункте 4.2.10 подраздела 4.2 раздела 4 технического задания указано следующее требование к электропитанию постоянным оперативным током  микропроцессорных терминалов управления, защиты и автоматики выключателей:

«Нормальное функционирование терминалов не должно нарушаться при исчезновении или снижении напряжения ниже установленного предела при соответствующей организации системы постоянного оперативного тока на ПС на время, секунд до 0.5».

По мнению Комиссии Управления, указанное требование (в представленной формулировке) является вполне определенным и понятным, устанавливает длительность перерывов электропитания, при которой обеспечивается нормальное функционирование микропроцессорных терминалов управления, защиты и автоматики выключателей при исчезновении или снижения напряжения ниже установленного предела.

Таким образом, значение данного показателя не подлежало изменению (или, как минимум, не должно быть менее установленного значения).

Комиссией также установлено, что рассматриваемое условие соответствуют Стандарту организации  ПАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.120.70.241-2017, ссылка на который приведена в подразделе 4.2 раздела 4 технического задания.

Кроме того, конкурсная документация включает в себя форму 2 Техническое предложение участника.

Согласно пункту 6 инструкции по заполнению формы участник конкурса в данной форме должен подтвердить выполнение каждого  требования, предусмотренного технической частью конкурсной документации (том 2).

ООО «ПромИнновация» в пункте 4.2.10 подраздела 4.2 раздела 4 своего технического предложения указало следующее: «Нормальное функционирование терминалов не должно нарушаться при исчезновении или снижении напряжения ниже установленного предела при соответствующей организации системы постоянного оперативного тока на ПС на время, секунд 0.4», что, как указано выше, не соответствует требованиям конкурсной документации.

Таким образом, отказ Обществу в допуске к участию в конкурсе по данному основанию является правомерным, в данной части жалоба признана необоснованной.

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с данным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 данного закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 5.2.3 Положения о закупках при проведении конкурса с НМЦ свыше 20 млн.  руб. с НДС или других конкурентных способов закупок с НМЦ свыше 10 млн. руб. с НДС заказчик (в заявке на закупку), организатор закупки (в документации о закупке) устанавливают требование о представлении участником обеспечения заявки на участие в закупке. При проведении иных закупок с НМЦ свыше 5 млн руб. с НДС требование о представлении участником обеспечения заявки на участие в закупке устанавливается по решению заказчика.

Комиссией установлено, что в пункте 11 Извещения указаны способы обеспечения заявки - денежные средства либо безотзывная независимая гарантия, выданная гарантом, соответствующим требованиям, предъявляемым к гарантам, представляющим обеспечения заявки, приведенным в пункте 2.1.3 раздела 2 части 1 Тома 1 закупочной документации; размер такого обеспечения - 315 000 руб. (денежные средства или безотзывная независимая гарантия, выданная гарантом); а также банковские реквизиты получателя такого обеспечения.

Согласно  пункту 4 части 2 раздела 2.2  части 1 тома 1 конкурсной документации к заявке на участие в закупке, в форме электронных документов прикладываются в том числе:

- документы, подтверждающие факт предоставления обеспечения исполнения обязательств участника закупки:

- платежное поручение (квитанция), подтверждающее факт внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке

или

- безотзывная независимая гарантия обеспечения заявки на участие в закупке (подраздел 5.2, соответствующая Форма 4) с обязательным приложением документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего независимую гарантию (документы, подтверждающие полномочия лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа и, при необходимости, доверенность, если независимая гарантия подписывается по доверенности).

Комиссией установлено, что Общество в составе своей заявки  на участие в закупке не представило документы, подтверждающие обеспечение заявки (ни в виде денежных средств, ни в виде банковской гарантии), данный факт не отрицается и Заявителем.

При этом Заявитель в своей жалобе указал, что с целью обеспечения заявки на участие в спорной закупке ООО «ПромИнновация» была оформлена Банковская гарантия № 365276-ЭБГ1/20, выданная 21.09.2020 АО «Газпромбанк» - гарантом, который полностью соответствует требованиям Заказчика.

Вместе с тем, ввиду отсутствия соответствующего функционала, при направлении заявки на сайте ЭТП у ООО «ПромИнновация» отсутствовала возможность прикрепить банковскую гарантию по обеспечению заявки.

Комиссией установлено, что рассматриваемая закупка осуществлялась путем проведения открытого конкурса в электронной форме на электронной площадке ООО «Фабрикант.ру» (номер закупки 32009480350).

Приказом первого заместителя директора ООО «Фабрикант.ру» от 10.06.2020 №11/20/ОД  утвержден Регламент работы Торгового портала «Фабрикант» (далее – Регламент).

В соответствии с пунктом 9.1.1 Регламента секция Портала «Закупки Росатом» предназначена для проведения процедур закупки товаров, работ, услуг организациями атомной отрасли.

Согласно пункту 9.1.2 Регламента процедуры данной секции проводятся в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (далее-ЕОСЗ) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»). Общий порядок работы функционала Портала при проведении закупок предприятиями атомной отрасли описан в кратких руководствах, размещенных на Портале в разделе «Правила работы».

Так в пункте «с» раздела 7 Руководства участника процедуры «Конкурс в электронной форме. Секция «Закупки по 223-ФЗ», версия от 03.09.2020 (далее - Руководство) прописан с наглядными примерами порядок действий участника закупки по обеспечению заявки.

Кроме того, в последнем абзаце данного пункта Руководства указано следующее:  «После получения банковской гарантии Участник может загрузить её в форму заявки, например, «Сведения о поставщике, товаре, работах, услугах» см. п.7а.»

Таким образом, функционал электронной площадки позволяет представить в составе подаваемой участником закупки заявки документы, подтверждающие ее обеспечение.

Таким образом, отказ в допуске по данному основанию также является правомерным, в данной части жалоба признана необоснованной.

Комиссия Смоленского УФАС России также отклоняет озвученный Заявителем в ходе рассмотрения жалобы довод о внесении Организатором закупки изменений в извещение о закупке после рассмотрения заявок на участие в конкурсе как несоответствующий действительности; размещенная на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu в рамках закупки с извещением № 32009480350 информация не содержит сведений о внесении каких-либо изменений в извещение в нарушение установленного порядка.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ПромИнновация» на действия закупочной комиссии Заказчика – АО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция», организатора закупки - АО «Концерн Росэнергоатом» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку шкафов релейной защиты шунтирующих реакторов 500 и 750 кВ Смоленской АЭС (извещение № 32009480350 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны